Содержание:
Дело близится к зиме. Самое время проверить работоспособность печки в автомобиле. Что делать, если она почти или совсем не греет?
Устройство системы отопления автомобиля
В автомобиле с ДВС нет иного эффективного источника тепла для обогрева салона, кроме самого двигателя. Встречающиеся на ряде моделей с ДВС встроенные электронагреватели — лишь вспомогательное средство поддержания комфортного микроклимата на борту. В процессе работы ДВС генерирует тепло, избытки которого отводятся с помощью системы охлаждения (подробнее о ней читайте по ссылке). В случае с ДВС, имеющим наиболее распространенную жидкостную систему охлаждения, основным поставщиком тепла в «жилую зону» является нагретый антифриз. «Ответвлением» системы охлаждения двигателя является система отопления салона. Ее основные элементы:
- помпа (насос) — обеспечивает циркуляцию антифриза по системе охлаждения ДВС/отопления салона;
- радиатор отопителя — компактнее радиатора ДВС и располагается за передней панелью;
- трубки подачи и отвода охлаждающей жидкости, поступающей в радиатор отопителя;
- вентилятор отопителя — прогоняет через соты радиатора печки холодный воздух, который забирает тепло у нагретого антифриза и поступает в салон через дефлекторы системы обдува.
Плохо греет печка в машине: причины
Наиболее распространенные причины плохой работы печки следующие.
Воздушная пробка в системе охлаждения
Воздушные пробки в системе охлаждения ДВС могут возникнуть при:
- замене антифриза, в том числе связанной с заменой радиатора двигателя или печки;
- неисправности встроенного (-ых) в крышку расширительного бачка или пробку основного радиатора клапана (-ов) регулировки давления в системе охлаждения. В этом случае потребуется очистить клапан (-ы), а если это не помогает, то заменить их;
- утечке антифриза из-за негерметичности уплотнителей, сальника помпы, шлангов, ослабшей затяжки хомутов последних, повреждения прокладки головки блока цилиндров. В этом случае требуется протяжка хомутов шлангов, замена уплотнителей, сальника помпы и прокладки головки ГБЦ. Последние две операции лучше доверить профессиональным механикам. Устранив причины утечки, долить антифриз в расширительный бачок, чтобы уровень охлаждающей жидкости находился между отметками «MIN» и «МАХ» на корпусе бачка.
Для устранения собственно завоздушивания в системе охлаждения используются, как правило, два способа.
Первый способ не самый оптимальный, поскольку не всегда позволяет полностью устранить воздушную пробку.
Долить антифриз в расширительный бачок нужно так, чтобы уровень охлаждающей жидкости находился между отметками «MIN» и «МАХ» на корпусе бачка
Второй способ.
Неисправность термостата
Термостат — это управляемый термоэлементом клапан, в зависимости от температуры антифриза направляющий эту жидкость по малому (в обход радиатора двигателя) или большому кругу системы охлаждения ДВС. Заклинивание термостата в открытом положении не позволяет двигателю быстро прогреваться до рабочей температуры, особенно в зимний период. Это, в свою очередь, оборачивается резким снижением эффективности работы печки.
Термостат — это управляемый термоэлементом клапан, в зависимости от температуры антифриза направляющий эту жидкость по малому (в обход радиатора двигателя) или большому кругу системы охлаждения ДВС
Для проверки и возможной замены термостата необходимо выполнить следующие действия.
Помпа системы охлаждения ДВС вышла из строя
Помпа системы охлаждения ДВС выходит из строя из-за износа подшипников и/или крыльчатки. Ускорить этот процесс может некачественный антифриз. Помпа меняется в сборе. Для этого нужно:
- дав ДВС остыть, слить охлаждающую жидкость;
- демонтировать помпу (как правило, она находится рядом с термостатом);
- установить новую помпу вместе с уплотнителями;
- залить необходимое количество антифриза в расширительный бачок;
- закрутить крышку расширительного бачка.
Замену помпы, которая приводится от коленвала или механизма газораспределения ДВС, лучше доверить профессиональным механикам.
Забился салонный фильтр
- ознакомившись с инструкцией по эксплуатации автомобиля, установить место, где находится салонный фильтр;
- заменить салонный фильтр на новый, следуя рекомендациям инструкции по эксплуатации машины.
В случае невозможности замены можно попытаться очистить фильтр сжатым воздухом. А если фильтр изготовлен с использованием синтетических волокон — аккуратно промыть его в теплой воде и после просушки установить на место.
Салонный фильтр постоянно поглощает и удерживает в себе загрязнения, со временем он забивается и его фильтрующие характеристики ослабевают
Засорение радиатора печки
Накипь, образовавшаяся от использования в системе охлаждения ДВС обычной воды или некачественного антифриза, ухудшает циркуляцию нагретого антифриза по трубкам радиатора печки, что снижает эффективность последней. К этому же приводит загрязнение сот радиатора, возникающее из-за того, что водители в целях экономии не устанавливают салонный фильтр. О засоре радиатора печки свидетельствует температура патрубков (один слегка теплый, а второй горячий) системы отопления, ведущих из моторного отсека в салон.
Для устранения засора сот радиатора печки потребуется выполнить ряд манипуляций.
Для промывки трубок радиатора отопителя без его демонтажа нужно выполнить следующие действия.
Промывка трубок радиатора отопителя
Подробнее о способах промывки радиатора отопителя читайте по ссылке.
Как продлить срок службы печки в машине
Заботясь об эффективной работе печки автомобиля, следует:
- использовать качественный антифриз;
- соблюдать регламент замены антифриза;
- регулярно проверять систему охлаждения ДВС на наличие утечек, а при их выявлении оперативно устранять причины потери антифриза;
- следить за состоянием основного радиатора, не допуская его видимых загрязнений;
- всегда использовать салонный фильтр и своевременно менять его.
Читайте также: