Эксперты назвали проблемы с автопилотом причиной отказа Apple от создания машины

Модель iCar от Apple должна была уничтожить конкурентов, но ее так и не смогли создать. Что пошло не так

27 февраля руководство компании Apple объявило своим сотрудникам, работающим над собственным автомобилем, о закрытии проекта. Об этом событии сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники в концерне. Сама компания Apple ни разу официально даже не признавалась в работе над автомобилем, хотя, по многочисленным свидетельствам, разработка велась с 2014 года. Autonews.ru вспоминает, с чего все начиналось, и рассказывает, почему завершилось.

Идея автомобиля Apple принадлежит Стиву Джобсу

Легендарный сооснователь Apple, подаривший миру в том числе iPhone, Стив Джобс ушел из этого мира в 2011 году, за три года до того, как появилась первая информация о начале работы над автомобилем внутри американского IT-гиганта. Однако именно Джобс, по свидетельству бывшего члена совета директоров компании Микки Дрекслера, первым обратил внимание на перспективность рынка электромобилей.

По словам Дрекслера, в 2008 году, когда была представлена первая серийная модель Tesla, Apple собрала заседание совета директоров для того, чтобы обсудить это событие. Сам Дрекслер на том совещании выразил мнение, что Tesla Roadster первого поколения выглядит убого и не представляет интереса.

На это Стив Джобс ответил ему, что Дрекслер так ничего и не понял, и что красота машины спрятана у нее внутри. По словам Джобса, в Tesla не просто построили очередной автомобиль, а изобрели новую платформу, новый тип транспортного средства.

«Если бы Стив Джобс был жив, он бы точно создал iCar. Думаю, в автомобилестроении есть большие возможности в плане дизайна», — говорил Дрекслер в 2015 году.

Разработка автомобиля Apple велась в тайне

По данным ряда СМИ, работу над автомобилем, которая позже стала известна как проект «Титан», начали в конце 2014 года. Все это время Apple официально не подтверждала начало такого проекта, что, впрочем, полностью соответствует политике концерна максимально скрывать новые продукты до их выпуска на рынок.

При этом существовало множество свидетельств того, что проект «Титан» не является выдумкой. Большинство ранних доказательств сводятся к фактам найма на работу в Apple высокопоставленных руководителей и топовых инженеров из автоиндустрии. Точнее всего об этой ситуации сказал глава Tesla Илон Маск.

«Очень сложно что-то скрыть, когда в открытую нанимаешь тысячи специалистов для работы над конкретным проектом», — говорил Маск в 2016 году, жалуясь таким образом, что Apple переманивает кадры у самой Tesla.

Были и другие свидетельства. Например, в какой-то момент обнаружилось, что в исследовательском подразделении Apple на постоянной основе работает группа инженеров концерна Magna. Последний является крупным производителем автокомплектующих и крупнейшим в мире производителем автомобилей без собственного бренда. Проще говоря, Magna по заказу других компаний выпускает для них автомобили. Например, полностью электрический Jaguar i-Pace делает именно Magna.

Глава Apple Тим Кук также подогревал слухи, хотя напрямую не давал никаких обещаний. В 2015 году, выступая на конференции Wall Street Journal, Кук заявил об автомобильной индустрии буквально следующее.

«Индустрию ждут огромные изменения. Очень крупные перемены. Вы можете не согласиться со мной, но я правда так считаю», — сказал тогда глава Apple.

У Apple не было своего автозавода

Одной из главных сложностей для Apple было отсутствие собственного автомобильного производства. Однако IT-компания исторически никогда не стеснялась размещать заказы на выпуск своих продуктов у сторонних производителей, так что логичным выводом стало бы сотрудничество с кем-то из автоиндустрии.

Официальных подтверждений таким переговорам опять же нет. Но публикации в западных СМИ сначала связывали Apple с немецкими премиальными брендами Mercedes и BMW, затем с Volkswagen, а позже уже с азиатскими автоконцернами из Японии и Кореи.

Читать также:
В России заработало короткое ОСАГО. Какие подводные камни

Более всего в СМИ писали о переговорах Apple с концерном Hyundai. У последнего как раз простаивал завод дочерней марки KIA в США, на котором можно было наладить контрактное производство автомобилей Apple. Однако позже в корейском концерне опровергли факт предметных переговоров, а в Apple традиционно вообще воздержались от комментариев.

Каким мог быть автомобиль Apple

Поскольку саму машину публике никто никогда не демонстрировал, то и о ее дизайне информации нет. Однако почти во всех публикациях автомобиль Apple описывается, во-первых, как электрический, а во-вторых, с автопилотом.

Официально известно лишь, что Apple действительно использовала несколько десятков «мулов» — автомобилей от сторонних производителей, в которые ставится собственное оборудование для испытаний. Судя по всему, испытывали именно автопилоты.

Что касается электрической составляющей, то в декабре 2020 года множество споров вызвала заметка агентства Reuters, в которой, опять же со ссылкой на источники, говорилось, что Apple разрабатывает некую моноаккумуляторную технологию, которая звучала совершенно фантастически.

Современные электромобили питаются от батарей, которые, в свою очередь, состоят из множества отдельных аккумуляторов. В Apple вроде бы хотели вместо батареи создать один большой аккумулятор, способный полностью питать весь электрокар. Это позволило бы сэкономить вес и место и повысить плотность энергии. Проблема с том, что литиевые аккумуляторы работают при напряжении 3,7 вольт. И именно их объединение в батарею позволяет повысить этот параметр до 400–800 вольт. Как в Apple собирались обходить данное ограничение, так никто и не узнал.

У Apple был шанс стать крупнейшим производителем электромобилей в мире

Как стало известно в конце 2020 года, Илон Маск в 2017 году был готов продать Tesla компании Apple. На тот момент Tesla переживала глубочайший кризис в своей истории. Освоив мелкосерийное производство дорогих моделей S и Y, Tesla запускала массовый седан Model 3 и столкнулась с проблемой конвейерной сборки батарей в больших количествах, чего до нее никто в мире не делал.

Проблема заключалась в том, что к 2017 году Tesla все еще не получала прибыль, а долги компании росли. Решением должен был стать запуск именно Model 3, но производитель столкнулся с тем, что сам Маск позднее назвал «производственным адом».

По признанию Маска, в 2017 году он попросил Тима Кука о встрече, чтобы обсудить продажу Tesla компании Apple, но тот отказался даже встречаться, так что переговоры так и не начались. В итоге Tesla все же смогла решить свои проблемы, избежать банкротства и начать получать прибыль. Вскоре Tesla стала крупнейшим производителем электромобилей в мире, крупнейшим автоконцерном мира по рыночной капитализации, а Илон Маск стал богатейшим человеком.

Что стало причиной закрытия проекта автомобиля Apple

В Bloomberg приводят две причины, повлиявшие на решение о закрытии разработки собственной машины. Во-первых, это сложности с созданием полноценного автопилота. Появление такой технологии в последние десятилетия анонсировали многие компании, от Tesla и Ford до Apple и Google, но на практике полностью исключить водителя из процесса управления автомобилем до сих пор никому не удалось.

При этом очевидно, что от Apple ждали не просто очередного автомобиля, а прорывного продукта, который изменил бы индустрию. И создать именно такой за десять лет так и не удалось.

Вторая причина, по мнению Bloomberg, заключается в охлаждении интереса покупателей к электромобилям. Тут, впрочем, все не так просто. Продажи электромобилей продолжают расти, их доля на рынке увеличивается во всем мире. Однако вместе с тем растет и конкуренция, в первую очередь за счет китайских брендов.

Уже в четвертом квартале 2023 года Tesla утратила лидерство в сегменте, уступив по объему продаж китайской BYD. Таким образом, автомобилю Apple, появись он не в 2014 году, а в 2024-м, пришлось бы конкурировать не с устаревшими бензиновыми машинами, а с десятками уже существующих электрокаров.