Самые популярные немецкие автомобильные марки: топ-7 брендов

«Они были первыми» — это тот минимум, который нужно знать о немецких автомобилях. Но Autonews.ru предлагает рассмотреть историю самого передового автопрома планеты чуть подробнее

  • История немецких автомобилей
  • 7 главных немецких автобрендов и их первые модели
  • Как выбрать немецкий автомобиль
  • История немецких автомобилей

    Если сказать о немецких автомобильных брендах одной фразой — с них началось все. Первый двигатель внутреннего сгорания, первый автомобиль с ДВС, который поступил в открытую продажу. А также огромное количество технологий и новшеств, ставших сегодня обыденностью, — всем этим автомобильная индустрия обязана Германии. Бесспорно, заокеанские коллеги тоже очень быстро нащупали золотую жилу, внеся огромную лепту в мировую историю машин. И все же колыбелью классического автомобиля с двигателем внутреннего сгорания по праву считается Германия.

    С точки зрения формальной исторической летописи все началось с бренда Benz в 1885 году, когда Карл Бенц завершил первый ходовой образец. Ставший впоследствии первым в мире автомобилем с ДВС, появившемся в свободной продаже. Однако с позиции нейминга, а также огромного количества объединений, разделений, переименований и реструктуризаций марок, происходивших по ходу истории, лента событий выглядит крайне запутанной. Такие дебри оставим историкам, а в сегодняшнем обсуждении будем отталкиваться от старейших немецких автобрендов, существующих по сей день.

    Если рассматривать историю автомобильной Германии под таким углом, первым немецким автобрендом все равно стал Mercedes (пусть и не Benz), в 1901 году показавший Mercedes 35PS. Почти синхронно подтягивается Opel с моделью 10-12 PS (1902), затем с некоторым отрывом идет Audi Type A (1910). Через десяток лет заявляет о себе Maybach с моделью Typ W3 (1921) и спустя еще 12 лет на слуху появляется BMW 303 (1933). Далее появляется Volkswagen со своим Typ 1 (он же «Жук») в 1938-м и Porsche с моделью 64 в 1939-м. Рассмотрим историю каждого первенца чуть подробнее.

    7 главных немецких автобрендов и их первые модели

    Mercedes-Benz

    Mercedes 35 PS, 1901 год

    • Год регистрации бренда: 1902
    • Первая модель собственной разработки и год выпуска: Mercedes 35 PS, 1901
    • Объем выпуска автомобилей в мире за 2023 год: 2 млн экз.

    История, пожалуй, самой известной автомобильной марки планеты началась в 1901 году. Тогда первая модель Mercedes 35 PS (еще без приставки Benz, как мы знаем эти машины сегодня) отметилась невиданными для своего времени техническими инновациями. Кузов изготавливали из стали, все четыре колеса имели одинаковый размер, рядный шестицилиндровый мотор мощностью 35 л.с. имел систему охлаждения с ячеистым радиатором. База была непривычно большой для машин тех лет — 2245 мм, а при разработке учитывалось расположение центра тяжести шасси. Все это было результатом проектирования под гоночные соревнования, в связи с чем 35 PS многими автоисториками расценивается как революционный автомобиль, заложивший основы легковых машин на много десятилетий вперед. Любопытно, что конструкцию в основном разрабатывал Вильгельм Майбах, позже основавший собственный бренд.

    Opel

    Opel Motorwagen 10-12 PS. 1902 год

    • Год регистрации бренда: 1862
    • Первая модель собственной разработки и год выпуска: Opel 10-12 PS, 1902
    • Объем выпуска автомобилей в мире за 2023 год: 0,7 млн экз.

    Предприятие Адама Опеля по производству швейных машин на временной шкале сильно опередило даже велосипедную мастерскую Карла Бенца — 1862 год. Как и многим отцам-основателям знаменитых марок, идея заняться «самодвижущимися повозками» пришла к Опелю значительно позже. И первый автомобиль, сконструированный без посредничества других фирм, увидел свет в 1902 году. Как и вышеописанное детище Майбаха с именем Mercedes (ох уж эти перипетии истории), Opel 10-12 PS отражал в названии примерную мощность двигателя. А сам двигатель был довольно скромным: всего два цилиндра и 1,9 л рабочего объема. Но и на спортивные лавры машина не претендовала, в целом больше еще походя на продвинутую упряжную карету, нежели на автомобиль в классическом понимании.

    Audi

    Audi Type A. 1910 год

    • Год регистрации бренда: 1909
    • Первая модель собственной разработки и год выпуска: Audi Type A, 1910
    • Объем выпуска автомобилей в мире за 2023 год: 1,9 млн экз.

    С латыни Audi переводится как повелительное «слушай». Именно такое название предложили в процессе выбора нового имени для реорганизованного концерна Auto Union, в который входили Audi, DKW, Horch и Wanderer. Здесь имеет место игра слов: фамилия Horch тоже переводится как «слушай», но с немецкого. Почему трансформировать в латынь было решено именно это имя? На момент создания Auto Union бренд Horch выступал лидером всей четверки, специализируясь на наиболее роскошных автомобилях. Тем не менее первая модель — Audi Type A — была разработана с учетом гоночных реалий и могла похвастаться мощностью в 22 л.с. Но главное — максимальная скорость достигала 75 км/ч, что для того времени было весьма быстро. Примечательны и плавные обводы кузова — уже тогда с претензией на аэродинамику.

    Maybach

    Первые автомобили Maybach (тип W3), представленные на Автомобильной выставке 1921 года в Берлине

    • Год регистрации бренда: 1921
    • Первая модель собственной разработки и год выпуска: Maybach Typ W3, 1921
    • Объем выпуска автомобилей в мире за 2023 год: нет данных (бренд в составе Mercedes-Benz)

    Инженер Вильгельм Майбах, основатель одноименной автомобильной марки, в истории занимает место ничуть не меньшее (а может, и большее), чем Карл Бенц, Готлиб Даймлер и подобные столпы. Например, именно герру Майбаху принадлежит первый в мире патент на гидравлическую систему тормозов, радиатор охлаждения ячеистого типа и многие иные вещи, которые если и не дошли до нас в первозданном виде, то точно повлияли на развитие индустрии. И почетное звание «конструктор-первопроходец» от немецкого Общества инженеров он получил явно не просто так. Что до Maybach Typ W3, первого автомобиля марки, он сразу задал планку: 5,7 л, 70 л.с. и 110 км/ч максимальной скорости. Как независимый бренд Maybach перестал существовать в 1960 году, будучи купленным Daimler. Затем компания неоднократно переживала производственные кризисы и переходила под управление различных подразделений, периодически останавливая производство на несколько лет. Пока в 2012 году не была ликвидирована окончательно. На сегодняшний день имя Maybach существует лишь формально, с приставкой Mercedes, являя собой роскошные модификации суперседана Mercedes S-класса.

    Читать также:
    Дилеры снизили цены на Skoda Superb в России

    BMW

    BMW 303. 1933 год

    • Год регистрации бренда: 1917
    • Первая модель собственной разработки и год выпуска: BMW 303, 1933
    • Объем выпуска автомобилей в мире за 2023 год: 2,6 млн экз.

    «Баварский моторный завод» (дословная расшифровка) берет свое начало на пороге Первой мировой, когда в 1913 году стартовало производство авиационных двигателей. К слову, вопреки расхожему заблуждению бело-голубые сектора на эмблеме не символизируют пропеллер на фоне неба, а являются отражением расцветки и разлиновки флага Баварии. Непосредственно бренд BMW был зарегистрирован чуть позже, в 1917-м. А наземными транспортными средствами собственной конструкции предприятие занялось лишь спустя 20 лет после основания, в 1933-м, отметившись моделью BMW 303. Именно тогда, буквально с первой модели (лицензионные Dixi не в счет) родилась фирменная черта марки, остающаяся визитной карточкой баварцев и сегодня, — «ноздри» радиаторной решетки. Модель 303 проектировали с учетом аэродинамики и, дабы уменьшить лобовое сопротивление, сделали передок машины острым, наподобие корабельного. А для визуального облегчения решетки инженер Фриц Фридлер очертил две половины воздухозаборника хромированными овалами.

    Volkswagen

    Volkswagen Typ 1 (Kafer). 1938 год

    • Год регистрации бренда: 1937
    • Первая модель собственной разработки и год выпуска: Volkswagen Typ 1 («Kafer»), 1938
    • Объем выпуска автомобилей в мире за 2023 год: 3,6 млн экз.

    Несмотря на то что сегодня обладание новым Volkswagen в России выдает во владельце человека весьма зажиточного, начиналось все довольно прозаично. В 1937 году в Германии зарегистрировали одноименного производителя, целью которого было массово выпускать тот самый «народный автомобиль» (это и есть перевод названия бренда), доступный любому рабочему страны за 1000 рейхсмарок. Как это и бывает, грандиозный план осчастливить всех и каждого провалился, однако популярность марки VW по всему земному шару впоследствии не вызывает сомнений. И конечно, главной иконой стал «Фольксваген-жук» — про него слышали, без сомнения, даже люди далекие от автомобильной истории. Вообще, по заводским документам, машина, созданная с легкой руки Гитлера, проходила как Typ 1. Однако не нужно быть автодизайнером, чтобы понять, почему практически сразу после дебюта за автомобилем навсегда закрепилось прозвище «Жук». Народное имя прижилось настолько, что впоследствии Volkswagen, возрождая легендарную модель в 1997-м, официально окрестил новый хетчбэк New Beetle.

    Porsche

    Porsche Type 64. 1939 год

    • Год регистрации бренда: 1931
    • Первая модель собственной разработки и год выпуска: Porsche 64, 1939
    • Объем выпуска автомобилей в мире за 2023 год: 0,3 млн экз.

    Изначально основатель знаменитой сегодня на весь мир фирмы не планировал создавать свои автомобили. Главным родом деятельности Фердинанда и его сына, Ферри Порше, была конструкторско-проектная. Отец и сын несколько лет работали над заказами для сторонних фирм по производству всевозможной техники. В портфолио небольшого семейного КБ значились тормоза, детали двигателя и различных агрегатов и даже проекты автомобилей и мотоциклов. Одним из таких проектов был тот самый «народный автомобиль», позже известный как VW Kafer («Жук»). А первой собственной разработкой Porsche считается модель 64. Многие инновации этого болида (максимальная скорость составляла 160 км/ч!) позже стали визитной карточкой марки на долгие десятилетия: заднемоторная компоновка, оппозитный двигатель воздушного охлаждения, характерные круглые фары на выпуклых крыльях и другие «родовые черты» Porsche.

    Как выбрать немецкий автомобиль

    К сожалению, в текущих реалиях для наших соотечественников проблема выбора нового немецкого автомобиля стоит, мягко говоря, не на первом месте. А на вторичке приоритеты расставляются в несколько иной последовательности, нежели при покупке автомобиля без пробега. Тем не менее коротко опишем базовые ценности каждой немецкой марки, которые составляют основу их философии.

    Начать стоит с «большой немецкой тройки» — как с самых непримиримых конкурентов. Mercedes-Benz традиционно упирает на непревзойденный комфорт. И конечно, звучное имя как таковое, которое не нуждается в представлении вне зависимости от местонахождения владельца на земном шаре. Забегая вперед: если «просто мерседеса» покажется мало, отдельной когортой выступает Maybach, играющий уже в лиге таких грандов, как Rolls-Royce или Bentley. Заплатить за атрибут королевской жизни придется соответствующе, но в таком эшелоне это отходит глубоко на второй план.

    Audi старается не отставать, реализовывая свой фирменный девиз «технического превосходства». Например, удивив полностью алюминиевым кузовом еще в 1994 году, а еще ранее покорив спортивную автоиндустрию полным приводом Quattro. В целом убеждать покупателей у Audi получается успешно, что подтверждается схожими с Mercedes результатами продаж.

    Для баварского конкурента прошлый год выдался и вовсе рекордным: продажи ощутимо перегнали и Mercedes, и Audi. Главный конек BMW также остается незыблемым на протяжении долгих лет: это автомобиль для водителя. Справедливости ради, все современные платформы премиум-класса рулятся очень неплохо, но BMW изо всех сил старается задавать в этой дисциплине тон.

    Volkswagen, несмотря на формально «народный» статус, по факту давно перестал быть таковым. Конечно, у производителя есть отдельная дешевая линейка для развивающихся стран, но этот рынок вообще стоит особняком, как и автомобили на нем предлагаемые. В остальном же VW являет собой некий оптимум для крепкого среднего класса, предоставляя очень добротные и богато укомплектованные (в топовых исполнениях) автомобили за все еще земной ценник. Речь опять же, увы, не про Россию.

    Porsche, являясь «дочкой» Volkswagen, продолжает следовать своим историческим курсом: акцент бренда по-прежнему сделан на спорте. И если в случае чисто имиджевой модели Cayenne об этом можно долго спорить, то упрекнуть незыблемую 911-ю серию в утрате горячего характера язык не повернется ни у кого.

    Opel среди массовых «немцев» (Porsche и Maybach не в счет) занимает самую скромную позицию по продажам. В портфолио марки нет премиум-седанов или больших внедорожников, зато бренд активно переходит на недорогие гибриды и полностью электрические версии. А в январе Opel заявил, что уже в этом году познакомит аудиторию с новым, полностью электрическим внедорожником Frontera.

    Читайте также: