Дело близится к зиме. Самое время проверить работоспособность печки в автомобиле. Что делать, если она почти или совсем не греет?

Устройство системы отопления автомобиля

В автомобиле с ДВС нет иного эффективного источника тепла для обогрева салона, кроме самого двигателя. Встречающиеся на ряде моделей с ДВС встроенные электронагреватели — лишь вспомогательное средство поддержания комфортного микроклимата на борту. В процессе работы ДВС генерирует тепло, избытки которого отводятся с помощью системы охлаждения (подробнее о ней читайте по ссылке). В случае с ДВС, имеющим наиболее распространенную жидкостную систему охлаждения, основным поставщиком тепла в «жилую зону» является нагретый антифриз. «Ответвлением» системы охлаждения двигателя является система отопления салона. Ее основные элементы:

  • помпа (насос) — обеспечивает циркуляцию антифриза по системе охлаждения ДВС/отопления салона;
  • радиатор отопителя — компактнее радиатора ДВС и располагается за передней панелью;
  • трубки подачи и отвода охлаждающей жидкости, поступающей в радиатор отопителя;
  • вентилятор отопителя — прогоняет через соты радиатора печки холодный воздух, который забирает тепло у нагретого антифриза и поступает в салон через дефлекторы системы обдува.

Плохо греет печка в машине: причины

Наиболее распространенные причины плохой работы печки следующие.

Воздушная пробка в системе охлаждения

Воздушные пробки в системе охлаждения ДВС могут возникнуть при:

  • замене антифриза, в том числе связанной с заменой радиатора двигателя или печки;
  • неисправности встроенного (-ых) в крышку расширительного бачка или пробку основного радиатора клапана (-ов) регулировки давления в системе охлаждения. В этом случае потребуется очистить клапан (-ы), а если это не помогает, то заменить их;
  • утечке антифриза из-за негерметичности уплотнителей, сальника помпы, шлангов, ослабшей затяжки хомутов последних, повреждения прокладки головки блока цилиндров. В этом случае требуется протяжка хомутов шлангов, замена уплотнителей, сальника помпы и прокладки головки ГБЦ. Последние две операции лучше доверить профессиональным механикам. Устранив причины утечки, долить антифриз в расширительный бачок, чтобы уровень охлаждающей жидкости находился между отметками «MIN» и «МАХ» на корпусе бачка.

Для устранения собственно завоздушивания в системе охлаждения используются, как правило, два способа.

Первый способ не самый оптимальный, поскольку не всегда позволяет полностью устранить воздушную пробку.

  • Домкратом поднять переднюю часть автомобиля на 40–50 см.
  • Затянуть стояночный тормоз.
  • Открутить пробку расширительного бачка.
  • Запустить двигатель.
  • Включить печку в салоне на полную мощность.
  • Аккуратно долить антифриз в расширительный бачок до имеющейся на нем отметки «МАХ».
  • Педалью газа поднять обороты ДВС до 3000 в минуту и прогреть двигатель до температуры +90°C.
  • Сжимать и разжимать патрубок, который отводит тепло от радиатора ДВС для создания в системе охлаждения давления, позволяющего выгнать воздушную пробку.
  • Продолжить прокачку до тех пор, пока печка не начнет подавать в салон горячий воздух.
  • Опустить автомобиль с домкрата.
  • Дать ДВС остыть.
  • Долить антифриз в расширительный бачок, чтобы уровень охлаждающей жидкости находился между отметками «MIN» и «МАХ» на корпусе бачка.
  • Закрутить крышку расширительного бачка.
  • Долить антифриз в расширительный бачок нужно так, чтобы уровень охлаждающей жидкости находился между отметками «MIN» и «МАХ» на корпусе бачка

    Второй способ.

  • Долить антифриз до отметки «МАХ» на корпусе расширительного бачка.
  • Закрыть крышку расширительного бачка.
  • Прогреть ДВС до температуры +60°C;
  • Надеть резиновые перчатки и, аккуратно сняв самый верхний патрубок системы охлаждения, поместить его свободный конец в большую емкость.
  • Открутить крышку расширительного бачка.
  • Закрыв чистой тканью горловину расширительного бачка, начать дуть в нее (можно использовать насос или компрессор для подкачки шин).
  • Продолжить продувку до того момента, когда из патрубка в емкость польется антифриз без пузырьков воздуха.
  • Установить снятый патрубок на место.
  • Долить антифриз в расширительный бачок, чтобы уровень охлаждающей жидкости находился между отметками «MIN» и «МАХ» на корпусе бачка.
  • Закрутить крышку расширительного бачка.
  • Неисправность термостата

    Термостат — это управляемый термоэлементом клапан, в зависимости от температуры антифриза направляющий эту жидкость по малому (в обход радиатора двигателя) или большому кругу системы охлаждения ДВС. Заклинивание термостата в открытом положении не позволяет двигателю быстро прогреваться до рабочей температуры, особенно в зимний период. Это, в свою очередь, оборачивается резким снижением эффективности работы печки.

    Термостат — это управляемый термоэлементом клапан, в зависимости от температуры антифриза направляющий эту жидкость по малому (в обход радиатора двигателя) или большому кругу системы охлаждения ДВС

    Читать также:
    Продажи нового кроссовера Geely Coolray стартовали в России

    Для проверки и возможной замены термостата необходимо выполнить следующие действия.

