Легендарная «трехтонка» — все об автомобиле ЗИС-5

Легендарная «трехтонка» ЗИС-5 мелькает в хрониках Великой Отечественной войны практически везде. Знакомимся с историей и устройством знакового грузовика

  • ЗИС-5: история создания
  • Устройство ЗИС-5
  • Чертеж ЗИС-5
  • Модификация ЗИС-5В
  • Характеристики ЗИС-5
  • Фото ЗИС-5
  • ЗИС-5: история создания

    Как и большая часть техники той нелегкой поры, ЗИС-5 не стал чисто советской разработкой с нуля. Машина продолжила тему модели-предшественника АМО-2, являвшую собой практически полную копию американского грузовика SA от Autocar Dispatch. Глобально разница была небольшой и в основном нацеленной на повышение грузоподъемности с 2,5 до 3 т. Но даже прямое сравнение внешности «продвинутого» ЗИС-5 с родоначальником в виде заокеанского Autocar Dispatch SA может ввести неподготовленного наблюдателя в замешательство — уж больно машины похожи.

    Более того, интерьер нашего ЗИСа также почти буква в букву копировал далеко не идеального в плане эргономики американца, что влекло за собой и все соответствующие неудобства, например в виде тесноты рабочего места водителя и единой жесткой лавки вместо отдельных сидений или мягкого дивана. Единственное, что хоть как-то могло объективно приблизить «трехтонку» к званию отечественного автомобиля, был тот факт, что все детали и сборка для него производились только в Советском Союзе.

    Первые ЗИСы сошли с конвейера в 1933 году, а с 1934-го, когда производство наладили, а пилотная партия была признана успешной, завод вышел на проектную мощность — 65 машин в день. Вообще ЗИС расшифровывается как «Завод имени Сталина». Но по стечению обстоятельств в СССР таковых насчитывалось аж три. Собственно головной ЗИС в Москве (позже ЗИЛ), УльЗИС в Ульяновске (позже УАЗ) и УралЗИС в Миассе (нынешний УралАЗ). Производство на основном московском заводе длилось с 1934 по 1948 год, в результате чего свет увидело 571 199 грузовиков ЗИС-5. Точное количество выпущенных машин в Ульяновске и Миассе, где последний экземпляр сошел с конвейера в 1956-м, неизвестно.

    1933 год, ЗИС-5

    По устоявшейся традиции в народе ЗИС-5 окрестили в соответствии с номинальным тоннажом: «трехтонка». Еще имеются сведения о втором имени собственном — «Захар», но среди любителей автоистории до сих пор ведутся дебаты касательно первенства. Дело в том, что «Захаром» еще называют более позднюю и не менее культовую зиловскую модель — 157.

    Устройство ЗИС-5

    Так как машина во многом является копией американского оригинала, ключевые особенности конструкции «трехтонки» совпадают с таковыми у грузовика SA. Но, несмотря на прямые заимствования, советский грузовик мог похвастаться более мощным мотором, нежели у собрата из США. Под капотом ЗИС-5 нашел место 5,6-литровый бензиновый шестицилиндровый двигатель на 73 силы, тогда как SA имел 60 сил на 4,9 л объема. Правда, корни советского мотора все равно тянутся из-за океана (за основу при разработке был взят американский Hercules), но формально это был наш, отечественный мотор. В пару к силовому агрегату полагалась четырехступенчатая коробка передач. Разумеется, механическая.

    Как и положено любому грузовику (да и вообще серьезному автомобилю той эпохи), ЗИС-5 выполнен на раме, к которой крепятся прочие агрегаты и узлы. Причем двигатель прикручен к ней жестко, без каких-либо промежуточных подушек или демпферов.

