О рисках, которые грозят автомобилистам, которые не заметили требование инспектора ГИБДД об остановке для проверки, рассказали юристы и сами сотрудники полиции
Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица Москвич 19 января Стали известны цены на «Москвич 3е» и подробности о комплектации Знаки 20 января Какие новые дорожные знаки появятся в России в 2023 году Рынок 21 января Цены на иномарки установили рекорд: что будет с ценами в 2023 году
Инспектор ГИБДД имеет право остановить любой автомобиль: но иногда водители не замечают, что полосатая палочка направлена именно на них, и проезжают мимо. Как анонимно объяснили корреспонденту Autonews.ru опрошенные инспекторы ГИБДД, по их опыту, обычно игнорируют требования об остановке водители с проблемами — те, которые выпили или у которых проблемы с документами. Они проезжают мимо в надежде на то, что у сотрудников нет времени на их задержание. Однако реакция у сотрудников ГИБДД в таких случаях совсем другая — они сразу начинают погоню. Но что делать, если водитель громко слушал музыку, говорил по телефону или просто отвлекся, а сзади уже мигают сирены. Разбираемся с помощью юристов.
Как наказывают, если не послушался инспектора ГИБДД
Ответственность за невыполнение требования инспектора ГИБДД об остановке транспортного средства наступает по ч.2 ст. 12.25 КоАП — за это штрафуют на 500-800 руб. Однако, как объяснил в беседе с Autonews.ru директор юридической компании «А.Лигал» Юрий Александров, формально на водителя распространяется презумпция невиновности. Так, водителя могут наказать, только если государство прямо докажет факт совершения правонарушения его вину. Одновременно с этим действуют и нормы постановления пленума Верховного Суда от 24.03.2005 N 5, где говорится, что любые неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
При этом, судебная и административная практика, несмотря на указанные разъяснения, неоднородна. Иногда водителей привлекают к ответственности несмотря на указанные положения о презумпции невиновности: судьи говорят, что водитель за рулем должен проявить необходимую внимательность. Другая часть практики, указывает на необходимость учета субъективного момента в виде довода водителя о том, что он не заметил указание инспектора в силу чего отсутствует его вина. В этом случае суды возлагают на инспектора ГИБДД необходимость доказать, где находился полицейский и автомобиль в момент подачи сигнала, имел ли водитель достаточное количество времени после подачи сигнала для его обнаружения, позволяли ли погодные условия и время суток увидеть такой сигнал. Если инспектор не опровергнет довод водителя о том, что он не видел сигнал суды признают вынесенное им постановление по ст. 12.25 КоАП незаконным.
Есть судебной практике и такой пример, когда автомобилист ехал в темное время суток по крайней левой полосе и поэтому не видел жеста сотрудника ГИБДД, но его равно оштрафовали.
Был и такой случай, когда Верховный Суд Республики Мордовия простил водителя, который не остановился по требованию инспектора, так как правоохранитель неправильно подал сигнал — включил проблесковый маячок и звуковой сигнал, что не соответствует п.6.11 ПДД.
«Если водитель уверен, что он не виноват и привлекать его к ответственности по ч.2 ст. 12.25 КоАП оснований нет, советуем указывать в объяснении к протоколу заявление о том, что водитель требование об остановке не заметил. Также можно указать, что в момент инцидента было темно, шел дождь или снегопад, наблюдался интенсивный поток движения», — посоветовал юрист.
В качестве доказательств можно также использовать запись с видеорегистратора. Возможно, на этих материалах будет понятно, что на дороге инспектора ГИБДД и его сигналы было плохо видно. Либо будет понятно, что команда дана с того положения на дороге, где водитель уже не мог его заметить и отреагировать. Например, когда инспектор уже не находился в поле зрения водителя.
«Если, несмотря на указанные доводы инспектор примет постановление о привлечении к ответственности, такое постановление можно обжаловать в течении 10 дней с момента его получения в суд, где можно привести все указанные доводы, заявить о допросе свидетелей (если они были) и заявить об истребовании записей с камер видеонаблюдения, которые также могут подтвердить указанные доводы», — отметил юрист.
После этого в ситуации будет разбираться суд.
Если быстро остановиться, проблем быть не должно
На то, что большое значение для водителя играют все обстоятельства дела указала основатель и управляющий партнер ГК «РосКо» Алена Талаш. Если автомобилист проехал 200-300 метров и остановился, поняв свою ошибку, это, по ее мнению, не должно повлечь за собой никаких последствий кроме устного замечания.
«Если же водитель вместо остановки нажмет на газ и попытается скрыться, нарушителю могут предъявить более серьезное обвинение. К нему может быть применены санкции по ч. 1 ст.19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции» — это штраф от 2-4 тыс. руб., арест до 15 суток или обязательные работы от 40 до 120 часов. При оказании сопротивлении со стороны водителя, правоохранители могут заблокировать автомобиль, а в исключительных случаях — применить силу», — предупредила Талаш.
Грозит ли автомобилисту еще какое-либо наказание зависит от наличия или отсутствия:
- водительских прав, СТС (ПТС) или полиса ОСАГО;
- запрета на управление ТС;
- алкогольного опьянения;
- прочих отягчающих обстоятельств.
Чтобы обжаловать постановление, юристы предлагают действовать следующим образом:
Также Алена Талаш назвала четыре ситуации, при которых можно проигнорировать требование инспектора ГИБДД немедленно остановиться:
- если требование может повлечь за собой аварию;
- если требование незаконно — противоречит ПДД;
- если отсутствует автомобиль с работающим проблесковым маячком или пост ГИБДД поблизости в темное время суток;
- если автомобиль правоохранителя не заметен для автомобилиста (к примеру, спрятан в кустах) или если инспектор одет в гражданскую форму.