Эксперт Шапарин: машинам, оформленным через страны ЕАЭС, грозит снятие с учета

Путин поручил создать механизм отзыва сертификатов на товары, выданные с нарушениями в странах ЕАЭС. Это напрямую касается российских автовладельцев. Многие транспортные средства могут стать недвижимостью

Что произошло

О выполнении поручения кабмин должен отчитаться до 30 декабря. Ответственный — премьер-министр Михаил Мишустин.

В Евразийский экономический союз (ЕАЭС) входят пять стран: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Международная организация предполагает региональную экономическую интеграцию с возможностью свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между государствами-членами и единую экономическую политику.

Ключом к массовым продажам автомобилей на территории стран, входящих в ЕАЭС, выступает Одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Заявителем на получение ОТТС может быть только изготовитель или его официальный представитель на территории ЕАЭС. А для импортируемых транспортных средств иностранный изготовитель принимает решение о получении ОТТС на тип автомобиля в ЕАЭС и наделяет на основании соглашения одного из своих официальных представителей-резидентов на территории союза правом быть единственным заявителем на получение ОТТС. При получении ОТТС действует принцип «один заявитель — одно ОТТС на тип». ОТТС действуют на территории всех стран ЕАЭС: получать разрешение в каждой из стран не нужно.

В большинстве случаев единственным заявителем выступает резидент России как самого крупного рынка стран — членов ЕАЭС, но бывают и исключения. Как раз про такие разрешения, при выдаче которых могли быть допущены нарушения, и идет речь в поручении Путина.

В неменьшей степени оно затрагивает автомобили, ввезенные штучными партиями. Оформление таких машин осуществляется через получение СБКТС — Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства. Эти документы также оформляются во всех странах — членах ЕАЭС, но СБКТС по закону может получить только физическое лицо.

«Я лично видел СБКТС, выданные белорусскими лабораториями, — отметил в беседе с Autonews.ru президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. — Если они будут аннулированы, придется получать все необходимые разрешительные документы заново. У автовладельцев возникнут сложности с регистрационными действиями, машины могут снять с учета».

Какие прецеденты

Механизм отзыва выданных с нарушением сертификатов в странах-членах ЕАЭС еще только предстоит создать. Однако прецедент с прекращением действия разрешительных документов, по словам Шапарина, уже есть. Речь о запрете со стороны Росстандарта на поставки и продажу грузовиков китайской фирмы Shacman.

В феврале 2025 года Росстандарт принял решение о приостановке действия ОТТС на грузовики Shacman типа SX3258 в 18 модификациях, о чем объявил через официальный сайт.

В Росстандарте подчеркнули, что по результатам внеплановой выездной проверки официального представительства по согласованию с органами прокуратуры были выявлены несоответствия транспортных средств типа SX3258 ряду обязательных требований, предъявляемых к колесным транспортным средствам в части шумовых ограничений, задних противоподкатных и боковых защитных устройств и не только.

Результатом проверки стала потеря компанией Shacman приблизительно 116 млрд руб. Порядка 13 тыс. новых машин оказались «неликвидом». У грузовиков, уже находившихся в эксплуатации, аннулировали паспорта транспортного средства. Владельцы приобретенных грузовиков столкнулись с проблемами в эксплуатации и регистрации машин.

«Росстандарт аннулировал СБКТС на грузовики Shacman, выданные на основании протокола испытаний в Республике Беларусь. Протоколы, судя по всему, рисованные, потому что именно по этим протоколам и были основания для аннулирования ОТТС. Аналогичная ситуация развивается сейчас на наших глазах с другой китайской компанией Sitrak, — пояснил глава НАС Шапарин. — Одобрение типа на их автомобили точно так же выдано на основании в том числе протоколов, выданных в Белоруссии. И тоже по тем пунктам, по которым к ним есть претензии. По «Ситраку» проходит проверка, и проходит она уже очень давно».

Читать также:
В Россию привезли необычный 800-сильный Mercedes-AMG S63 Е Performance

Было выявлено, что на грузовики Sitrak устанавливались не соответствующие регламенту устройства вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС): машины снабжали обычными GPS-трекерами. НАС обратился в суд с требованием обязать Росстандарт инициировать принудительный отзыв этих транспортных средств. По поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова 18 экспертов ФГУП «НАМИ» отправили изучать документы, отбирать образцы и проводить инструментальные испытания.

Shacman SX3258

В ходе выступления на заседании комиссии Госсовета по направлению «Промышленность» в феврале 2025 года глава Минпромторга Антон Алиханов предложил ужесточить процедуру сертификации иностранных автомобилей и призвал инициировать проверку соответствия машин из серийных партий. В качестве примера были приведены кейсы по трем китайским производителям грузовиков, которые «просто нельзя допускать на дороги», но конкретные производители министром названы не были.

Чего ждать автомобилистам

По мнению заместителя председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолия Семенова, проработка вопроса об аннулировании сертификатов, выданных в государствах — членах ЕАЭС, направлена на создание правового механизма для признания их незаконными для оборота в России.

«Россия не может влиять на коррупцию или иные нарушения в иных государствах и создает механизм для аннулирования их действия в России и связанных с этим юридических последствий (включая регистрацию транспортных средств)», — конкретизировал собеседник.

Эксперт добавил, что на практике от внедрения такого механизма могут пострадать обычные владельцы машин, сертифицированных с нарушениями в других государствах, входящих в ЕАЭС:

«Тут как всегда, как и с продажей украденных лизинговых автомобилей. Вроде покупатель ни при чем — а лишится автомобиля он. Взыскать что-то с продавца — так себе перспектива».

Согласен с этим утверждением и Антон Шапарин:

«Речь может идти об огромном количестве одобрений и сертификатов типа, которые выданы на основании протоколов испытаний, оформленных в странах ЕАЭС, либо полностью сертификатов, оформленных в странах ЕАЭС. Проверочные мероприятия могут привести к отзыву одобрения типа транспортного средства».

Это же касается и сферы автокомпонентов, где может быть выявлено большое количество нарушений.

«Значительное количество протоколов выдано по сообщениям о том, что что-то где-то сертифицировано. Шины, например. Протоколы испытаний активно оформляются в ряде стран ЕАЭС. Казахстан и другие страны, когда Росстандарт к ним обращался с просьбой провести контрольно-надзорные и проверочные мероприятия, отзывать документы, с которыми все выходят на единый рынок стран ЕАЭС, не реагируют. Было выпущено огромное количество протоколов испытаний и сертификатов, часто — с грубейшими нарушениями. Работа предстоит большая, — заметил собеседник. — Но как будет выглядеть сам механизм, пока неясно».

Член правления Союза автосервисов России Илья Плисов в беседе с Autonews.ru пояснил, что за последние годы количество аккредитованных сертификационных центров в России сократилось, что привело к росту цен на их услуги из-за снижения конкуренции.

«Одновременно законодатели могли обратить внимание на тенденцию «сертификационной миграции» — когда компании предпочитают оформлять документы в других странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), где процедура проходит быстрее, дешевле, а требования зачастую мягче», — подчеркнул эксперт.

Собеседник отметил, что ужесточение контроля без оптимизации самой системы сертификации может создать дополнительные сложности для импортеров и производителей.

«Вероятно, новое распоряжение правительства направлено именно на борьбу с этим явлением — попытками бизнеса уходить в более лояльные юрисдикции, сохраняя доступ на российский рынок», — добавил он.

Читайте также:

Авторы Теги Александр Воронцов