Эксперт Рудакова: пора усложнять медкомиссию для пожилых водителей
В проекте Стратегии повышения безопасности дорожного движения до 2030 года МВД указало на рост числа ДТП по вине пожилых водителей. Не исключено, что их придется отлучать от руля
В опубликованном на портале regulation.gov.ru проекте Стратегии по повышению безопасности дорожного движения указывается на необходимость введения новых требований по допуску к управлению транспортными средствами лиц старше 60 лет. Документ подготовило МВД. Конкретных требований, связанных с возрастом, в нем не содержится. Но целесообразность новых ограничений для пожилых подкрепляется статистикой МВД. Autonews.ru разобрался, что ждет водителей старше 60 лет после принятия документа и кого могут отлучить от руля.
Что тревожит МВД
В стратегии содержатся предложения по повышению безопасности дорожного движения в России до 2030 года. Это названо важной составляющей обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития страны.
По подсчетам МВД, в период с 2004 по 2024 год число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в стране снизилось более чем в два раза, с 34 506 до 14 403 человек. В документе отмечается, что среди стран с населением свыше 100 млн человек Россия считается одним из лидеров по уровню безопасности дорожного движения. Например, по значению социального риска (9,86) мы опережаем Китай (17), Бразилию (16), Индию (15), США (14), но уступаем Японии (3).
Вместе с тем в пункте 34 проекта документа говорится, что на протяжении нескольких лет в России ухудшается безопасность дорожного движения в категории лиц старшего поколения.
В частности, в период с 2017 по 2024 год число ДТП по вине водителей в возрасте 60 лет и старше увеличилось на 25%, число погибших в таких происшествиях выросло на 33%, а раненых — на 22%. На лиц старшего поколения приходится также более трети всех погибших пешеходов и велосипедистов.
«Такие водители наиболее часто становятся виновниками дорожно-транспортных происшествий», — констатируют в МВД.
Ожидается, что к 2030 году доля лиц в возрасте 60 лет и старше в общей структуре населения составит 25,8%, а к 2036 году — 27,7%, а значит ситуация с аварийностью на дорогах может ухудшиться.
«Изложенное потребует адаптации лиц старшего поколения к безопасному участию в дорожном движении, совершенствования механизмов определения их пригодности к безопасному участию в дорожном движении, в первую очередь в качестве водителей, а также развития соответствующей инфраструктуры и конструкции транспортных средств», — говорится в документе.
Есть ли ограничения сегодня
Из документа следует, что властям придется решать проблему аварийности с участием водителей старшего поколения, но никаких конкретных предложений бумага не содержит. Пока речь исключительно о негативной статистике и необходимости принятия соответствующих мер.
На настоящий момент прямых дискриминационных возрастных ограничений на управление транспортными средствами в России нет. К рулю допускают всех, кто прошел водительское медицинское освидетельствование и получил права. Такое право неотъемлемо и прекращается лишь по решению суда. При обновлении документа граждане обязаны получать новую медсправку, а отстранить от руля по здоровью можно лишь на основании выявленных медицинских противопоказаний.
По факту, единожды пройдя медицинскую комиссию и получив либо заменив водительские права, россияне могут управлять транспортом на протяжении десяти последующих лет.
Однако в мире есть и страны, где применяется дискриминация по возрасту. К примеру, в Турции водители старше 70 лет обязаны проходить медосвидетельствование раз в полгода, а после 75 вообще не могут садиться за руль. В соседней Финляндии медицинскую комиссию водителям после 70 лет приходится проходить вдвое чаще, раз в пять лет.
Чего ждать пожилым
Похоже, что по тому же пути может пойти и Россия. Ввести дискриминационные меры можно не прямым запретом по возрасту, а путем ужесточения правил прохождения медицинской комиссии. В этом уверены профильные эксперты, опрошенные Autonews.ru.
Заместитель председателя правления Национального антинаркотического союза Алина Рудакова выразила мнение, что введение ограничений в отношении пожилых водителей в возрасте более 60 лет позитивно скажется на показателях аварийности.
«Мы как общественники очень давно ждали каких-то нормативных изменений, потому что с возрастом когнитивные функции человека слабеют. Если один человек может, например, концентрацию, память, мышление сохранить и до 80 лет в том состоянии, которое пригодно для вождения автотранспорта, то у некоторых после 60–65 лет уже идут необратимые последствия для психики именно с учетом возраста и индивидуальных особенностей организма», — отметила она.
По мнению Рудаковой, вогнать в ограничения всех лиц старшего возраста невозможно, однако введение более глубинных исследований организма в обязательном порядке более чем реально.
«Подобные инициативы можно рассматривать с 55–60 лет, когда организм находится в фазе перехода в более старший возраст. Именно в этом возрасте уже намечаются те последствия для работы психики, которые часто становятся необратимыми», — считает эксперт.
Сергей Пшембаев, главный врач Клиники правильного восстановления, предложил ввести более глубокие исследования здоровья пожилых водителей на высшую нервную деятельность.
«Я бы ввел такое же исследование, которое ввели для претендентов на владение оружием. Несколько лет назад ввели патопсихологическое исследование психолога, где психолог прицельно смотрит всю высшую нервную деятельность, все психические функции. Прежде всего — мышление, память, концентрацию, внимание и так далее. Я думаю, что такое исследование имеет место быть для людей старше 60 лет», — отметил он.
Эксперт добавил, что в ходе подобного исследования уделяется более пристальное внимание всем психическим функциям.
«Сегодня лишь у психиатра опрос, осмотр, проверка по учету. Это больше касается субъективной оценки врача. А патопсихологическое исследование более объективное», — подчеркнул психиатр.
Автоюрист Лев Воропаев отметил, что введение дополнительных требований к водителям, перешагнувшим определенный возрастной порог, вполне реально. Это не противоречит Конституции и не ограничивает прав и свобод граждан, поскольку защищает права на безопасность других.
«Я думаю, эти ужесточения вряд ли будут признаны неконституционными и противоречащими Основному закону. Будут ужесточать требования к медицинским показаниям при прохождении медицинской комиссии», — отметил он.
По мнению Воропаева, возможно введение дополнительных когнитивных тестов и усложнение самой процедуры медицинского осмотра. «Пока, я предполагаю, вопрос коснется именно прохождения медицинского осмотра», — уверен он.
А вот президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин усложнение требований к здоровью пожилых водителей не поддержал ввиду наличия серьезной проблемы: пока медицинские справки свободно продаются и покупаются, об улучшении показателей говорить не приходится.
Эксперт подчеркнул, что в стратегии приводится лишь аналитика: «После аналитической части никто нормативных решений принимать не будет».
«Любые ограничения, связанные с медициной, упираются в одну очень важную проблему — проблему продажи справок. Справки продаются и покупаются в промышленных объемах. Допуски нарколога и психиатра проставляются. Все это даже с доставкой на дом может быть заказано и стоит невеликих денег. Все предложения, связанные с ограничением любой категории водителей доступа по медицинским показаниям, разбиваются об эту проблему. Мы не можем такие предложения поддерживать», — заявил Шапарин.
По мнению собеседника, сперва властям предстоит решить проблему с самими справками и лишь потом обсуждать, кто может управлять транспортными средствами. При этом важность самой проблемы роста числа ДТП с участием пожилых эксперт отвергать не стал.
«Мы не можем поддержать такую формулировку, пока не будет исправлена ситуация с медицинскими справками и пока не будет четко очерчено, кто конкретно какие медицинские симптомы должен показать, чтобы лишиться права на управление транспортным средством», — добавил он.
Читайте также:
Авторы Теги Александр Воронцов