Страховые компании начали получать записи с камер по совершенным ДТП. По ним они смогут принять решение по выплатам ОСАГО — водителям не придется делать фотографии в опасных местах. Эксперимент стартовал в Москве на МКАД
Какие новые дорожные знаки появятся в России в 2023 году Важные изменения для водителей 1 марта С 1 марта в России изменились ПДД. Как не попасть на новые штрафы Новости компаний 16 марта Как купить хороший автомобиль с небольшим пробегом, не вставая с дивана Москвич 16 марта «Москвич» выпустит три новые модели до конца года
В Москве на МКАД стартовал пилотный проект по предупреждению повторных ДТП, выяснил Autonews.ru. Это ситуации, когда автомобилисты врезаются в уже стоящие на дороге машины, водители которых занимаются оформлением аварии для получения компенсации по ОСАГО и каско. Как сообщили Autonews.ru в Российском союзе автостраховщиков (РСА), страховые компании получили возможность запрашивать материалы с видеокамер, которые работали рядом с произошедшей аварией. На этом основании страховщик сможет подтвердить факт ДТП — водители, в свою очередь, получили возможность оперативно покинуть опасный участок дороги и не рисковать. Такой проект запустил Центр организации дорожного движения правительства Москвы (ЦОДД) на основании поручения Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
После ДТП можно сразу уехать в безопасное место
«В рамках проведения пилотного проекта страховщикам будут предоставляться материалы, зафиксированные камерами, для подтверждения факта ДТП в случае, если участники ДТП осуществляли оформление документов не на месте ДТП», — сообщил Autonews.ru исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
По его словам, возможность получения данных о ДТП, зафиксированных камерами, позволит автовладельцам, попавшим в ДТП на МКАД, отъехать в безопасное место и лишь там заняться оформлением документов об аварии. В результате, по оценкам РСА, будет заметно снижен риск повторного ДТП на этой крупной автомагистрали — ситуации, когда с машиной водителя, занятого оформлением аварии, или с ним самим из-за плотного и быстрого движения на трассе сталкивается другой участник дорожного движения.
Предполагается, что страховщик сможет подтвердить факт ДТП, запросив материалы видеокамер, рядом с которыми произошла авария. Поскольку МКАД покрыт видеокамерами достаточно плотно, качество получаемой информации должно позволить страховой компании полностью прояснить обстоятельства аварии.
«Пока взаимодействие страховщиков с ЦОДД будет происходить в порядке эксперимента. Если его ключевая цель — снижение риска повторных ДТП на МКАД и повышение безопасности дорожного движения на этой автомагистрали — будет достигнута, впоследствии аналогичная практика может быть распространена и на другие трассы и города», — сказал Уфимцев.
Видео против мошенников и автоподстав
Ряд страховых компаний уже подтвердил Autonews.ru свое участие в эксперименте. При этом, помимо борьбы с повторными ДТП, у страховщиков есть и дополнительные цели. Так, как рассказали в компании «Абсолют Страхование», полученные материалы будут использовать для урегулирования убытков по ОСАГО. Одновременно с этим там планируют использовать записи с камер видеонаблюдения, чтобы бороться с мошенниками и предотвращать случаи неправомерного получения страховых возмещений злоумышленниками.
Как рассказали в страховой компании, они надеются, что со временем смогут получить доступ к камерам и в таких токсичных, по их оценкам, регионах, как Ульяновская, Самарская, Нижегородская, Ростовская области, и других регионах, где наиболее высока активность автомошенников.
«Работа с записями камер позволит нам увидеть и проанализировать обстоятельства ДТП, кто был в тот момент за рулем автомобиля, действительно ли произошла авария или злоумышленники ее инсценировали. Чем меньше будет мошенников в автостраховании, тем дешевле будет стоимость страховых полисов для добросовестных клиентов», — сказали в компании.
Сейчас пилотные проекты по доступу страховщиков к камерам видеонаблюдения действуют в разных городах России.
«Мы поддерживаем инициативу Всероссийского союза страховщиков и РСА по распространению этой практики на всю страну», — заявил генеральный директор компании «Абсолют Страхование» Дмитрий Руденко.
В «Совкомбанк Страховании» также сообщили, что присоединились к данному соглашению, однако предоставленными возможностями компании пока воспользоваться не удалось.
«Если говорить о получении информации с камер видеонаблюдения вообще, то мы имеем возможность оперативно ее получать по системе «Поток» со всех регионов России. И пользуемся этой услугой довольно часто. Все же МКАД — это не то место, где можно качественно инсценировать ДТП. Скорее всего, там все-таки происходят «честные» аварии. Поэтому данный инструмент в первую очередь позволяет разобраться в обстоятельствах ДТП, восстановить картину произошедшего», — сказали в «Совкомбанк Страховании».
Как сообщили Autonews.ru в компании «АльфаСтрахование», в качестве оценки пилотного проекта ЦОДД планирует рассчитывать показатель отказов в страховых выплатах.
«Показатель отказов рассчитывается для ДТП, случившихся на МКАД, при урегулировании которых страховыми организациями были запрошены и получены видео аварий от ЦОДД. Таким образом, полученные видеоматериалы, несомненно, помогут в урегулировании случаев как по ОСАГО, так и по каско», — пояснили в страховой компании.
Есть риск остаться без выплат
Между тем источники Autonews.ru в нескольких страховых компаниях признались, что пока эксперимент не помог значительно ускорить работу по получению нужных записей ДТП. По их словам, некоторые запросы по получению видео ДТП «продолжают висеть месяцами».
Представитель Национального союза автомобилистов (НАС) Антон Шапарин в беседе с Autonews.ru напомнил, что для проведения эксперимента нужно менять нормативную базу и масштабно предупреждать водителей.
«Водители у нас до сих пор уверены, что покидать место ДТП нельзя, что нужно остановиться и ждать инспекторов ГИБДД для оформления, иначе можно не получить выплату по ОСАГО. И пока в ПДД не будет информации о том, что на магистралях нужно как можно быстрее уехать с опасного места, никакой эксперимент не получится. При этом водителям надо объяснить, что они могут, а что нет. Пока в законе прописано одно, а эксперименты проходят совсем другие, и водители этому не доверяют. В итоге все бьются и риск вторичных ДТП действительно огромный», — сказал Шапарин.
При этом Шапарин признал, что полученные данные страховые компании также смогут использовать и для принятия решения об отказах в выплатах по ОСАГО.
«Так как многие ДТП страховщики называют подставными, чтобы просто не платить. Поэтому здесь мы увидим и судебные разбирательства, и пострадавших, потому что фотоматериалы — это одно, а документы, оформленные инспекторами ГИБДД, составленные ими схемы — это совсем другое. И водители не будут уверены, что им заплатят. Так же, как сейчас Европротокол не работает на полную мощность. А с камерами еще сложнее: а точно ли передадут материалы, а как их будут трактовать», — опасается эксперт.
Проблему так называемых повторных ДТП, когда в стоящие машины врезаются другие автомобили, не раз поднимали в ЦОДД. На МКАД уже появились билборды, призывающие не ждать ГИБДД на дороге, а съезжать на обочину. Однако многие водители этой практике не доверяют, опасаясь остаться без выплат по ОСАГО и каско. Чтобы дать автомобилистам право на законных основаниях проводить оформление на обочине, экспертный центр Probok.net в 2020 году направлял соответствующее обращение в МВД России. Эксперты центра предложили переписать п. 2.5. и п. 2.6. ПДД с тем, чтобы в случае аварии все ее участники моментально съезжали на обочину либо на другую площадку для оформления.
Как рассказывал Autonews.ru глава экспертного центра Александр Шумский, только в Москве более 10% погибших в ДТП именно по причине оформления аварий на проезжей части. Он отмечал, что водителей часто сбивают другие машины, а жертвы попадают в статистику как пешеходы, потому что уже вышли из автомобиля. По оценке эксперта, статистика не отражает реальную проблему: при экстраполяции московских цифр на всю страну количество жертв подобных аварий может превышать 1500 человек в год.
Autonews.ru направил запрос в ЦОДД, но ответа не получил.