  • В целях безопасности дать ДВС остыть.
  • Сняв шланг в нижней части радиатора, а также открутив пробку (при наличии) на блоке цилиндров, слить всю охлаждающую жидкость.
  • Демонтировать термостат, который, как правило, находится в месте выхода охлаждающей жидкости из головки блока цилиндров или на входе помпы.
  • Проверить работоспособность термостата, если он механический, а не с электронным управлением. Для этого снятый термостат поместить в кипящую воду и определить, открывается ли клапан под воздействием расширения находящегося внутри устройства состава на основе воска.
  • Если термостат неисправен, заменить его вместе с уплотнителями.
  • Установить на место снятый шланг радиатора ДВС и пробку (при наличии) на блоке цилиндров.
  • Открутить крышку расширительного бачка и залить необходимое количество антифриза. О том, как правильно выполнять эту операцию, читайте по ссылке.
  • Закрутить крышку расширительного бачка.
  • Помпа системы охлаждения ДВС вышла из строя

    Помпа системы охлаждения ДВС выходит из строя из-за износа подшипников и/или крыльчатки. Ускорить этот процесс может некачественный антифриз. Помпа меняется в сборе. Для этого нужно:

    • дав ДВС остыть, слить охлаждающую жидкость;
    • демонтировать помпу (как правило, она находится рядом с термостатом);
    • установить новую помпу вместе с уплотнителями;
    • залить необходимое количество антифриза в расширительный бачок;
    • закрутить крышку расширительного бачка.

    Замену помпы, которая приводится от коленвала или механизма газораспределения ДВС, лучше доверить профессиональным механикам.

    Забился салонный фильтр

    • ознакомившись с инструкцией по эксплуатации автомобиля, установить место, где находится салонный фильтр;
    • заменить салонный фильтр на новый, следуя рекомендациям инструкции по эксплуатации машины.

    В случае невозможности замены можно попытаться очистить фильтр сжатым воздухом. А если фильтр изготовлен с использованием синтетических волокон — аккуратно промыть его в теплой воде и после просушки установить на место.

    Салонный фильтр постоянно поглощает и удерживает в себе загрязнения, со временем он забивается и его фильтрующие характеристики ослабевают

    Засорение радиатора печки

    Накипь, образовавшаяся от использования в системе охлаждения ДВС обычной воды или некачественного антифриза, ухудшает циркуляцию нагретого антифриза по трубкам радиатора печки, что снижает эффективность последней. К этому же приводит загрязнение сот радиатора, возникающее из-за того, что водители в целях экономии не устанавливают салонный фильтр. О засоре радиатора печки свидетельствует температура патрубков (один слегка теплый, а второй горячий) системы отопления, ведущих из моторного отсека в салон.

    Для устранения засора сот радиатора печки потребуется выполнить ряд манипуляций.

  • Установить место расположения радиатора. Доступ к нему — в зависимости от конструкции автомобиля — может быть как снаружи автомобиля, так и из салона. В последнем случае для демонтажа радиатора отопителя придется полностью или частично демонтировать переднюю панель в салоне.
  • Слить охлаждающую жидкость.
  • Демонтировать радиатор отопителя.
  • Продуть соты радиатора сжатым воздухом.
  • Установить радиатор отопителя на место, предварительно обработав его прокладки герметиком.
  • Залить необходимое количество антифриза в расширительный бачок.
  • Закрутить крышку расширительного бачка.
  • Для промывки трубок радиатора отопителя без его демонтажа нужно выполнить следующие действия.

  • Прогреть ДВС до рабочей температуры, чтобы размягчить отложения накипи.
  • Дождавшись, когда антифриз несколько остынет, отсоединить два патрубка, идущих из моторного отсека к отопителю.
  • Подготовить заливную емкость с раствором промывочного средства (лучше использовать качественное, заводского производства) и вторую емкость — для слива антифриза.
  • Через шланг подсоединить к одному патрубку подходящую водяную электропомпу, опущенную в емкость с промывочным раствором. Второй шланг подсоединить ко второму патрубку и опустить в подготовленную емкость.
  • Включить помпу и дождаться, пока весь состав, пройдя через радиатор отопителя, не выйдет обратно в сливную тару. Пропуская слитое моющее средство через фильтр (можно использовать тряпицу или чулки), процесс необходимо повторять до тех пор, пока на выходе не будет чистой жидкости, без крупных фракций и абразива. Систему можно закольцевать, забирая жидкость помпой сразу из сливной тары через фильтр. Также нелишним будет периодически менять направление движения жидкости, чтобы отслоение грязи шло эффективнее. В остальном следует придерживаться рекомендаций производителя промывочного средства.
  • Промывка трубок радиатора отопителя

    Подробнее о способах промывки радиатора отопителя читайте по ссылке.

    Как продлить срок службы печки в машине

    Заботясь об эффективной работе печки автомобиля, следует:

    • использовать качественный антифриз;
    • соблюдать регламент замены антифриза;
    • регулярно проверять систему охлаждения ДВС на наличие утечек, а при их выявлении оперативно устранять причины потери антифриза;
    • следить за состоянием основного радиатора, не допуская его видимых загрязнений;
    • всегда использовать салонный фильтр и своевременно менять его.

    Читайте также: