В 2023 году в чемпионате мира по гонкам электромобилей Формула Е начнётся новая эра, поскольку серия переходит на абсолютно новое шасси Spark Gen3. Но даже без смены техники третий в статусе чемпионата мира сезон турнира был бы знаковым, поскольку в числе участников впервые оказались два легендарных для мирового автоспорта бренда. Однако, обо всём по порядку.
Болид без тормозов
Главное нововведение — отказ от шасси Spark SRT05E в пользу машины так называемого третьего поколения, Spark Gen3. Визуально отличить её от предшественницы легко не только по шинам Hankook, пришедшим на смену резине Michelin, но и благодаря футуристичному внешнему виду, который напоминает скорее транспортные средства из научной фантастики, чем гоночные автомобили современности. Рубленые формы, обилие граней и плоскостей, а также отсутствие привычного заднего антикрыла словно бы призваны продемонстрировать торжество скрытых под ними технологий.
Организаторы Формулы Е не скупятся на комплименты в адрес новой разработки. Её называют самым быстрым, самым лёгким, самым мощным, самым эффективным и, естественно, самым экологичным одноместным гоночным автомобилем с электрической силовой установкой. Болид стал компактнее и на 60 кг легче, но при этом получил сразу два электромотора — на передней и задней осях — способных суммарно выдавать до 800 л.с. Правда, максимальная отдача принудительно ограничена 480 л.с., а в гоночном режиме и вовсе пилот имеет 410 л.с.
Spark Gen3 на тестах проявили себя строптивым болидом
Аккумулятор рассчитан на «мгновенную зарядку» мощностью до 600 кВт, что позволит проводить в чемпионате пит-стопы, а в целом организаторы обещают, что более 40% используемой болидом во время гонки энергии будет регенерироваться на торможениях. Для этого отказались от тормозов с гидроприводом на задней оси, заменив их системой рекуперации, но на предсезонных тестах выяснилось, что новинка работает не лучшим образом — из-за поломок были аварии и вылеты с трассы. Так что устроители Формулы Е пообещали как минимум на первых этапах использовать некую схему резервирования тормозов.
С учётом того, что Spark Gen3 могут разгоняться до 320 км/ч, уверенность в возможности вовремя и эффективно замедлиться для пилотов очень важна. Ну а если техника будет работать бесперебойно, гонщики обещают более острую борьбу на трассе и увеличение числа обгонов — машины стали мощнее и компактнее, так что сражаться можно будет даже на узких уличных автодромах.
Везде, кроме Австралии и Антарктиды
В 2023 году Формула Е планирует провести 16 гонок в рамках 11 уик-эндов, часть из которых будет проводиться в формате двойных гонок. К привычным локациям устроители первенства добавили четыре новых — в новом сезоне впервые состоятся этапы в Индии (Хайдарабад станет местом проведения второго в истории страны, после Гран При Формулы 1, этапа чемпионата мира по автогонкам), Южно-Африканской Республике (трассу организуют в Кейптауне) и Бразилии (гонку примет Сан-Паулу). В США и раньше проходили этапы Формулы Е, но на сей раз с улиц Нью-Йорка чемпионат переберётся в антураж Орегона.
Формула Е. Календарь сезона-2022/23
14 января — Мексика, автодром братьев Родригез 27 января — Саудовская Аравия, Эд-Диръия 28 января — Саудовская Аравия, Эд-Диръия 11 февраля — Индия, Хайдарабад 25 февраля — ЮАР, Кейптаун 25 марта — Бразилия, Сан-Паулу 22 апреля — Германия, Берлин 23 апреля — Германия, Берлин 6 мая — Монако, Монте-Карло 3 июня — Индонезия, Джакарта 4 июня — Индонезия, Джакарта 24 июня — США, Портленд 15 июля — Италия, Рим 16 июля — Италия, Рим 29 июля — Великобритания, Лондон 30 июля — Великобритания, Лондон
Стационарных автодром в новом сезоне Формулы Е будет минимум
Впрочем, если и есть в Формуле Е что-то максимально гибкое, то это календарь. Не исключено, что по каким-то причинам расписание первенства будет меняться с изменением дат этапов и сменой локаций, поэтому официальный график турнира до старта самой последней гонки стоит считать в чём-то предварительным. Но в новом сезоне Формула Е посетит все континенты Земли, кроме Австралии (над этим ещё предстоит поработать) и Антарктиды, которая, похоже, останется уделом братской серии Extreme E.
Кроме изменения календаря будут и перемены в спортивном регламенте. Чемпионат вернётся к фиксированной по кругам дистанции гонок, будет отменена система FanBoost, а на отдельных этапах протестируют систему дозарядки батарей во время гонки — за это пилоты станут получать два дополнительных периода активации «режима атаки». Ну и каждая команда минимум дважды по ходу сезона на тренировках обязана будет сажать в кокпит пилота-новичка.
Дебют Maserati и McLaren
Формула Е в принципе бьёт рекорды популярности у автопроизводителей, но 2023 год будет знаковым для всего мирового автоспорта — впервые за более чем 60 лет в гонках формульных классов будет представлена заводская команда Maserati! Партнёром для возвращения в мировой чемпионат итальянский бренд выбрал команду ROKiT Venturi Racing, так что будет интересно понаблюдать, чего добьётся коллектив Maserati MSG Racing и удастся ли Maserati к своим громким успехам 1950-х добавить триумф в XXI веке.
Maserati возвращается в формульные гонки, но уже на электромобилях
С не меньшим интересом публика будет следить и за коллективом Neom McLaren Formula E Team, который создан на основе чемпионского коллектива Mercedes-EQ Formula E Team, покинувшего серию. Зак Браун в стремлении расширить свою гоночную империю за счёт популярных чемпионатов поступил грамотно и выкупил активы триумфаторов Формулы Е. И это будет весьма интересное сочетание — построенный на базе команды Mercedes-Benz коллектив под брендом McLaren, который использует силовые установки Nissan!
McLaren теперь представлен в двух чемпионатах мира по автогонкам
Нельзя не отметить и возвращение команды ABT Sportsline, который ранее работал с Audi. После ухода немецкого бренда из серии исчез и коллектив, но сейчас он вновь будет в числе участников Формулы Е уже как Team ABT. На сей раз, используя электрические агрегаты Mahindra, команда будет защищать цвета испанского бренда Cupra.
Семейная команда Абт возвращается в Формулу Е вместе с маркой Cupra
Что касается состава пилотов, то меняется он и по ходу чемпионата, что уж говорить о межсезонье — неизменным относительно сезона-2021/22 состав остался только у одной команды! У остальных гонщики либо сменили коллективы внутри Формулы Е, либо вовсе ушли из серии, поскольку в чемпионате мира по гонкам на выносливость FIA WEC образовалось немало вакансий после прихода заводских команд в класс Hypercar. Но, если резюмировать, на старт ePrix в этом году выйдут хорошо знакомые поклонникам автоспорта спортсмены, имена которых известны либо по всё той же Формуле Е, либо по другим чемпионатам.
Кто окажется сильнейшим в первый сезон новой эры Формулы Е?
11 команд, 22 гонщика, 9 автомобильных брендов, 16 гонок в 11 странах на 5 континентах — таким будет новый сезон Формулы Е. Чемпионат 2022-23 года станет дебютным для болидов третьего третьего поколения, что сделает турнир ещё более интересным. Последить за серией стоит, даже если вы не большой поклонник электромоторов — возвращение Maserati стоит того, чтобы уделить внимание Формуле Е!