ЗИС-110 и Москвич-400 стали самыми популярными авто в СССР после победы в ВОВ

Лимузин Сталина, первая советская малолитражка, трофейный Mercedes-Benz и другие автомобили, на которых ездили советские граждане после победы в Великой Отечественной войне

ЗИС-110

Разработка автомобильного транспорта всегда занимала важное место в промышленности СССР. Даже во время Великой Отечественной войны советские инженеры не прекращали работу над вполне гражданскими легковушками, хотя до разгрома Германии было еще очень далеко.

Разумеется, свое серийное воплощение эти машины увидели уже после победы в войне и ознаменовали собой возвращение страны к мирной жизни. Что это были за автомобили — в материале Autonews.ru.

ЗИС-110

ЗиС-110

Первой серийной послевоенной моделью Советского Союза стал правительственный ЗИС-110. Выпуск большого лимузина, щедро украшенного хромом, со 140-сильным мотором стартовал в победном, 1945 году. Правда, разработка автомобиля началась за три года до этого и по сей день окутана большим количеством мифов, которые вызывают множество дискуссий.

Одна из них — известный спор о конструкционной схожести советской модели с американским Packard. Впрочем, несмотря на общую компоновку шасси, назвать «лимузин Сталина» копией заокеанской модели было бы некорректно.

ГАЗ-М20 «Победа»

ГАЗ-М20 «Победа»

Второй по-настоящему новый послепобедный автомобиль появился в СССР только в 1946 году. Им стал седан обтекаемой формы ГАЗ-М20 «Победа». Эта машина получила первый в Стране Советов несущий кузов и конструктивно повторяла немецкий седан Opel Kapitan 1938 года. Хотя внешне эти модели были совершенно разные.

В отличии от ЗИС-110, о котором простому советскому гражданину не приходилось даже и мечтать, «Победу» мог купить любой желающий. Правда, позволить себе такое приобретение мог далеко не каждый. Цена на «четырехдверку» составляла около 16 тыс. руб., что при средней заплате в стране 500–600 руб. было весьма дорого. Впрочем, оценить ездовые качества седана и комфорт могли и не самые состоятельные граждане. Для этого надо было воспользоваться услугами такси, где ГАЗ-М20 получил широкое применение.

«Москвич-400»

«Москвич-400»

Первая советская малолитражка «Москвич-400» встала на конвейер в 1947 году, как раз к празднованию 800-летия города Москвы. Новинка являлась точной копией Opel Kadett K38. Однако это нигде не афишировалось и говорить об этом было не принято. Несмотря на это, машина за свою недолгую историю (ее производили до 1954 года) смогла стать по-настоящему народным автомобилем.

Читать также:
Что такое AWD: как работает, плюсы и минусы, отличия от 4WD

Таким признанием автомобиль, который за свою внешность получил прозвище «слон», не в последнюю очередь обязан относительно небольшой стоимости. Купить модель можно было примерно за 8 тыс. руб. Такую сумму вполне мог накопить среднестатистический советский гражданин. При этом «Москвич-400» за данное время сумел получить целый ряд различных модификаций. Например, были выпущены модели в кузове фургон, универсал и кабриолет. Также машину активно поставляли в другие страны — Финляндию, Польшу, Китай.

Mercedes 170V

Mercedes 170V

После Победы на дорогах СССР стал активно появляться трофейный транспорт. Особо распространены, к примеру, были седаны Mercedes 170V. Одна из самых массовых моделей немецкой марки была оборудована 1,7-литровым мотором, независимой подвеской и четырехступенчатой механической коробкой передач.

Причем, в отличии от премиальных Horch 853 или Steyr 220, Mercedes 170V наряду, к примеру, c BMW-326 можно было встретить и в гаражах вполне обычных советских граждан. При этом новые владельцы Mercedes придумали даже своеобразный тюнинг для своих автомобилей. Так, советские водители меняли фирменную трехлучевую звезду на капоте на звездочку, а также устанавливали на машину флажок красного цвета.

ЗИС-154

ЗиС-154

Что касается общественного транспорта, то тут стоит выделить первый советский послевоенный автобус ЗИС-154. Новинка воплотила в себе сразу несколько новаторских решений, которые раньше в СССР никогда не применялись. Во-первых, автобус получил вагонную компоновку с цельнометаллическим несущим кузовом.

Кроме того, ЗИС-154 оснастили четырехцилиндровым дизелем с механическим роторным нагнетателем мощностью 112 л.с. Наконец, на советском автобусе была установлена электромеханическая трансмиссия. Впрочем, есть версия, что многие конструкционные особенности ЗИС-154 инженеры «позаимствовали» у американского автобуса GMC TDH. Эти две модели действительно похожи внешне, но в техническом плане сильно разнятся.

ГАЗ-51

ГАЗ-51

Также стремительно после войны в СССР развивался грузовой транспорт. Первенцем тут в 1946 году стал ГАЗ-51. Производство этого грузовика продолжалось аж до 1975 года, и за это время было собрано 3,5 млн экземпляров модели (рекорд в СССР). Такими показателями не мог похвастаться в стране ни один большегруз. Причем выпуск этой модели также был налажен в Китае, Северной Корее и Польше.

Невероятную популярность ГАЗ-51 принесли надежность, утилитарность и простота в ремонте. Формой кабины советский грузовик немного напоминал американский «Студер». Под капотом установили шестицилиндровый мотор, который, по свидетельствам современников, можно было отремонтировать даже в полевых условиях.

Читайте также:

Авторы Теги Дмитрий Александров