В НАС оценили инициативу о штрафах за тонировку авто не из Таможенного союза

Власти закроют лазейку, позволяющую ездить по России на тонированных автомобилях, пишет Ъ. Autonews.ru выяснил, когда и кого это затронет

О подготовке законопроекта, призванного исключить возможность безнаказанной езды по России на тонированных с нарушениями машинах из стран, не входящих в Таможенный союз, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на соответствующий документ. После его принятия законодательный пробел в этой части будет закрыт. Инициативу рассматривали на совещании правительства 24 сентября.

Суть проблемы

В настоящее время требования Технического регламента Таможенного союза не распространяются на временно ввезенные в Россию автомобили из стран, не входящих в Союз. Этим пользуются как подданные других государств, так и граждане России, предпочитающие не ставить ввезенные машины на учет. В частности, транспортные средства на иностранных номерах могут совершенно безнаказанно ездить по дорогам с тонированными передними боковыми и лобовым стеклом.

В МВД считают, что большое количество тонированных с нарушениями машин, зарегистрированных за пределами Таможенного союза, но передвигающихся по России, являются проблемой с точки зрения безопасности. В первую очередь нововведение касается транспорта из Южной Осетии, Абхазии и Грузии, граждане которых могут ездить по России по временному ввозу до полугода. Оштрафовать их за нарушения, согласно действующим законам, невозможно — нормы Технического регламента (в том числе по тонировке) на этих автовладельцев не распространяются.

В беседе с Autonews.ru президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин подтвердил, что проблема действительно присутствует.

«Это правовая дырка. На автомобили из Армении распространяется Техрегламент, они подпадают под это требование и сейчас, а вот все остальные (Южная Осетия, Абхазия, Грузия) — жители стран, которые не входят в Таможенный союз, — без проблем ездят на тонировке. К ним нельзя было применить никакую санкцию. С внесением поправок станет можно», — конкретизировал эксперт.

Что изменят

В соответствии с подготовленными изменениями в КоАП предлагается внести уточнение в ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП, предусматривающую штраф в размере 500 руб. за несанкционированную тонировку. В текущей редакции эта статья ссылается на Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Именно в нем содержится запрет на тонировку лобового стекла и передних боковых стекол более чем на 30%. После корректировки документа статья будет ссылаться уже на «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации», сам же штраф за нарушение не изменится и составит прежние 500 руб.

«Поправки нужны для контроля иностранцев, которые могут ввезти свой автомобиль на территорию Таможенного союза на срок не более шести месяцев, не регистрируя машины в ГИБДД», — говорится в публикации Ъ.

Читать также:
В Белоруссии показали первый национальный кроссовер

Основная цель введения новшества, согласно пояснительной записке к поправкам, — исключение избыточного правового регулирования, связанного с особенностями применения норм Технического регламента. Вынесение поправок на обсуждение в Госдуму запланировано на ближайшее время.

В НАС к готовящемуся нововведению отнеслись позитивно.

«Это прекрасно, и мы всецело поддерживаем МВД, — заявил Шапарин. — Во-первых, это системное стремление навести порядок в сегменте автомобилей, которые эксплуатируют иностранцы или граждане России, которые прикидываются иностранцами. Во-вторых, мы хотим, чтобы вопрос с тонировкой был решен радикально и для всех. Нужно закрывать не только лазейку с иностранными номерами, но и с разного рода заменителями тонировок: «иранские» пленки, шторки, рулоны, сетки, весь этот ужас, который ставят на лобовые и передние боковые стекла».

Эксперт напомнил, что отсутствие несанкционированной тонировки обеспечивает правоохранительным органам максимум возможностей для отслеживания потенциальных преступников.

Что будет с наказанием

Одной лишь корректировкой формулировок дело может не ограничиться. Напомним, что вопрос полного запрета тонировки, как и смягчения требований к ней, периодически поднимается в России. Так, в июне 2025 года стало известно о внесении на рассмотрение в Госдуму законопроекта, предусматривающего смягчение требований к светопропусканию: по мнению автора инициативы, председателя комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослава Нилова, требования к светопропусканию можно смягчить до уровня не менее 60% от показателя, установленного требованиями Техрегламента. Этот документ также планируется рассмотреть на осенней сессии в октябре.

Параллельно со смягчением требований к тонировке Нилов предложил разделить на два актуальный состав правонарушения, дифференцировав вид стекол и их светопропускание. Актуальный штраф за чрезмерную тонировку в размере 500 руб., в соответствии с проектом, должен по факту вырасти кратно — в шесть раз, до 3 тыс. руб., в случае с лобовым стеклом, а с боковыми передними стеклами — вдвое, до 1 тыс. руб.

В случае принятия документа при выявлении правонарушения отделаться штрафом в 500 руб. (который можно уменьшить на 25%, до 375 руб., при оплате в течение 20 дней) уже не получится. Размер штрафа составит 1 тыс. — 3 тыс. руб. (750–2250 руб. соответственно с учетом скидки).

Директор розничных продаж АГ «Авилон» Илья Петров в беседе в Autonews.ru предложил установить светопропускаемость для передних боковых стекол на уровне не менее 20%.

«Это позволит соблюсти баланс между комфортом водителей и безопасностью дорожного движения», — считает он.

Читайте также:

Авторы Теги Александр Воронцов