Содержание:
Страховщики сообщили о росте числа угонов в России в 2025 году на 70%
Страховщики предупредили о «взрывной» активизации автоугонщиков в 2025 году. Разбираемся, что произошло и какие машины крадут чаще всего
В России в 2025 году серьезно выросло число угонов автомобилей. Об активизации преступников в этом направлении Autonews.ru рассказали представители целого ряда крупных страховых компаний. Разбираемся, что произошло и какие машины в зоне риска.
Статистика страховых компаний по угонам включает в себя исключительно автомобили, застрахованные по полису каско.
Машины крадут на разбор
По данным страховой компании «ВСК», в первом квартале 2025 года число угонов выросло на 70% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года — чаще всего преступники похищают машины для разбора на детали.
«Дело в том, что за прошедшее с 2022 года время многие автомобили нуждаются в ремонте, а поиск необходимых запчастей затруднен», — пояснили в компании.
Также о росте числа угонов предупредил директор департамента страховых выплат «АльфаСтрахование» Александр Харагезов. По его словам, в первом квартале 2025 года зафиксирован рост в 1,6 раза числа заявляемых по каско угонов.
Эксперты СК «Согласие» зафиксировали рост угонов в России, но не настолько радикальный. По их мнению, речь о повышении автокраж на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
Руководитель управления развития андеррайтинга и работы с рисками «Абсолют Страхование» Михаил Мосесов точных квартальных цифр по угонам не озвучил. Однако подчеркнул, что число таких преступлений продолжает расти.
«Исторически основной причиной угонов считалась перепродажа. Однако в связи с проблемами в области обслуживания и поставок запчастей мы полагаем, что целью преступников может быть именно демонтаж автомобилей на ремонт», — сказал Мосесов.
Бить тревогу пока рано
В других страховых компаниях считают, что паниковать пока не стоит. Например, всплеска угонов по отношению к первому кварталу прошлого года не наблюдают в фирме «МАКС», а в «СОГАЗе» заявили, что за последние три года и вовсе фиксируют снижение частоты подобных преступлений.
Старший управляющий продуктом автострахования в «РЕСО-Гарантия» Павел Яковлев заявил, что на данный момент статистика по автокражам держится на уровне прошлого года. По его мнению, китайские машины не интересуют преступников из-за отсутствия спроса на их б/у запчасти.
«При этом перепродавать целое авто с перебитым идентификационным номером (VIN) некому — с этим большие проблемы», — объяснил Яковлев.
В зоне риска Lada, корейцы и Китай
Однако его коллеги придерживаются диаметрально противоположного мнения. По данным «ВСК», в первом квартале 2025 года у злоумышленников пользовались популярностью модели китайских марок Chery и Haval. Также в черный список попали машины Lada. Похожий антирейтинг предоставили в компании «Абсолют Страхование». Правда, помимо Lada, Chery и Haval, в список вошли корейская Hyundai и японская Toyota.
В топ-3 самых угоняемых машин 2025 года от компании «АльфаСтрахование» попали Hyundai, Kia и Lada. Александр Харагезов заявил, что стремительно растет у автоворов «популярность» китайских автомобилей Geely, Haval и Great Wall.
Представитель компании «Согласие» заявил, что чаще всего злоумышленники похищали автомобили массовых марок. Речь прежде всего о машинах из Китая. Однако точные названия марок и моделей страховщик раскрывать не стал.
В компании «СОГАЗ» отметили, что целью злоумышленников становятся как недорогие отечественные и китайские автомобили, так и премиальные. Это идет вразрез со статистикой прошлого года, когда в лидерах по угонам были машины европейских брендов.
«В 2025 году злоумышленники угоняли Toyota, Lexus, Skoda, Hyundai и ВАЗ. Из китайских — Geely и Chery, то есть машины массового сегмента, которые чаще крадут для разбора на запчасти. Очевидных лидеров по таким преступлениям нет», — сказал Autonews.ru представитель «РЕСО-Гарантия» Павел Яковлев.
Злоумышленники переключились на грузовики
Новый тренд у злоумышленников в 2025 году — угон грузового транспорта, сообщили в СК «МАКС». А по статистике «ВСК», на большегрузы приходятся более половины всех автокраж, совершенных в этом году. Лидерами антирейтинга стали машины Shacman.
В компании «Согласие» сообщили, что в 2024 году число грузовых угонов по сравнению с 2023-м выросло в четыре раза. Среди лидеров — Shacman и «КАМАЗ».
В СК «Абсолют Страхование» также отметили интерес угонщиков к грузовикам. Среди большегрузов, по данным страховщиков, в списке у воров модели Shacman и IVECO.
Антирейтинг самых опасных регионов
По итогам первого квартала 2025 года абсолютным лидером по числу угонов стала Амурская область (89%), сообщили в ВСК. Еще по 3% хищений совершено в Ярославской и Ульяновской областях, а также в Санкт-Петербурге.
Статистика СК «Согласие — несколько иная. Первое место занимает Москва. Далее следуют Санкт-Петербург, а также Ленинградская и Рязанская области.
Похожий черный список предоставили в «АльфаСтраховании», где в лидерах по регионам по-прежнему значатся Москва и Санкт-Петербург, а также Екатеринбург. Однако в 2025 году к ним добавились Липецкая, Курская и Брянская области. А страховщики МАКС зафиксировали рост автоугонов в Адыгее.
Угонов станет больше
В большинстве страховых компаний уверены, что число угонов продолжит расти. В ВСК негативный тренд связывают с завышенными ценами на машины и сохраняющимся дефицитом автозапчастей.
«Высока вероятность того, что кражи машин с целью последующей разборки на детали будут происходить все чаще», — полагают в компании.
В фирме «Согласие» отмечают, что из-за высоких цен и отсутствия запчастей на складах автовладельцы все чаще обращаются к рынку б/у. «Поставка деталей, например, из Китая может достигать от полутора до четырех месяцев. И этим нередко пользуются автоугонщики, похищая машины под разбор», — сказал представитель компании.
Аналогичной точки зрения придерживаются в «Зетта Страхование». По словам директора департамента розничного автострахования Елены Хахулиной, существует большая вероятность того, что совершать угоны автомобилей для разбора будут чаще из-за высокой стоимости и дефицита запчастей.
Авторы Теги Дмитрий Александров