Содержание:
С февраля 2022 года автомобили в России подорожали на четверть, а их содержание теперь обходится значительно дороже. Что еще изменилось для водителей при обслуживании машин
Цены на иномарки установили рекорд: что будет с ценами в 2023 году Москвич 19 января Стали известны цены на «Москвич 3е» и подробности о комплектации Штрафы 19 декабря 2022 Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица Дилеры 17 ноября 2022 «Вы что, какая гарантия?!» Как дилеры теперь продают новые автомобили
С конца февраля 2022 года расходы российских автомобилистов увеличились на десятки процентов. Подорожали не только новые автомобили, но и запчасти, расходники, ремонт и страховка. Autonews.ru выяснил, как за год изменилась окружающая автомобилиста реальность.
Автомобили: плюс 20–40%
Официально, по данным Росстата, за 2022 год средняя стоимость новых автомобилей в России выросла на 24%, что вдвое выше инфляции. Если брать отдельно иномарки, то их ценники прибавили сразу на 40%. Агентство «Автостат» настаивает, что средневзвешенная цена новой машины увеличилась на 20%. Эта разница объясняется смещением спроса в сторону более дешевых моделей.
На деле реальные цены в салонах дилеров на остатки машин, ввезенных в Россию или выпущенных до весны 2022 года, от прошлогодних могут отличаться кратно. Так, в феврале 2022 года седан Kia Rio в базовой комплектации стоил от 957,9 тыс. руб. Сейчас рекомендованная розничная цена на него стартует от 1,435 млн руб., но дилеры предлагают оставшиеся машины еще дороже. Ценники в салонах только начинаются от 1,5 млн руб., а за богатые комплектации перешагивают отметку 2 млн руб.
Тем покупателям, чьи доходы не позволяют купить машину дороже 1 млн руб., вместо Kia Rio рынок новых машин теперь может предложить только Lada Granta, причем без автомата и в ограниченной цветовой гамме. Официально, рекомендованная АвтоВАЗом стоимость базовой версии стартует от 678,3 тыс. руб., но у большинства дилеров стоят машины с предустановленными опциями за 800 тыс. руб. и дороже.
Место моделей среднего ценового сегмента прочно заняли автомобили китайских брендов. Так, в феврале 2022 года можно было купить Hyundai Creta за 1,349 млн руб. Теперь в этом классе приходится выбирать между Chery Tiggo 4 за 1 999 900 руб. или «Москвич 3» за 1,970 млн руб. — последний хоть и продается под российским брендом, представляет из себя китайский JAC JS4.
От роста цен отчасти спасает параллельный импорт. Так, Volkswagen Tiguan, который в феврале 2022 года стоил 2,134 млн руб., сейчас можно найти у дилеров московского региона минимум за 3,35 млн. При этом некоторые салоны уже предлагают близкий по габаритам и технической части Volkswagen Tayron с китайского рынка, который в богатой комплектации стоит от 3,28 млн руб.
Сложнее всего ситуация с седанами бизнес-класса. В феврале 2022 года цены на Toyota Camry начинались от 2,058 млн руб. Сейчас в салонах можно встретить машины из остатков производства в Санкт-Петербурге с ценником 5,2 млн руб. — и это за версию с нетоповым мотором объемом 2,5 л.
Прямой замены для популярной у российских чиновников Camry на рынке сейчас нет. Точнее, есть автомобили, которые мелкими партиями поступают по параллельному импорту, но их участие в тендерах государственных организаций и госпредприятий пока невозможно. Правда, на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге, который перешел под контроль АвтоВАЗа, до конца года вместе с китайскими партнерами обещают наладить сборку седана под маркой Lada, который как минимум будет классом выше, чем отечественная Vesta.
Расходники: плюс 50%
Тех, кому повезло купить автомобиль до подорожания 2022 года, теперь вынуждены увеличивать бюджет на его обслуживание. Помимо собственно автомобилей, заметно подорожали запчасти и комплектующие, и в первую очередь расходные материалы, покупать которые необходимо даже очень аккуратным водителям, которые берегут свои машины и не попадают в аварии.
Для того чтобы провести стандартное техобслуживание, в автомобиле нужно как минимум поменять масло в двигателе. Автопроизводители рекомендуют делать это не реже одного раза в год либо на определенном интервале пробега — что наступит раньше. Так вот, средняя цена четырехлитровой канистры масла 5W 30 ACEA C3, которое подходит для двигателей современных иномарок, по данным B2X Consulting, с 18 февраля 2022 года по 3 февраля 2023 года выросла на 76%: с 2650 до 4655 руб.
