Заводу «Москвич» исполнилось 93 года

6 ноября 2023 года исполнилось 93 года с момента пуска столичного предприятия, которое сегодня вновь выпускает легковые автомобили под маркой «Москвич». С чего все начиналось, при чем тут Renault и какие новинки ждать

История завода «Москвич»

Предприятие, которое сегодня носит название «Москвич», было основано 2 сентября 1927 года. В этот день вышло постановление Совета народных комиссаров РСФСР о строительстве автомобильного завода в Москве. Собственно строительство началось в августе 1929 года, а уже 6 ноября следующего, 1930 года, предприятие на пересечении Московской окружной железной дороги и Остаповского шоссе (ныне Волгоградский проспект) было введено в эксплуатацию. Первой продукцией завода стали собиравшиеся из американских комплектующих легковые Ford A и грузовики Ford АА.

26 декабря 1930 г.: Предприятие получило название Государственный автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ).

Ноябрь 1933 г.: Завод стал филиалом Горьковского автозавода (ГАЗ) и начал сборку моделей ГАЗ-А и ГАЗ-АА из советских комплектующих.

10 января 1939 г.: В соответствии с постановлением правительства СССР на заводе организовано производство легковых малолитражных автомобилей.

1940 г.: Завод, реконструированный в предприятие полного цикла, начал выпуск первой советской малолитражки, КИМ-10 50, созданной на основе Ford Perfect образца 1938 года.

24 мая 1945 г.: Предприятие переименовано в Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА).

1947 г.: Завод приступил к серийному выпуску «Москвич-400», созданному при участии немецких специалистов на основе Opel Kadett К38 образца 1938 года и собиравшемуся частично на трофейном оборудовании.

1956 г.: Начат серийный выпуск «Москвич-402», первой советской малолитражки с так называемым понтонным (без выступающих крыльев) кузовом.

Сентябрь 1964 г.: Собрана первая партия «Москвич-408». Эта знаковая для завода модель в 1960-е пользовалась большим спросом как в СССР, так и за рубежом.

1968 г.: На основе подписанного двумя годами ранее соглашения с французской компанией Renault проведена полная реконструкция конвейерных линий завода. Тогда же предприятие получило новое название, «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК).

1986 г.: Начало серийного выпуска первой переднеприводной модели АЗЛК, «Москвич-2141».

Церемония выпуска первого автомобиля модели Москвич-2141 на главном конвейере Автомобильного завода имени Ленинского комсомола производственного объединения «Москвич», 8 февраля 1986 года

1998 г.: Начало выпуска моделей Renault совместным предприятием правительства Москвы и французской компании, разместившимся на части территории завода.

2001 г.: С конвейера сошел последний «Москвич» с советскими корнями.

28 февраля 2006 г.: Завод ОАО «Москвич» (так предприятие именовалось с июня 1994 года) признан банкротом.

2014 г.: Компания Renault выкупает пакет акций у правительства Москвы и создает ЗАО «Рено Россия», которое в производственных помещениях завода «Москвич» организует выпуск ряда популярных моделей французской марки.

Май 2022 г.: Правительство Москвы выкупает 100% акций ЗАО «Рено Россия» у концерна Renault. Предприятие переименовывается в АО Московский автомобильный завод «Москвич».

23 ноября 2022 г.: Завод «Москвич» возобновил работу. Под маркой «Москвич 3» начато производство компактного китайского кроссовера JAC JS4 методом крупноузловой сборки.

4 сентября 2023 г.: Начат выпуск лифтбека малого среднего класса «Москвич 6», являющегося ближайшим родственником китайского JAC Sehol A5 Plus.

Завод «Москвич» сегодня

Московский автомобильный завод «Москвич»

Где находится завод «Москвич»

Московский автомобильный завод «Москвич» находится в Москве по адресу Волгоградский проспект, д.42, корп.36. Офис компании располагается на ул.Кожевнической, д.14, ст.5.

Кому принадлежит завод «Москвич»

С мая 2022 года завод «Москвич» перешел в собственность правительства Москвы, которое контролирует его через через ООО «Центр развития технологий» и АО «Особая экономическая зона «Зеленоград».

Основные показатели завода «Москвич»

За первое полугодие 2023 года завод «Москвич» выпустил более 11 000 автомобилей. Ожидалось, что за год объем производства составит 50 000 автомобилей, в том числе 20 000 электромобилей. В 2024-м планируется удвоить эти показатели. Также в 2024 году планируется запустить полный цикл производства кузовов, включая сварку и окраску.

Уставный капитал АО МАЗ «Москвич» составляет 6 841 426 980 руб. По итогам 2022 года, значительную часть которого завод простаивал, выручка снизилась на 73%, а чистая прибыль — на 272%.

Руководство завода «Москвич»

29 июня 2023 года пост генерального директора АО МАЗ «Москвич» занял Ханс-Петер Мозер (69 лет). Уроженец Лаупхайма (Германия) получил образование в сфере экономики и управления предприятием. В 1992–1995 годах руководил британским отделением немецкого производителя кондиционеров Webasto Thermo & Comfort. С 2005 по 2012 год являлся управляющим директором немецкой компании Knorr-Bremse, выпускающей тормозные системы для рельсового и грузового транспорта. В 2013–2022 годах возглавлял проект «Реинжиниринг автопроизводства и создание перспективного семейства автомобилей «КамАЗ», результатом которого стал флагманский грузовик серии К5. В сентябре 2022 года Ханс-Петер Мозер получил российское гражданство.

Ханс-Петер Мозер

Председателем совета директоров АО МАЗ «Москвич» является Дмитрий Пронин (51 год). В 2006 году окончил Московскую академию экономики и права, в 2017 году — Российскую академию народного хозяйства и госслужбы. С 1997 по 2004 год занимал различные должности в автосалоне «Нью-Йорк Моторс Москва». В 2004−2011 годах — директор по корпоративным продажам «Авилон Автомобильная группа», а с 2011 года — заместитель гендиректора этого автохолдинга. В июле 2012 года возглавил управление организации и контроля легковых пассажирских таксомоторных перевозок, с декабря 2012 года — заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. С мая 2022 по июнь 2023 года занимал должность генерального директора АО МАЗ «Москвич».

Читать также:
Крах города машин. 10 лет назад Детройт объявил о банкротстве

Какие автомобили выпускает завод «Москвич»

За свою долгую историю завод «Москвич» выпустил целый ряд моделей, которые в условиях практически закрытого для иностранных автопроизводителей рынка СССР автоматически получали статус культовых. Подробнее об этом периоде в биографии предприятия читайте в нашем материале «Москвичу» — 90 лет. Вспоминаем все культовые модели».

После ухода из России компании Renault в 2022 году в связи с известными событиями встал вопрос о сохранении предприятия, который удалось решить с помощью китайской автомобильной компании JAC, чья штаб-квартира находится в городе Хэфэй, столице провинции Аньхой на востоке КНР. Модели JAC под брендом «Москвич» составляют сегодня производственную линейку московского предприятия.

«Москвич 3»

«Москвич 3»

Компактный городской переднеприводный кроссовер с внушительным комплексом систем безопасности и мультимедиа.

Технические характеристики Тип кузова 5-дверный универсал Тип двигателя Бензиновый 4-цилиндровый с турбонаддувом Рабочий объем двигателя 1,5 л Мощность 150 л.с. Коробки передач МКП6 / CVT Привод Передний Дорожный просвет 170 мм Разгон 0-100 км/ч н.д. Макс. скорость 170 км/ч Средний расход топлива 6,5 / 6,6 л / 100 км Цена 2 220 000 — 2 478 000 руб.

Подробнее о модели читайте в материале «Столичная знаменитость. Тест-драйв долгожданного «Москвича 3».

«Москвич 3е»

«Москвич 3е»

Электрическая версия городского кроссовера «Москвич 3». Для российского рынка пиковая мощность электромотора поднята со 150 до 193 л.с., а литий-железно-фосфатная тяговая батарея заменена на более дорогую литий-ионную с увеличенной до 65,7 кВтч емкостью.

Технические характеристики Тип кузова 5-дверный универсал Тип двигателя Электрический Мощность (пиковая кратковременная / максимальная 30-минутная) 193 л.с. / 68 л.с. Коробка передач Автоматическая Привод Передний Дорожный просвет 170 мм Разгон 0-100 км/ч н.д. Макс. скорость 140 км/ч Запас хода 410 км Цена 3 950 000 руб.

«Москвич 6»

«Москвич 6»

Переднеприводная модель малого среднего класса с динамичным дизайном кузова, интерьером в лаконичном, современном стиле и продуманной комплектацией.

Технические характеристики Тип кузова 5-дверный лифтбек Тип двигателя 4-цилиндровый с турбонаддувом с распределенным или непосредственным впрыском бензина Рабочий объем двигателя 1,5 л Мощность 136 / 174 л.с. Коробки передач CVT / роботизированная 6-ступенчатая Привод Передний Дорожный просвет 140 мм Макс. скорость 170 км/ч Средний расход топлива н.д. Цена 2 626 000 — 2 976 000 руб.

Более подробная информация о модели в наших материалах:

«Москвич 8»

В 2024 году на заводе «Москвич» планируют начать сборку среднеразмерного кроссовера с индексом «8». Подробности о модели пока держатся в секрете.

«Москвич 5»

Кроссовер «Москвич 5» показали в России впервые. Впрочем, это известная машина, которая выпускается в Китае под именем JAC Sihao X6

Ожидается и появление в гамме столичного предприятия переднеприводного кроссовера, который займет нишу между «Москвич 3» и «Москвич 8». Модель с индексом «5» — это JAC Sehol X6, который выпускается в КНР с 2022 года. Под капотом у модели привычная комбинация 1,5-литрового бензинового турбомотора мощностью 150 л.с. и 6-ступенчатой роботизированной коробки передач с двумя сцеплениями.

Интересные факты о заводе «Москвич»

  • Фургон МЗМА 400-422, выпущенный с 1948 по 1956 год тиражом 11 129 экземпляров, получил прозвище «Буратино» за деревянный каркас кузова. В первые послевоенные годы в СССР ощущался острый дефицит металла.
  • Дизайн моделей семейства «Москвич-402/407/403» разрабатывался при активном участии специалистов Горьковского автозавода, где практически одновременно шли работы по проектированию культовой ГАЗ-21 «Волга», что предопределило внешнее сходство моделей двух разных классов.
  • На стыке 1950-1960-х годов более половины всех выпускавшихся «Москвич-407» экспортировались как в социалистические, так и развитые капиталистические страны — Великобританию, Финляндию, Францию. В Бельгии сборкой этой модели из машинокомплектов занималась фирма Scaldia. Чуть позже аналогичный успех на Западе ждал и «Москвич-408».

«Москвич-408»

  • Спроектированный конструкторами МЗМА опытный «Москвич-444» из-за загруженности столичного предприятия встал на конвейер автозавода «Коммунар» в г.Запорожье Украинской ССР под маркой ЗАЗ-965. Легендарный «Горбатый»!
  • Команда советского внешнеторгового объединения «Автоэкспорт» на четырех «Москвичах-412» заняла четвертое место в командном зачете на ралли-марафоне Лондон-Сидней 1968 года. Перед стартом гонки Жак Пок, французский импортер советских автомобилей, пообещал наполнить багажник дорогим коньяком, если хоть один «Москвич» доберется до финиша. Слово француз не сдержал.
  • Модели МЗМА, АЗЛК стали героями таких популярных фильмов, как «Бриллиантовая рука» (1968), «Гонщики» (1972), «Приключения итальянцев в России» (1973), «Москва слезам не верит» (1979).
  • Музей АЗЛК на Волгоградском проспекте находился в здании (снесено в 2022 году), напоминающем летающую тарелку.