Эксперт Марголин: теперь люди могут задуматься о покупке автомобиля

Центробанк впервые за длительный период времени понизил ключевую ставку сразу на два процентных пункта. Autonews.ru выяснил у экспертов, как это отразится на автокредитах и продажах машин

25 июля состоялось очередное заседание ЦБ по ключевой ставке. Банк России принял решение понизить ее сразу на 200 б.п. — с 20 до 18%. Это решение не стало неожиданным: большинство экспертов ожидали снижения ставки до 19% или более существенной корректировки. 21 из 30 участников консенсус-прогноза РБК предположили перед заседанием, что ставку опустят на 200 б.п., до 18% годовых.

Напомним, что по итогам предыдущего заседания, которое состоялось 6 июня, впервые за три года ЦБ принял решение о снижении ключевой ставки с 21 до 20% годовых. До этого в последний раз ключевая ставка снижалась 16 сентября 2022 года, тогда ЦБ опустил ее на 50 б.п. — до 7,5%.

В пресс-релизе по итогам июньского заседания регулятор отметил уменьшение проинфляционных рисков, чем намекнул на возможность более решительных шагов по снижению ключевой ставки. Вместе с тем, в релизе говорилось об «отклонении российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста», высоких инфляционных ожиданиях и ухудшении условий внешней торговли. Сообщалось в резюме и о предпосылках к возвращению инфляции к 4% в 2026 году. Кстати, Росстат в июле впервые в 2025 году зафиксировал недельную дефляцию: потребительские цены в России за неделю снизились на 0,05%.

Накануне очередного заседания ЦБ председатель СФ Валентина Матвиенко предположила, что к концу года ключевая ставка может снизиться сразу на несколько процентов, поскольку для этого есть «все перспективы». Глава Сбербанка Герман Греф также спрогнозировал более существенное чем на 100–200 базисных пунктов снижение ключевой ставки в июле и призвал ЦБ к более решительным шагам.

Почему ключевая ставка важна для авторынка

Ключевая ставка, которую устанавливает регулятор, — это основополагающий показатель, напрямую влияющий на стоимость кредитов. Без обращения к последним для большинства россиян приобретение автомобиля превращается в невыполнимую задачу. Чем выше ключевая ставка, установленная ЦБ, тем дороже привлеченные деньги обходятся банкам и тем выше процент по кредиту для их клиентов.

Как отметила в беседе с Autonews.ru генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк, при ставке «ключа» в 21% автокредиты были неподъемными для большинства покупателей. В июне впервые за долгое время регулятор понизил ставку до 20%, но и этот уровень — один из самых высоких показателей за последние годы.

До июньского снижения решение о смягчении денежно-кредитной политики ЦБ принималось в сентябре 2022 года, но затем ставка только росла, а с октября 2024 года вышла на рекордный уровень в 21%.

Аналитики уже отметили позитивный эффект от июньского снижения «ключа» на 1%: после решения ЦБ банки стали активнее снижать ставки по вкладам, а вот стоимость кредитов практически не изменилась. Рост потребительского и ипотечного кредитования продолжил замедляться, как и рост бизнеса в ряде отраслей. Удержание ключевой ставки на высоком уровне переохлаждает экономику, а ощутимое снижение «ключа», по мнению управляющего директора ГК «Альфа-Лизинг» Максима Агаджанова, может привести к росту покупательской активности, в частности, тех, кто давно хотел сменить автомобиль.

Снижение ключевой ставки стимулирует экономическую активность, увеличит доступность кредитов и лизинга, повысит покупательную способность населения: потребители активнее начнут приобретать автомобили», — уверен Агаджанов.

Как повлияет снижение ставки

В беседе с Autonews.ru генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский подчеркнул, что «Банк России добился своей цели по инфляции и настало время отпускать экономику на более комфортные уровни». Вместе с тем эксперт отметил, что в текущем моменте снижение ключевой ставки на 1–2% не приведет к такому же снижению стоимости автокредитов, это не симметричные процессы. Существенных перемен ждать на нашем авторынке пока не стоит.

Ольховский заметил, что эффект от снижения ключевой ставки имеет отложенный характер:

Эффект снижения ставки сегодня даст эффект снижения стоимости автокредитов через 3–4 месяца, и накопленный уровень снижения отразится сразу через этот период. В этом случае будет оживление рынка и, возможно, этот тренд будет сохранен на последующие периоды».

Сейчас, по мнению Ольховского, автокредитование в России вернулось к начальным уровням, когда оно только-только приходило в нашу страну. А объем этого бизнеса определяется политикой ЦБ.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отметил, что снижение ключевой ставки может повлиять на производителей автомобилей, потребителей, других участников данного рынка и банки.

Эффект, по словам аналитика, будет следующим:

Снизится стоимость заемных средств, это улучшит финансовое положение бизнеса, а потребители смогут брать кредиты на более привлекательных условиях, и, как следствие, продажи автомобилей в стране могут начать расти».

Директор по маркетингу маркетплейса автозапчастей Emex Иларион Демчиков отметил, что ставки по автокредитам ограничены уровнем ключевой ставки плюс 5 п.п., пока они держатся на уровне 20–26% годовых.