    1933 год,  ЗИС-5

    Подвеска зависимая, привод задний. На заднем мосту установлены двускатные колеса со стальными дисками, спереди тоже сталь. Это заслуживает упоминания потому, что детище Autocar Dispatch могло оснащаться и деревянными ободами. Но советские инженеры, трезво оценив условия предстоящей работы, от такого удешевления отказались. К сожалению, сэкономили на другом: в отличие от SA, имевшего передние гидравлические тормоза (сзади была «механика»), ЗИС-5 был вкруг оснащен менее эффективным механическим приводом. Разумеется, учитывая, что тоннаж и мощность нашей машины были выше «американца», это не могло не сказаться на эффективности замедления. Правда, на последних годах выпуска гидравлические тормоза все же появились, но в самое тяжелое, военное время водителям приходилось давить на среднюю педаль что есть мочи.

    Читать также:
    Новому «Москвичу» год: что будет дальше

    Еще одной характерной чертой, отличающей ЗИС-5 от оригинала, являлось отсутствие переднего бампера. Экономия часто выходила боком: любой фронтальный удар сразу принимали на себя сильно выступающие передние крепления рессор. Сзади, разумеется, были тоже рессоры, а амортизаторов в подвеске не было предусмотрено вовсе. Ни о каком гидроусилителе шоферу мечтать тоже не приходилось, да и в целом кабина ЗИС-5, мягко говоря, не отличалась убранством. Три циферблата, пара ручек-выключателей, руль, педали да рычаги КПП с ручным тормозом. Оснащение не предусматривало даже отопителя с простейшим вентилятором. Зато грузовик мог похвастать компрессором для подкачки шин, приводимым в действие непосредственно от двигателя, что было редкостью для того времени.

    Чертеж ЗИС-5

    Один из вариантов общего чертежа ЗИС-5 приводится ниже.

    Чертеж грузовика ЗИС-5В

    Модификация ЗИС-5В

    Как любой массовый продукт автопромышленности, да еще и пришедшийся на военное время, ЗИС-5 имел огромное количество версий. Самой распространенной являлась модификация ЗИС-5В. Официально это название по заводским документам не проходило, но в реалиях Великой Отечественной было не до того. Считается, что индекс «В» обозначает «временный». Другая версия трактует литеру как «военный».

    И правда, основной задачей доработанной модификации было снизить производственные издержки для экономии времени и материалов в условиях войны. Впрочем, доработками это можно назвать с очень большой долей условности, ведь на деле все обстояло ровно наоборот: и без того простейшую машину еще сильнее «раздели».

    ЗИС-5В

    Кабину перестали обшивать снаружи металлом. Элегантные покатые формы передних крыльев уступили место простым линиям, а полноценную крышу заменили дерматином на деревянных рейках — так проще конвейеру. Исчезли передние тормоза, что свело и без того слабую эффективность торможения практически к нулю. Правую фару и один из откидных бортов — долой. И так же поступали с другими элементами и деталями, хоть сколь-нибудь усложнявшими или удорожавшими выпуск машины. Эти крайние меры позволяли сэкономить на изготовлении каждого ЗИСа более 150 кг металла, которые были более востребованы в производстве танков, самолетов и других видов вооружений. Всего в модификации 5В было выпущено 84 100 автомобилей.

    Что до прочих вариаций ЗИС-5, их подробное перечисление потянет на небольшую книгу. Несколько десятков версий порой изменяли грузовик очень сильно, вплоть до постановки на гусеничный ход и добавления третьей оси, менявшей колесную формулу ЗИС-5 на 6×4.

    ЗИС-42

    Характеристики ЗИС-5

    Ниже приведены основные характеристики грузовика ЗИС-5 в базовом (не военном) исполнении.

    • Годы производства (на всех заводах): 1933–1958
    • Двигатель: ЗИС-5, бензиновый, шестицилиндровый рядный, объем 5,6 л, мощность 73 л.с.
    • Коробка передач: механическая четырехступенчатая
    • Снаряженная масса: 3000 кг
    • Грузоподъемность: 3000 кг
    • Максимальная скорость: 60 км/ч

    Фото ЗИС-5

    Читайте также: