Содержание:
Многочисленные триумфы и страшная трагедия — из этих ингредиентов сложилась судьба Михаэля Шумахера, легендарного пилота «Формулы-1» рубежа ХХ-XXI столетий
На дорогах появились инспекторы ВАИ. Какие у них полномочия Техосмотр 27 января Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям Штрафы 19 декабря 2022 Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица Запчасти 8 июня В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО
Кто такой Михаэль Шумахер
Михаэль Шумахер — наш современник, выдающийся немецкий автогонщик, первый семикратный чемпион «Формулы-1». Это достижение позже повторил лишь британец Льюис Хэмилтон.
Михаэль стал лицом «королевских гонок» в период, когда интерес к ним находился в России на пике. Не случайно, в нашей стране водителей, отличающихся, как и немецкий пилот, напористым, агрессивным стилем управления автомобилем, прозвали с долей иронии «шумахерами». Определение оказалось насколько метким, настолько и живучим и по-прежнему в ходу, хотя с момента, когда Михаэль повесил шлем гонщика на гвоздь, прошло уже более десятка лет.
Выстроить карьеру после «Формулы-1» Шумахеру помешала тяжелейшая травма, полученная на горнолыжной трассе 29 декабря 2013 года, менее чем за неделю до 45-летия спортсмена. С этого момента началась история борьбы за возвращение Михаэля к нормальной жизни, которая продолжается и сегодня.
До трагедии в Альпах Михаэль успел попробовать себя в роли актера. В 2006 году спортсмен озвучил Ferrari F430 в знаменитой анимационной ленте «Тачки» американской студии Pixar, а двумя годами позже снялся в эпизодической роли возничего Шумикса во французской комедии «Астерикс на Олимпийских играх». В 2009 году Шумахер разово появился в популярном британском телешоу Top Gear в качестве гонщика-аса Стига: только Михаэлю компания Ferrari доверила управлять во время съемок программы уникальным трековым спорткаром Ferrari FXX.
За время карьеры гонщика Шумахер, активно участвовавший и в рекламных проектах, заработал солидное состояние, которое в 2010 году оценивалось в 515 млн. британских фунтов. Журнал Forbes в 1999 и 2000 годах называл Михаэля самым высокооплачиваемым спортсменом в мире, а в 2017-м включил его в Топ-5 наиболее «дорогих» атлетов всех времен.
Михаэль Шумахер известен и своей филантропической деятельностью. Будучи послом доброй воли ЮНЕСКО, гонщик жертвовал миллионы евро и долларов на нужды пострадавших от стихийных бедствий и военных конфликтов, а также беднейших регионов планеты. Кроме того, Михаэль активно участвовал в общественных кампаниях за безопасность дорожного движения.
Биография Михаэля Шумахера
В судьбе Михаэля Шумахера профессиональное и личное переплетены очень плотно. Судите сами:
Спортивная карьера
Немецкий король «Формулы-1», появившийся на свет 3 января 1969 года в городке Хюрт недалеко от Кельна, не был по рождению принцем крови. Отец, Рольф, — каменщик. Мать, Элизабет, — домохозяйка. Лишних денег в семье, где подрастал еще один, младший сын Ральф, впоследствии также автогонщик, не водилось. Известно, что сумма в 800 марок на приобретение нового карта для Михаэля оказалась для семьи неподъемной, и если бы не финансовая помощь местного предпринимателя, разглядевшего в подростке талант пилота, карьера будущей звезды автоспорта могла бы прерваться на самом старте. Получил бы мир взамен великого дзюдоиста (юный Михаэль делал заметные успехи в этом виде восточных единоборств), остается только гадать.
Семья Шумахеров (слева направо): Ральф, Элизабет и Михаэль перед семейной картинговой трассой
Не самое беззаботное детство, видимо, отразилось на характере Михаэля, который на гоночной трассе не стеснялся действовать зачастую на грани фола, а то и за гранью. Об этом многое могут рассказать Деймон Хилл, Мика Хаккинен, Жак Вильнев, которых в борьбе за корону «Формулы-1» Михаэль в разные годы пытался — и в основном успешно — выбить с трассы. Да и свой первый титул в 1994 году Шумахер, по словам его напарника по команде Йоса Ферстаппена, завоевал на машине, в конструкцию которой были внесены запрещенные правилами изменения. А уже будучи семикратным чемпионом мира, в 2006 году, выйдя на первое место в квалификации Гран При Монако, где поул-позишн на стартовой решетке в гонке имеет во многом решающее значение, Михаэль намеренно остановился, заблокировав узкую трассу, чтобы не позволить улучшить свое время кому-либо из соперников.
Все это не отменяет того факта, что Шумахер был выдающимся гонщиком. Уникальная техника его пилотирования тщательно изучалась на основе показаний телеметрии. Выяснилось, что Михаэль при подходе к виражам позже начинал торможение, а затем на дуге и на выходе из нее стабилизировал машину, виртуозно, в раллийном стиле, одновременно работая педалями газа и тормоза, что давало ощутимый выигрыш во времени. При этом, чувствуя нарастающую усталость тормозов, Шумахер мог применять более щадящую технику пилотирования. И конечно, в череде прозвищ, которыми наградили гонщика, неслучайно появились такие, как Regenkönig и Regenmeister, что в переводе с немецкого означает «Король дождя» или «Повелитель дождя». Именно этот вид атмосферных осадков позволил Михаэлю вытащить счастливый билет в жизни.
А все начиналось, как водится, в детстве. Четырехлетнему Михаэлю отец смастерил первый карт, установив на педальную версию мотоциклетный моторчик. На этом «гибриде» будущий чемпион получил свою первую травму — расквасил нос, врезавшись в фонарный столб. После этого инцидента Шумахеры перебралась в город Керпен, где глава семейства устроился управляющим недавно открытой картинговой трассы Kerpen-Horrem, по которой и начал рассекать Михаэль на собранной отцом из восстановленных деталей машинке. Погонять вдоволь удавалось в дождь, когда картодром пустовал. Полученными в раннем детстве навыками управления машиной на скользкой трассе Михаэль с успехом пользовался на протяжении всей своей карьеры гонщика, начиная с первой победы на клубном уровне в шестилетнем возрасте. Уже в 12 лет подросток стал обладателем профессиональной гоночной лицензии… Люксембурга, поскольку в Германии по законодательству ему пришлось бы ждать еще два года. С 1984 года началась серия побед в немецком и европейском чемпионатах по картингу, а в 1988 году Михаэль впервые выиграл состязания на одноместной гоночной машине «Формулы König». В 1990-м последовала победа в немецкой «Формуле-3», и тогда же молодого пилота пригласила команда Sauber-Mercedes для участия в мировом первенстве спортпрототипов. Михаэль провел три гонки и трижды поднимался на подиум.
Михаэль Шумахер (в центре), Ральф Шумахер (слева) и отец Рольф собирают картинг
А на следующий год Шумахеру представился счастливый случай: менеджер пилота «сосватал» его в команду «Формулы-1» Jordan, которой срочно потребовался гонщик на замену. В проливной дождь на далеко не самой быстрой машине пелотона дебютант квалифицировался седьмым на одной из самых требовательных трасс, бельгийской Спа-Франкоршам. И пусть отказ сцепления на старте гонки смазал картину, Флавио Бриаторе, босс команды Benetton-Ford, буквально похитил Шумахера прямо из кокпита болида Jordan.
Именно под знаменами Benetton-Ford Михаэль одержит свою первую победу в «Формуле-1» в 1992 году, а в 1994-м и 1995-м станет чемпионом «королевских гонок» (отчасти этому способствовало завершение карьеры лучших гонщиков предыдущего поколения и гибель великого Айртона Сенны), попутно получив прозвище «Солнечный мальчик» за ярко-желтую расцветку комбинезона и лучезарную улыбку.
В 1995 году с переходом в Ferrari цвет гоночной «спецодежды» Шумахера изменится на алый, а потом пилот удостоится и почетного титула «Красный барон» по аналогии с Манфредом фон Рихтгофеном, лучшим немецким асом Первой мировой, одержавшим бОльшую часть из своих 82 побед в воздушных боях на истребителях, которые были окрашены в ярко-красный цвет.
Послужной список Михаэля в период его выступления за скудерию не менее впечатляет:
За триумфом последовал резкий спад (1 победа в сезоне) в 2005 году, когда после изменений в техническом регламенте компания Bridgestone, поставщик Ferrari, не смогла подготовить конкурентоспособные покрышки. После нового пересмотра техрегламента в 2006-м проблема покрышек для Ferrari была решена, но стать восьмикратным чемпионом мира Шумахеру не позволил испанец Фернандо Алонсо (Renault), которому помог сход из-за технических проблем немецкого гонщика, до этого лидировавшего во время кульминационного Гран При Японии. В том же сезоне Михаэль одержал свою последнюю победу в «Формуле-1», выиграв Гран При Китая. Под дождем… Это была бы символичная точка в великой карьере пилота, но получилась многоточие.
После двух лет, проведенных в качестве советника команды Ferrari, Шумахер, как говорят, решил вновь стать боевым пилотом скудерии, чтобы в сезоне 2009 года заменить травмированного Фелипе Массу. Однако из-за повреждения шеи, полученного незадолго до этого в мотогонках, Михаэлю, который провел пробные заезды на машине «Формулы-1», пришлось отказаться от этой идеи.
Камбэк произошел годом позже, когда Шумахер подписал трехлетний контракт с командой Mercedes, но дважды войти в одну и ту же реку не получилось. В сезоне 2010 года Михаэль установил личный антирекорд, завершив чемпионат девятым, и вчистую проиграл внутрикомандное соревнование своему молодому напарнику Нико Росбергу. Следующие два сезона Шумахер провел очень неровно, становясь то жертвой технических проблем, то ошибок команды с тактикой, то собственных. В 2012-м Михаэль в последний раз финишировал на подиуме (Гран При Европы) и набрал очки в гонке (Гран При Бразилии), а 4 октября того года на пресс-конференции перед японским этапом чемпионата объявил о завершении карьеры гонщика по окончании сезона.