Замена масла требует и нового масляного фильтра. Эта запчасть за год в среднем подорожала на 45% — с 608 до 881 руб. Воздушный фильтр на обычном ТО также положено менять: его стоимость увеличилась на 50% в среднем — с 803 до 1204 руб.
Такие компоненты, как тормозные колодки, диски и свечи зажигания, меняют не на каждом ТО, но и они не вечны. Колодки выросли в цене на 36%, в среднем с 1814 до 2465 руб. за комплект, диски подорожали на 53% — с 2480 до 3785 руб. за штуку. Сильнее всего выросли в цене свечи: одна свеча в среднем подорожала с 709 до 1226 руб., то есть на 73%.
Росту цен способствовал и возникший дефицит, вызванный нарушением логистических цепочек. Однако сейчас в России можно найти любой автомобильный узел, правда, некоторые позиции придется подождать. Опрошенные Autonews.ru дилеры называют разные сроки. Так, в официальном сервисе Volkswagen в Москве пообещали найти любую деталь максимум за полгода, а в Toyota уверяют, что доставка не займет больше 45 дней.
Наконец, подорожали автомобильные шины, которые обладают свойством изнашиваться. К тому же покупатели новых машин в большинстве регионов России как минимум по закону обязаны купить еще и комплект зимней резины.
По данным Росстата, за 2022 год стоимость автомобильных шин в России увеличилась на 23,5%. Однако на деле цены выросли крайне неравномерно. Так, некоторые шины подорожали на 60%, например 16-дюймовые Hankook Ventus S1 Evo2 K117. Другие, например отечественные Cordiant Snow Cross 2 18-го диаметра, напротив, на 7% подешевели.
Дефицита шин на рынке почти не наблюдается. Исключением могут быть модели специфических размеров для китайских кроссоверов: продавцы просто не ожидали такого роста их доли на рынке. Но и эта проблема в ближайшие месяцы будет решена.
Страховка: плюс 21–38%
Увеличение стоимости запчастей стало поводом поднять цены на автомобильную страховку. Тут Росстат и Российский союз автостраховщиков расходятся в подсчетах. Первый говорит о подорожании полиса ОСАГО в среднем на 38,1%, в РСА настаивают на 21%. Так или иначе застраховать автомобиль стало дороже. И причина именно в росте стоимости запчастей. В РСА утверждают, что за год средняя выплата по ОСАГО пострадавшему в ДТП увеличилась на 28%.
Добровольное страхование каско также выросло в цене, в среднем, по данным того же Росстата, на 22,8%. Правда, для отдельных машин этот показатель увеличился более чем на 90%. Скажем, застраховать Skoda Karoq от всех бед стало дороже на 93%.
Прошедший год принес и новый, специфический вид страхования для машин, ввезенных по параллельному импорту. Это страховка от поломки. Дело в том, что формально такие автомобили продаются как подержанные, хотя и являются фактически новыми. Это позволяет дилеру выступить посредником и не нести прямых гарантийных обязательств.
Покупателю, желающему застраховаться от неожиданных поломок новой машины по причине возможного заводского брака, предлагается купить соответствующий страховой полис, который оплатит внеплановый ремонт. Стоимость услуги составляет 2% от цены нового автомобиля, при этом страховка покрывает только 25% стоимости всей машины.
Бензин, мойка и шиномонтаж: 11–13%
Машины, запчасти, страховка — не единственное, на что увеличились траты автомобилистов за прошедший год. По данным Росстата, за 2022 год автомойки подняли цены на 13% а шиномонтаж подорожал на 11,4%. Подорожал даже техосмотр: в Москве обязательная услуга теперь стоит 913 руб. против 720, а Московской области — 940 руб. против 710.
На этом фоне относительно слабо подорожал бензин: всего на 0,9%. Правда, дизельное топливо поднялось почти на 9%.
Что будет в 2023 году с ценами на автомобили
Все эксперты и участники рынка, которых Autonews.ru опрашивал в январе—феврале 2023 года, сходятся во мнении, что уже произошедшие внешние события отразились на рынке и дальнейшего повышения цен при сохранении существующих условий не ожидается. При этом стоимость владения автомобилем может в любой момент увеличится, если резко изменятся валютные курсы или будут введены новые, более серьезные санкции.
При этом рынок продолжает адаптироваться к новым условиям, а это значит, что сроки поставок дефицитных автомобилей, а также запчастей к ним по параллельному импорту будут снижаться. А вот снижения цен опрошенные эксперты не ожидают.