Читать также:
ГАИ будет останавливать всех подряд. Водителей ждут тотальные проверки

По данным июня 2025 года, средневзвешенная ставка по кредитам на новые автомобили достигала 13,6%. Снижение ключевой ставки стимулирует экономическую активность, увеличивает доступность кредитов и повышает покупательную способность населения», — конкретизировал эксперт.

Руководитель продаж еКредит (входит в состав Авто.ру) Никита Марголин подчеркнул, что своим решением ЦБ дал четкий сигнал о дальнейших намерениях:

Снижение ключевой ставки два раза подряд — это сигнал рынку о том, что регулятор считает инфляционные риски относительно контролируемыми и готов поддерживать экономическую активность. Для авторынка это, в первую очередь, означает смягчение условий кредитования: кредиты и лизинг становятся чуть более доступными, что особенно важно на фоне высокой стоимости автомобилей и возросших требований к заемщикам со стороны банков».

Это решение — сигнал и для потенциальных покупателей: оно, по словам Марголина, показывает бизнесу и населению, что цикл ужесточения монетарной политики сменяется фазой послабления: люди могут задуматься о крупных покупках, таких как автомобили, вместо того, чтобы хранить сбережения на счетах.

Какую ставку ждут

Опрошенные Autonews.ru эксперты считают, что тренд на снижение «ключа» в 2025 году будет сохраняться. Это может привести к росту продаж автомобилей в ближайшие месяцы.

По словам генерального директора ГК «АвтоСпецЦентр» Андрея Терлюкевича, по-настоящему комфортно приобретать автомобили россиянам станет лишь при ставке ниже 10% годовых. Сейчас на рынке автомобилей с пробегом и коммерческой техники стоимость кредитов и лизинга остается запредельной — в районе 30%. Кроме того, банки массово отказывают в выдаче кредитов.

Для нормализации ситуации на рынке ставка нужна ниже 10%. Для устойчивого развития рынка с учетом примера других стран ставка должна быть на уровне 4–5%», — пояснил эксперт.

По рынку новых машин, по мнению Терлюкевича, ситуация немного лучше: есть субсидируемые производителями кредиты, позволяющие приобрести автомобиль по ставке ниже рыночной или вообще в рассрочку.

Андрей Ольховский выразил мнение, что автокредиты должна быть не выше 16–18% годовых: «Это уровень, который соответствует реальной возможности наших клиентов платить проценты и само тело долга».

Комфортной ставкой эксперт посчитал величину до 12%. Только в этом случае у бизнеса появится возможность для роста:

В ситуации, когда ставка будет ниже 10%, многие сегменты бизнеса смогут развиваться. При ставке ниже 8% большинство бизнесов, в том числе индустриальных, будут способны создавать новые проекты».

Иларион Демчиков выразил мнение, что для оживления продаж ключевая ставка должна находиться на уровне 12–14%. В этом случае ставки по автокредитам упадут до уровня в 10–12%, а выдача кредитов вырастет на 20–25%, что позволит нарастить продажи на 15%.

Уменьшение ставки на 4–5 п.п. способно стимулировать отложенный спрос и направить сбережения из депозитов в автопромышленность», — пояснил он.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в январе-июне 2025 года в стране было выдано лишь 460,1 тысяч автомобильных кредитов, а за аналогичный период 2024 года — 799,8 тысяч. Снижение ключевой ставки должно поспособствовать нормализации ситуации, но этот эффект не станет мгновенным. Как отметил Дмитрий Баранов, для стимулирования спроса на машины власти могут применить ряд других механизмов. К таковым можно отнести:

  • программы на приобретение автомобиля (например «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль»);
  • увеличение государственных закупок машин для организаций и ведомств;
  • активизацию работы по продвижению отечественных автомобилей в других странах.

Генеральный директор ООО «ЭМ Рус» Илья Рашкин считает прогноз Германа Грефа о снижении «ключа» до 15–16% к концу года реалистичным. Но ощутимый буст спроса на авторынке случился бы, по его словам, если бы ставка была еще ниже — на уровне 10–12%.

Сегодняшняя ставка — это, по сути, барьер для покупателей. Коммерческие лизинговые ставки запредельные и уже выше 30%, автокредиты зачастую предлагаются под 30–35%, а средний срок 3–5 лет. Это кабальные условия, и люди скорее примут решение потерпеть/подождать, чтобы купить машину по более выгодной цене», — подчеркнул он.

В качестве примера аналитик привел ставки в других странах: в США 5–5,5%, в Китае еще ниже.

«Реально «рабочей» для российского авторынка является планка в 10–12%», — подчеркнул он.

С высоким уровнем «ключа» эксперт связал и проблемы автопроизводителей.

«Проблема дефицита оборотных средств, особенно у крупных игроков, таких как АвтоВАЗ, напрямую связана с высокой ключевой ставкой. Рентабельность автомобильного бизнеса низкая, и высокая стоимость заимствований бьет по его устойчивости. Ну и, наконец, разовые меры поддержки, как трейд-ин программы, временные скидки, также способствуют стимулированию спроса. Ситуация на складе это подтверждает: автомобили есть, продавать нужно, а значит, скидки будут», — считает Рашкин.

Следующее плановое заседание ЦБ по ключевой ставке намечено на сентябрь 2025 года.

Читайте также:

 

 

Авторы Теги Александр Воронцов