Но и сегодня «Красный барон» удерживает рекорды «Формулы-1» по числу быстрых кругов (77) и чемпионских титулов подряд (5). А по количеству подиумов (155), поул-позишн (68) и побед (91) Михаэль Шумахер идет вторым за продолжающим выступать в «королевских гонках» Льюисом Хэмилтоном. Наконец, первый семикратный чемпион «Формулы-1» оставил в наследство миру автоспорта разработанную совместно с немецкой компанией Schuberth GmbH конструкцию обеспечивающего повышенный уровень безопасности гоночного шлема из пластика, армированного углеродным волокном.
Михаэль Шумахер (справа) и Себастьян Феттель (слева) на Гонке чемпионов в Пекине, 3 ноября 2009 г.
Личная жизнь
Михаэль познакомился со своей ровестницей и будущей женой, Коринной Беч, еще в 1990 году на шумной вечеринке, где девушка появилась в сопровождении Хайнца-Харальда Френтцена, который незадолго до этого уступил Шумахеру в борьбе за звание чемпиона немецкой «Формулы-3». Амурное поле битвы тоже в конце концов осталось за «Красным бароном», и 1 августа 1995 года состоялась свадьба Михаэля и Коринны.
20 февраля 1997 года у пары родилась дочь, Джина-Мария, а 22 марта 1999 года — сын Мик. Дети унаследовали от родителей спортивные привязанности. Джина-Мария, как и мать, профессионально занялась верховой ездой и на сегодня в ее активе несколько побед в европейских турнирах и титул чемпионки мира (2017) по рейнингу, ковбойской выездке. Мик с девяти лет участвовал в соревнованиях по картингу, в 2020-м стал чемпионом «Формулы-2», а годом позже в составе команды Haas дебютировал в «королевских гонках», где не слишком удачно провел два сезона. Сегодня Мика можно часто видеть во время Гран При в боксах команды Mercedes…
Коринна, Мик и Михаэль Шумахеры, Штутгарт, Нюрбургринг, Германия, 2012г.
Михаэль Шумахер всегда предпочитал не высвечивать жизнь своей семьи, но известно, что ей с 2007 года принадлежала вилла площадью 650 м2 на берегу Женевского озера рядом со швейцарским городом Глан. Помимо частного пляжа на территории поместья имелся подземный гараж и заправочная станция с винтажной бензоколонкой Shell, давнего поставщика горючего для скудерии Ferrari. Чета Шумахеров также владеет ранчо в Швейцарии и Техасе (США). Михаэль был неравнодушен к конному спорту, а кроме того увлекался мотогонками, дайвингом и футболом. «Красный барон» не только болел за клуб «Кельн» и являлся фанатом его звезд, полузащитника Пьера Литтбарски и своего однофамильца, вратаря Харальда Шумахера, но и сам выступал за швейцарский клуб FC Echichens, а также участвовал в благотворительных играх и организовывал матчи с участием пилотов «Формулы-1».
Коринна и Михаэль Шумахер перед своей виллой в Вюффлен-ле-Шато, Швейцария, 13 августа 1996 г.
Как разбился Михаэль Шумахер
Семья Шумахеров планировала встретить новый год на французском курорте Мирабель в Альпах. Утром 29 декабря 2013 года Михаэль вместе с сыном отправился кататься на лыжах, выехал за пределы трассы и, набрав скорость, натолкнулся на скрытый под свежевыпавшим снегом камень, ударившись о него головой. Защитный шлем при этом раскололся, но сохранил жизнь спортсмену. Спасательный вертолет прибыл на место происшествия в течение считанных минут, и поначалу состояние Михаэля не вызывало особых опасений. Сообщалось даже, что гонщик находится в сознании. Однако при перевозке пострадавшего из местной больницы в клинику Гренобля ситуация резко ухудшилась, и Шумахера пришлось ввести в состояние искусственной комы. Дальше последовали две нейрохирургические операции, а в сентябре 2014 года супруга пилота сообщила, что он проходит курс реабилитации дома.
Лечение оказалось исключительно дорогостоящим, как и содержание многочисленной охраны, нанятой чтобы не допустить проникновения папарацци на территорию швейцарской виллы Шумахеров. На декабрь 2016 года расходы составили 16 млн. евро. Коринне пришлось продать дома в Норвегии и Дубае, личный самолет и часть коллекционных машин из гаража «Красного барона». А весной 2021 года появились сообщения о том, что за 59 млн. евро продан и швейцарский особняк семьи Шумахеров. Это может быть связано с тем, что Михаэля готовили ко второй крайне дорогостоящей операции по пересадке взятых из сердца стволовых клеток в спинной мозг.
Состояние Михаэля Шумахера сегодня
Следуя принципу Михаэля «Личное есть личное», семья почти не дает информации о его состоянии. Однако в сентябре 2021 года на платформе Netflix вышел документальный фильм «Шумахер», в котором жена и сын пилота подтвердили, что тот не способен самостоятельно передвигаться и общаться с окружающими. Из других источников известно, что Михаэль реагирует на речь слабыми движениями пальцев и глаз. Прогнозы некоторых известных медиков неутешительны, но надежда умирает последней…