К каким проблемам может привести покупка машины по агентскому договору

Покупка подержанной машины у дилера не всегда гарантирует юридическую чистоту и отсутствие проблем для нового владельца, которому могут попросту отказать в регистрационных действиях в ГАИ. Autonews разбирался в причинах

В теории

Покупка машины в дилерском центре многим кажется наиболее безопасной сделкой, гарантирующей прозрачную историю машины, а также отсутствие технических изъянов. Выбрал понравившийся экземпляр, подписал необходимые документы, произвел оплату — и ты владелец достойного во всех планах автомобиля.

Однако нужно помнить, что подержанные машины попадают в дилерские центры разными путями: некоторые напрямую выкупаются у прежних владельцев, иные забираются по Trade-in, а третьи выставляются на комиссионную продажу. Есть и еще одна категория — реализация по так называемому агентскому договору между реальным владельцем-физлицом и дилерским центром. В последнем случае покупателю не гарантируется почти ничего.

На практике

Агентский договор — это соглашение между агентом (салоном) и хозяином машины, которое позволяет по поручению совершать юридические и иные действия от имени автовладельца за определенное вознаграждение. По факту это означает, что автомобиль не является собственностью дилерского центра, который снимает с себя любую ответственность за реализуемый автомобиль.

Чем грозит покупка

К чему может привести покупка машины по агентскому договору от физического лица, рассказал автоюрист и автор Youtube-канала «Ярдрей» Андрей Подшивалов.

К эксперту обратился владелец Mercedes-Benz GLC. Автомобиль был куплен им в крупном автоцентре в Санкт-Петербурге, однако после завершения сделки выяснилось, что номер двигателя на автомобиле вытравлен, а сама машина представляет собой «конструктор» из разных транспортных средств: даже электрическая проводка в ней установлена неоригинальная, рассказал Подшивалов. Поставить на учет автомобиль в ГАИ отказались.

Обращение покупателя к дилеру, продавшему автомобиль от имени физлица по агентскому договору, ни к чему не привело. В компании заявили, что не несут ответственность за автомобиль, они лишь следят за юридической чистотой сделки. «В данном случае мы предоставляем услугу по юридической чистоте сопровождения сделки», — пояснил менеджер автоцентра.

По словам Подшивалова, аналогичных случаев предостаточно, а решать вопрос с возвратом проблемной машины владельцу приходится, как правило, через суд, прибегая к помощи профессиональных юристов. Салоны в таком случае утверждают, что просто оказывают «услугу по знакомству продавца с покупателем».

В чем выгода для автосалонов

По словам вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, продажа подержанных машин от физлиц по агентскому договору крайне выгодна дилерам.

«При такой схеме продажи салон никакой ответственности не несет. Мы этот товар не видели и что он из себя представляет, не знаем. Это очень массовая история. В салоны попадают и битые машины, и авто с юридическими проблемами, и «конструкторы». Для покупателя нет ровным счетом никакой защиты. Такими вещами не гнушаются даже самые крупные компании. Им без разницы, что продавать. Главное — продать», — заметил эксперт.

Автокриминалист Максим Шелков в беседе с Autonews подтвердил, что в автосалоны по данной схеме иногда попадают непроверяемые машины, при покупке которых у новых владельцев возникают юридические проблемы.

«Автосалоны проверяют машины, насколько могут, но есть вещи, не проверяемые в принципе. Если что-то случилось и машина оказалась проблемной, предъявить претензии автосалону будет непросто», — сказал эксперт.

Читать также:
Voyah открыл предзаказы на кроссовер Free в версии Sport Edition

Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Александр Холодов также напомнил потенциальным покупателям, что дилеры могут взять автомобиль на комиссию и сами выступить в роли продавца. В этом случае именно салон будет отвечать за чистоту машины и ее техническое состояние. Агентский договор — абсолютно иной случай.

Эксперт напомнил, что салоны зачастую забывают рассказать о проблемах потребителю и делают вид, что просто проходили мимо: «Начинают рассказывать сказки: все, что автосалон продает, это надежно. Многие покупаются на это, а фактически приобретают машину у предыдущего владельца — «физика».

Типичные проблемы

После покупки транспортного средства в салоне по агентскому договору у нового владельца может возникнуть целый ряд проблем.

По словам Шелкова, продавец может привезти в автосалон не совсем честно приобретенный автомобиль либо машину с возможными требованиями прав от третьих лиц. «Агентский договор подразумевает, что агент не несет ответственности. Автосалон фактически занимается оформлением документов», — пояснил специалист.

К типичным проблемам эксперт отнес наличие договора с отсрочкой платежа предыдущих владельцев, ситуацию, когда выставленный на продажу автомобиль является предметом наследования, и случай с договором двойной продажи.

«По агентскому договору отвечает по сути тот, кто продает, а не автосалон. Дилер в данном случае даже не посредник, а выполняет некое поручение продавца и действует от его имени. Все претензии надо предъявлять к предыдущему владельцу», — пояснил Холодов.

Секрет безопасной сделки

В беседе с Autonews эксперты посоветовали покупателям подержанных автомобилей в салонах обращать внимание на ряд нюансов. Это поможет обезопасить себя от приобретения проблемной машины, с которой впоследствии придется расстаться либо которую придется пытаться вернуть предыдущему владельцу.

«Мы давным-давно советуем всем автомобилистам, если вдруг они приобретают автомобили, смотреть все документы и на то, как он продается. Лучше всего это делать с юристом, чтобы тот посмотрел договор», — посоветовал Холодов.

Специалист добавил, что намного безопаснее приобретать машину, взятую дилером на комиссию. В этом случае именно салон несет ответственность за нее. В случае с агентским договором дилер лишь участвует в оформлении бумаг и сводит продавца с покупателем. Впрочем, даже при такой схеме можно попытаться судиться с автосалоном. Для этого придется доказать, что фактическим продавцом выступал именно он.

«Можно попробовать в суде подать иск и на автосалон, и на продавца и попытаться доказать, что фактически это была комиссия: машина стояла на площадке автосалона, продавал дилер, заключал договор тоже дилер, деньги платили ему же. Здесь будет чуть легче. Но это придется доказывать в суде», — конкретизировал эксперт.

«Любой автосалон, который дорожит своей репутацией, машины проверяет. Но если с ней случается проблема и машина в салоне продается от юрлица или по договору комиссии, вы уже будете предъявлять проблему салону. Вас мало будет интересовать, на каком этапе у машины возникли проблемы. С агентским договором вы тоже предъявите претензии автосалону, но с точки зрения реализации планов вернуть транспортное средство автосалон серьезно защищен. Многое зависит от того, дорожит ли он именем, какие у него есть рычаги. Все индивидуально. Агентский договор несет в себе определенные риски», — подытожил Шелков.

Материалы по теме: