Содержание:
Эксперты назвали последствия запрета Китаем экспорта новых машин под видом б/у
Из-за новых экспортных правил, которые Китай вводит с января 2026 года, поставки машин из КНР в Россию сильно усложнятся. Эксперты рассказали Autonews.ru о возможных последствиях
С 1 января 2026 года Китай ужесточит контроль за экспортом новых автомобилей под видом подержанных. Нововведение, в частности, затронет машины, которые прежде поставлялись в Россию. Autonews.ru пообщался с экспертами и продавцами, выяснив, как это отразится на российском авторынке и чего ждать покупателям.
Какие правила ввел Китай
Власти Китая объявили об ужесточении контроля за экспортом подержанных автомобилей. Начало действия нового регламента запланировано на 1 января 2026 года.
Основная суть нововведения заключается в том, что вывоз из Китая машин, с момента регистрации которых прошло менее 180 дней, будет возможен только при наличии специального документа — «Подтверждения послепродажного обслуживания». На нем должна быть печать официального производителя, что означает его согласие на экспорт бывших в употреблении машин.
«По информации, которую подтверждают наши китайские партнеры, с 1 января 2026 года Китай фактически закрывает возможность вывоза новых автомобилей. Теперь любой автомобиль должен минимум полгода находиться на территории КНР после первой постановки на учет — только после этого его можно экспортировать», — заявил Autonews.ru директор компании CarPoint, занимающейся поставками машин из Китая и Кореи, Артем Костягин.
В чем подвох с такими машинами
Пока импортеры широко применяют схему, при которой в Китае покупаются новые машины под видом подержанных. Эти транспортные средства изначально произведены для внутреннего рынка, а не для экспорта. Такие автомобили ставятся на местный учет, затем сразу же с него снимаются и перепродаются в третьи страны без согласия на то компаний-производителей. Те, в свою очередь, теряют возможность обслуживать транспортные средства и отслеживать их дальнейшую судьбу. За последнее время возникло огромное количество каналов параллельного экспорта из КНР бывших в употреблении машин с нулевым пробегом. После запуска новой схемы контроль компаниям-производителям будет возвращен.
Как пояснил Autonews.ru директор «Авилон Электро» Сергей Мелюх, нововведение, безусловно, повлияет на российский рынок, в первую очередь оно скажется на параллельном импорте.
«Что касается поставляемых автомобилей в Россию по схеме параллельного импорта, то 100% таких автомобилей оформлялись как подержанные», — конкретизировал эксперт.
Компания, реализующая комплектующие для техобслуживания автомобилей, «ПЭК: TECH» (входит в структуру «Первой экспедиционной компании», ПЭК) иначе оценила объемы таких поставок, назвав их относительно небольшими.
«По оценке партнеров «ПЭК: TECH», объемы поставок новых автомобилей из Китая под видом подержанных не превышают 10%. Такая модель может использоваться для реализации техники европейских и японских брендов, которую собирают заводы в КНР. Причина — существенное повышение затрат на аккредитацию, которая необходима для официального выпуска техники и подтверждения ее продаж на российском рынке. Процедура включает сертификацию, подтверждение безопасности транспортных средств и другие параметры», — уточнил руководитель «ПЭК: TECH» Станислав Чекмарев.
Что будет с поставками и рынком
Несмотря на высокую значимость нововведения для российского авторынка, поставки машин из Китая полностью не прекратятся. В этом уверены опрошенные Autonews.ru эксперты.
«Поставки по параллельному импорту не прекратятся, и дефицита моделей, как и сокращения ассортимента, ожидать не стоит. Однако новые правила действительно усложнят логистику: теперь все новые автомобили, не достигшие 180 дней с момента первой регистрации в Китае, требуют подтверждения возможности послепродажного обслуживания в стране назначения. Это приведет к тому, что большинство новых моделей будут поступать в Россию с задержкой примерно на шесть месяцев и по более высокой цене, поскольку цепочка поставок станет дороже и длиннее», — считает Сергей Мелюх.
Заместитель директора департамента продаж Major Auto Александр Николаев считает, что многие автомобили с 1 января 2026 года придется поставлять в Россию с других рынков.
«По нашему мнению, это новый сильнейший фактор, который серьезно повлияет на ценообразование в России на ряд марок и моделей, которые раньше привозились по параллельному импорту в Россию из Китая. В первую очередь Toyota RAV4, Toyota Camry, Toyota Highlander, Mazda CX-5», — уточнил собеседник, добавив, что это приведет к удорожанию предлагаемой продукции.
Директор Ассоциации параллельного импорта (создана в июне 2022 года, представляет интересы импортеров зарубежных товаров) Анатолий Семенов заметил, что ограничение касается лишь машин, произведенных в Китае, — их просто не дадут экспортировать в течение полугода.
«Какой-то глобальной проблемы экспортировать новые машины из Китая с задержкой в 180 дней я не вижу. Падение объемов импорта будет не в связи с этим, а в связи с ростом утильсбора, ну и в связи с насыщением спроса. Те, у кого были деньги и потребность, уже закупились, остальные будут развлекаться с перепрошивкой мощности двигателей, пока и эту лазейку не перекроют», — прокомментировал Семенов.
Какие машины рискуют исчезнуть из продажи
С введением КНР нового экспортного правила поставка ряда моделей в Россию будет затруднена, считают эксперты.
«Например, ожидаемый Zeekr 9X в максимальной комплектации Hyper выходит на рынок Китая в январе, а значит с учетом новых условий его появление в России возможно не ранее июля-августа. Теперь, вероятнее всего, львиная доля китайских автопроизводителей будет массово регистрировать автомобили сразу после выхода с конвейера, чтобы запускать отсчет полугодового периода», — пояснил Сергей Мелюх.
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр считает, что прежде под видом подержанных автомобилей из Китая официальные дилеры и «серые» импортеры в основном поставляли модели дорогостоящих китайских брендов.
«Их было значительное количество, и такое решение фактически означает глобальное прекращение параллельного импорта через Китай. Конечно, речь касалась китайских брендов. Сейчас мы наблюдаем такую картину, что из Китая везут бренды, к которым мы привыкли в прежней жизни: Mazda, Toyota, Land Rover, Volkswagen. Эти машины, скорее всего, будут попадать к нам и дальше. О полном закрытии говорить, наверное, нельзя, но о достаточно серьезных сложностях и ограничениях — вполне», — пояснил Хайцеэр.
По словам Артема Костягина, если раньше можно было купить новый автомобиль, оформить его, условно, на китайца, тем самым документально сделав его подержанным, то дальше так сделать уже не получится. Появился новый фактор — срок в полгода. Плюс раньше существовал ограниченный список новых автомобилей: к примеру, Geely и LiXiang отправлять на экспорт было нельзя, а часть моделей (ту же Mazda) — можно. Теперь и они подпадают под ограничение.
«Все это приведет к росту издержек: оформление, страховка, хранение на стоянке, оплата человеку, на кого оформлен автомобиль. А самое главное, по сути, это заморозка денег на долгий период времени. Все это в совокупности, конечно, приведет опять к росту цен на новые авто», — уточнил Костягин.
Он также добавил, что люди, которые могли привезти Mazda CX-5 с мотором 155 л.c., теперь не могут ее купить новой. Это снова приведет к росту вторичного рынка внутри Китая.
Впрочем, по мнению Станислава Чекмарева, в нововведении есть и позитивный момент.
«Принятое решение может стать стимулом для автоконцернов КНР нарастить производственные мощности на территории России, расширив линейку собираемых автомобилей. При этом изменение может повлиять на повышение стоимости остальных категорий техники, включая бизнес- и премиальный сегменты, большинство из которых пока не собирается в России», — считает эксперт.
Ранее эксперты назвали среди проблем подержанных автомобилей без пробега из Китая возможную блокировку программного обеспечения, а также сложность обслуживания, регистрации и страхования ОСАГО.
Читайте также:
Авторы Теги





































