Содержание:
Разработчики назвали электрокар с надписью «испытания» носителем агрегатов
Новый электромобиль Amber разрабатывается Московским политехом и будет выпускаться на «Автоторе». Внешность новинки всех удивила. Autonews.ru объясняет, что именно пытались показать создатели электромобиля
Московский Политех (МАМИ) опубликовал сообщение, которое можно считать ответом на многочисленные, в том числе критические, отзывы пользователей интернета о представленном ранее электромобиле Amber с табличкой «Испытания» на переднем бампере. Разработчики заявили, что на фотографиях не готовый автомобиль, а лишь «универсальный носитель агрегатов». Первоначальная новость, в которой говорилось о разработке автомобиля, с сайта университета при этом исчезла. Autonews.ru собрал информацию о том, что же именно показали создатели электромобиля, каким он станет и когда пойдет в серию.
На фотографии — «мул»
То, что МАМИ представил 18 декабря, не имеет никакого отношения к внешности готовой машины. Это лишь так называемый «мул» — ходовой прототип, на котором испытываются основные узлы и агрегаты. Как правило, кузов для такого «мула» заимствуется от уже существующей машины.
Однако в России не выпускают автомобили столь малого класса. Вероятно, именно по этой причине создатели «мула» были вынуждены создавать его сами, из того, что было, использовав отдельные детали от Lada Vesta, но скомпоновав их в заметно меньших габаритах. Этим можно объяснить странные пропорции получившейся «машины».
Настоящий дизайн автомобиля еще прорабатывается, а его кузов попросту не готов. Однако проводить испытания надо уже сейчас, для этого и понадобился «мул». Если у серийной машины и будет с таким носителем агрегатов что-то общее, то разве что примерно такие же габариты.
Что известно об электромобиле Amber
О планах выпуска компактного электрокара на «Автоторе» стало известно еще в декабре 2022 года. С тех пор велась разработка модели, первые закамуфлированные модели на заводе летом 2023 года видел и сфотографировал корреспондент Autonews.ru.
Предполагалось, что изначально машину назовут «Янтарь», но позже предприятие запатентовало название Amber. Это будет компактный городской электромобиль, которые делается в первую очередь для каршеринга и служб доставки. Производство машины планировалось начать уже в 2023 году, но теперь в МАМИ обещают, что первые пять машин для испытаний будут сделаны в 2024 году, а серийное производство начнется в 2025-м.
В основе автомобиля будет пространственная рама, сваренная из алюминиевых профилей. Снаружи к ней станут крепить пластиковые кузовные панели. Похожая технология применялась на машинах марки Smart, правда там несущий каркас был стальным. Такой метод удешевляет запуск новой модели в производство, но, как считается, не подходит для крупносерийного выпуска машин. В случае с Amber планируемые объемы относительно невелики — до 50 тыс. машин в год.
При этом электрокары планируется максимально локализовать. В частности, они получат отечественные электродвигатели и тяговые батареи. Для производства последних в Калининграде уже строят завод компании «Рэнэра», которая входит в структуру «Росатома».
Что такое класс L7
Машина Amber, о которой идет речь, строго говоря автомобилем не является. Это так называемый квадрицикл, который по действующим в России нормативам Таможенного союза (и не только его) относится к категории L7. Для таких транспортных средств действуют ограничения по массе и максимальной мощности. Мотор не может развивать больше 21 л.с., а максимальный вес пустого автомобиля не должен превышать 400 кг для пассажирских и 550 кг для грузовых версий. Важно отметить, что в случае с электрокарами масса батареи не учитывается, а именно от нее зависит запас хода.
Во многих странах мира на управление квадрициклами категории L7 существует ряд послаблений: например, водительские удостоверения для них можно получить в более раннем возрасте, чем права на полноценный автомобиль. В России управлять машиной класса L7 разрешается водителям с категорией B1 в правах.
Эта категория B1, однако, никаких юридических преимуществ не дает. Она автоматически открывается при получении прав категории B, то есть водительского удостоверения для легковых автомобилей.
Теоретически получить водительское удостоверение категории B1 можно и отдельно от просто B, но практического смысла в этом нет, так как требования к будущим водителям не отличаются, и нет смысла отдельно сдавать экзамен на B1, если при получении прав категории B одновременно открывается и подкатегория.
Можно предположить, что выбор в пользу класса L7 был сделан потому, что такие электромобили популярны в Китае и там для них существует множество поставщиков компонентов. Таким образом до достижения глубокой локализации Amber в России часть узлов можно будет закупать в КНР.
Сколько может стоить Amber
На нынешней стадии проекта его разработчики не называют стоимость машины. Можно ориентироваться на цены на аналогичную технику в Китае, где она продается буквально на маркетплейсах.
Стоимость самых простых электрических квадрициклов в КНР начинается менее чем с $1 тыс. То есть менее чем 90 тыс. руб. за новое транспортное средство с четырьмя колесами, каркасом из железных труб, пластиковыми панелями кузова, маленькой батареей, которая быстро садится, и слабым мотором.
Более продвинутая техника стоит уже около $5 тыс., и это больше похоже на то, что собираются делать на «Автоторе». При этом выше цена не поднимается, так как с этой суммы начинается стоимость уже электрокара Wuling Mini EV, который хоть и похож на L7, формально относится к автомобилям и спорит с Tesla за звание самого продаваемого электромобиля в Китае. Марка Wuling — продукт совместного предприятия концерна General Motors и крупнейшего китайского автоконцерна SAIC.
Для сравнения, по данным Autonews.ru, еще в 2022 году в Россию по заказу клиента привезли один Wuling Mini EV в топовой комплектации. С учетом стоимости доставки, таможенных пошлин, налогов и комиссии дилера автомобиль обошелся заказчику в 1,6 млн руб.
Это не первый проект электрического квадрицикла в России
Несколько лет назад в Тольятти местным стартапом готовилось производство электрокаров Zetta того же класса L7. Причем было даже построено пять ходовых прототипов, однако на этом полученные инвестиции закончились, а новые привлечь не удалось.
По конструкции Zetta была похожа на Amber, но с некоторыми отличиями. У машины был стальной каркас кузова, зато отдельные мотор-колеса, что делало ее полноприводной. Автомобиль оснащался батареей на 10 киловатт-часов, и создатели уверяли, что этого хватит на 180 км пробега. Последнее утверждение звучало несколько оптимистично, учитывая, что компактные электромобили Mitsubishi iMiEV с батареей почти вдвое большего объема с трудом проезжали 150 км на одном заряде.
По плану создателей Zetta, их машина должна была стоить примерно на уровне Lada Granta — около 1 млн руб. по нынешним ценам. В 2022 году стало известно, что найти финансирование на проект так и не удалось.