Огромный самосвал из детства: БелАЗ 75710 – фото и характеристики

Белорусские карьерные самосвалы никогда не отличались скромностью габаритов и характеристик, но в 2013-м завод в Жодино превзошел самого себя. Поговорим о самом большом в мире грузовике: БелАЗ 75710

  • БелАЗ 75710: история самого большого самосвала
  • Характеристики БелАЗ 75710
  • Цены на БелАЗ 75710
  • Интересные факты о БелАЗ 75710
  • БелАЗ 75710: история самого большого самосвала

    Первый экземпляр сверхтяжелого карьерного самосвала БелАЗ 75710 вышел со стапелей завода в Жодино (Республика Беларусь) в 2013 году. Затем, с разницей в несколько лет, были построены еще три машины. Спустя год после дебюта, в 2014-м, БелАЗ 75710 попал в Книгу рекордов Гиннесса: тяжеловес взял на борт и перевез более 503 тонн груза.

    Из-за поистине титанических для автомобиля размеров грузовик строится по алгоритму, схожему с таковым у самолетов или кораблей. Все детали и агрегаты сходят с конвейеров, затем собираются в единый автомобиль для проверки работоспособности в Белоруссии. А перед отправкой заказчику (в частности, в Россию) снова разбираются — уже на крупные узлы.

    Характеристики БелАЗ 75710

    Самый большой самосвал в мире обладает следующими ключевыми характеристиками и особенностями.

    Силовая установка

    Электромеханическая, с индивидуальным электрическим мотор-редуктором на каждую пару колес (всего 4 пары). Электродвигатели питаются от двух генераторов, приводимых, в свою очередь, двумя 16-цилиндровыми дизелями MTU DD 16V4000 объемом 65 литров каждый. Суммарная мощность поршневых моторов составляет 4 664 л.с., колесных — 6520 л.с. Электрическая часть силовой установки (генераторы и мотор-редукторы) выполнена фирмой Siemens. Мотор-редукторы имеют функцию электродинамического торможения, что существенно помогает тормозным механизмам при работе с полной загрузкой. Основные параметры дизельных двигателей:

    Номинальная мощность при 1 900 об/мин 1 715 кВт (2 300 л.с.) Максимальный крутящий момент при 1 500 об/мин 9 313 Н*м Количество цилиндров 16 Рабочий объем цилиндров 65 л Диаметр цилиндра 165 мм Ход поршня 190 мм

    БелАЗ 75710

    Трансмиссия

    Так как в основе трансмиссии лежит гибридная электромеханическая схема с индивидуальными электромоторами, коробки передач на машине нет. Тем не менее, управление тягой осуществляется привычными органами управления. В салоне можно увидеть классические руль и педали, а также селектор выбора режимов движения, схожий с таковым на машинах с АКПП.

    Подвеска и рулевое управление

    Формально подвеска БелАЗ 75710 является зависимой, на гидропневматических амортизаторах и гидроподушках. Есть даже стабилизаторы поперечной устойчивости. В отличие от обычных дорожных автомобилей, они нужны для минимизации кренов не на скорости, а на неровностях и уклонах карьерной дороги. Это важно для равномерного распределения огромной нагрузки на колеса, а также для снижения риска опрокидывания.

    Рулевого управления в привычном понимании здесь нет. Оба моста грузовика являются управляемыми, но поворачивают не колеса, а весь мост. Привод осуществляется огромными гидроцилиндрами. Радиус разворота БелАЗ 75710 составляет 19,8 м. Некоторые параметры рулевого управления приведены ниже

    Ход переднего поршня цилиндра 200 мм Ход заднего поршня цилиндра 170 мм Угол поворота управляемых колес 39° Радиус поворота 19,8 м Габаритный диаметр поворота 45 м

    БелАЗ 75710

    Тормозная система

    Тормоза у самого большого самосвала в мире комбинированные. На каждой паре колес стоят по два тормозных диска основной тормозной системы. Но при работе с загрузкой их усилия недостаточно, и тогда в работу вступает система электродинамического торможения, реализованная с помощью электродвигателей. Также есть стояночный тормоз, приводящий штатные тормозные диски.

    Читать также:
    Tesla представила серийный пикап Cybertruck

    Грузоподъемность

    БелАЗ 75710 является самым грузоподъемным карьерным самосвалом в мире. Максимальная полезная нагрузка составляет 450 тонн. На борту машины есть цифровой индикатор встроенной системы контроля загрузки, показывающий тоннаж в кузове — по нему ориентируется оператор экскаватора.

    Объем кузова

    Объем кузова БелАЗ 75710 — 165 куб.м. При этом конструктивно предусмотрена загрузка сыпучей породы «с шапкой», для увеличения перевозимого объема.

    БелАЗ 75710

    Максимальная скорость

    Для своих гигантских размеров белорусский грузовик на удивление проворен — максимальная скорость составляет 65 км/ч. Разумеется, по дорогам общего пользования он передвигаться не может, зато локальные перегоны между карьерами в местах разработки для него не проблема.

    Колеса

    На самосвале установлены одни из самых больших в мире колес от фирмы Bridgestone размерностью 59/80R63. Всего их 8 — спереди на машине также двускаты. В наличии система контроля давления в шинах.

    Расход топлива

    Расход топлива БелАЗ 75710 считается в литрах в час и составляет в среднем 340 л/ч. Дизельное топливо подается из двух огромных бензобаков объемом 1800 литров каждый. Для заправки и обслуживания баков, а также их обвязки, предусмотрена специальная лестница.

    БелАЗ 75710

    Весогабаритные характеристики

    Длина 20,6 м Ширина 9,75 м Высота 9,17 м Ширина колесной базы 8 м Масса без груза 360 т Полная масса 810 т Грузоподъемность 450 т Геометрический объем кузова 164,9 м3 Объем кузова с «шапкой» 268,3 м3

    Заправочные объемы техжидкостей

    В соответствии с размерами БелАЗ 75710 несет в себе несколько тонн технических жидкостей (помимо топлива). Львиную долю составляет масло гидросистемы — она отвечает не только за подъем кузова, но и за поворот осей, а также работу гидроамортизаторов подвески колес. Таблица объемов приведена ниже.

    Топливный бак 2х2 800 л Система охлаждения двигателя 2х690 л Система смазки двигателя 2х225 л Гидравлическая система 2 800 л Редукторы мотор-колес 600 л (150х4) Передние цилиндры подвески 127,6 л (63,8х2) Задние цилиндры подвески 127,6 л (63,8х2)

    БелАЗ 75710

    Цены на БелАЗ 75710

    Машина не является серийной моделью и не находится в постоянном производстве, поэтому рыночной цены БелАЗ 75710 не существует. Тем не менее, известна ориентировочная стоимость каждого из нескольких экземпляров, которые начали производить на заказ в 2012-м году: около 200 миллионов рублей. Также есть неподтвержденные сведения, что в 2017 году в России одна бывшая в употреблении машина была продана на торговой площадке за 100 миллионов рублей.

    Интересные факты о БелАЗ 75710

    • Ряд из круглых серебристых элементов над «радиатором» по фронту машины — не фары, как может показаться, а батарея воздушных фильтров.
    • Конструкция мотор-редукторов выполнена таким образом, чтобы обеспечить их ремонт и обслуживание без снятия колесных пар. Демонтаж гигантских колес на БелАЗ 75710 невозможен без крана.
    • В кабине нет циферблатов и россыпи контрольных ламп. Вся необходимая оператору (так именуется водитель БелАЗа) информация предоставляется на одном большом ЖК-дисплее, выполняющем роль щитка приборов.
    • Рабочее место БелАЗ-75710 вполне сравнимо по комфорту с обычными грузовиками. К услугам оператора кондиционер, шумоизоляция, пневмоподвес кресла, система фильтрации воздуха, а также аудиосистема.

    БелАЗ 75710

    • В системе тормозов и рулевого управления установлены пневмогидроаккумуляторы. Это позволяет экстренно остановить и отвернуть машину на обочину в случае внезапного отказа основных систем.
    • На случай пожара в нескольких точках конструкции установлена система пожаротушения. Она находится на контроле автоматики, но может быть задействована и вручную.
    • Кузов (ковш) имеет систему подогрева выхлопными газами. Это позволяет сыпучему грузу не примерзать к металлу в зимнее время.
    • Для ориентации в пространстве оператор использует ряд систем мониторинга окружающего пространства. В него входят камеры, ультразвуковые датчики и даже система распознавания приближения к высоковольтной ЛЭП.

    Читайте также: