Содержание:
Все о двигателе K4M: надежность, особенности, характеристики
Простейшая архитектура, но отменная надежность и сверхпопулярность в народе — все это про Renault K4M. Autonews разбирается в причинах успеха и слабых сторонах знакового мотора
Двигатель Renault К4М, установленный на автомобиль Renault Duster
Описание двигателя К4М
Один из самых популярных французских (а впоследствии и российских) моторов начала XXI века появился в 1999 году. Renault K4M представляет собой бензиновый атмосферный 4-цилиндровый двигатель с рядным расположением цилиндров и рабочим объемом 1,6 литра. Мощность в первоначальном исполнении, в зависимости от модификации, составляла 102-105 л.с., а с появлением фазовращателя на впуске возросла до 115 л.с. Крутящий момент, соответственно, варьировался от 145 до 155 Нм. Отметим, что на российском рынке, о котором преимущественно пойдет речь, K4M с фазовращателем был редкостью. Да и в других странах капризную конструкцию признали неудачной и старались по возможности избегать. Экологический класс соответствовал Евро-4 и Евро-5.
Блок цилиндра чугунный, не гильзованный. Головка блока алюминиевая, с двумя распредвалами и 16 клапанами. Есть гидрокомпенсаторы. Поршни алюминиевые. Система питания с распределенным впрыском топлива и индивидуальными катушками зажигания. Привод газораспределительного механизма осуществляется зубчатым ремнем. Рекомендуемый бензин — АИ-95 с возможностью работы на АИ-92 в экстренных случаях. Компоновка двигателя в подкапотном пространстве — только поперечная.
Как видно из описания, не считая фазорегулятора (который был далеко не везде) K4M являет собой очень простую классическую конструкцию, что и определяет отменный ресурс. Разумеется, не обошлось и без недостатков, о которых поговорим далее.
Характеристики двигателя К4М
В нижеследующей таблице приведены подробные технические характеристики мотора.
Объем двигателя, см³ 1598 Мощность, л.с. 102-115 Крутящий момент, Нм 145-155 Степень сжатия 9,8 Блок цилиндров чугун ГБЦ алюминий Диаметр цилиндра, мм 79,5 Ход поршня, мм 80,5 Клапанов на цилиндр 4 (DOHC) Гидрокомпенсаторы есть Привод ГРМ ремень Турбонаддув нет Регулятор фаз газораспределения есть на некоторых модификациях Система питания распределенный впрыск с электронным управлением Топливо АИ-95, допускается кратковременная работа на АИ-92 Порядок работы цилиндров 1-3-4-2 Расположение поперечное Расчетный ресурс работы, тыс. км 220 Экологический класс Euro-4/5 Вес, кг 116
На каких машинах установлен двигатель К4М
Renault Logan
Модельная гамма Renault, на которую устанавливался K4M, весьма обширна. Среди них как всем известные Logan, Megane, Clio, Kangoo, Scenic и Laguna, так и более экзотические для России Modus, Twingo и Wind. И конечно, наши соотечественники прекрасно знают героя статьи не только по Logan, но и таким моделям как Duster, Sandero, а также Lada Largus и Nissan Almera. Все эти машины производились на АвтоВАЗе в сотрудничестве с «Рено», а часть силовых агрегатов K4M даже была локализована и некоторое время собиралась на тольяттинском конвейере.
Плюсы двигателя К4М
Как мы уже сказали, простота определяет множество плюсов данного мотора. Перечислим основные преимущества K4M с пояснениями.
- Высокая надежность. Сюда можно отнести как минимум «врожденных болезней» мотора (хотя они есть и будут отмечены далее), так и высокий ресурс до капремонта. Renault K4M — один из немногих двигателей современности, фактический ресурс которого намного превышает заявленный. Так, при формально отведенном сроке эксплуатации в 200 тыс. км., агрегат легко перешагивает отметку 400. А в случае качественного и регулярного обслуживания K4M спокойно наматывает 500 и даже 600 тысяч пробега.
- Мотор лишен бича многих современных моделей — «масложора». Среднестатистический K4M даже с пробегом далеко за сотню не требует доливок масла между плановыми ТО. Разумеется, речь о моторах, владельцы которых не экономят на расходниках и не забывают про своевременное обслуживание.
- Доступность запчастей. Даже сегодня, после завершения выпуска двигателя в России и ухода Renault, найти самые ходовые детали на «логановский шестнадцатиклапанник» можно едва ли не в каждом придорожном автомагазине.
- Ремонтопригодность. Благодаря общей простоте конструкции, ремонт и обслуживание K4M можно проводить при минимальной технической подготовке, в обычном среднестатистическом гараже. «Капиталка» также не представляет большой сложности: цилиндры без проблем растачиваются в ремонтный размер, равно как и находятся соответствующие детали поршневой группы.
Renault Duster
Проблемы двигателя К4М
Очевидно, что даже у самого удачного агрегата есть свои недостатки. Приведем список минусов на основе обобщенной статистики.
- Низкая мощность и экономичность. Что всегда является обратной стороной надежности. Общая архитектура Renault K4M ведет свою историю еще от серии моторов Cléon-Fonte, разработанных французами в конце 50-х. Конечно, о прямом заимствовании деталей речи не идет. Тем не менее, даже на момент выхода в 1999 году (а первый мотор К-серии появился и вовсе в 1995-м), K4M обладал более чем средними характеристиками.
- Так называемая «втыковая» поршневая группа. На сленге это обозначает, что при обрыве ремня ГРМ поршни и клапаны встречаются друг с другом — «втыкаются». Очевидно, что результатом всегда будет капремонт, а зачастую это просто невыгодно: двигатель меняют на контрактный.
- Низкий ресурс ремня ГРМ. Заводские рекомендации предписывают менять его каждые 60-80 тыс. км., однако есть множество прецедентов, когда положенный пробег ремень не выхаживал. Последствия обрыва написаны выше. Да и в целом конструкция привода не самая удачная: часто ремень перекашивает из-за износа подшипников шкивов, также известны случаи перескока из-за обледенения попавшей под кожух воды. Последствия те же: встреча поршней с клапанами и капремонт.
- Конструкция маслоотделителя, сделанного заодно с клапанной крышкой. Со временем уплотнения, выполненные герметиком, перестают держать, и на моторе появляются обширные масляные запотевания.
- Плавание холостых оборотов. Виновник — регулятор холостого хода, часто загрязняемый масляными парами из системы вентиляции. Также владельцы жалуются на некачественные уплотнения дроссельного узла, что провоцирует подсос воздуха и проблемы с холостыми.
- Рассыхание изоляционных наконечников катушек зажигания. Результатом является троение и рывки при разгоне.
- Потеря герметичности перегородки между маслом и антифризом в теплообменнике. Что приводит к попаданию масла в антифриз или просто подтеканию его из контура.
Номер двигателя К4М: где посмотреть
У многих владельцев поиск номерной таблички K4M вызывает вопросы. На иллюстрации ниже показано, где она находится.
Еще одной проблемой с номером является его разрушение естественным путем. Правда, некоторым везет больше: например, если владельцы «меганов» жалуются на сгнивший номер регулярно, у обладателей «Логанов» такой проблемы почти не возникает. Тем не менее, данную особенность K4M стоит учитывать, и при подборе машины лучше заранее осмотреть место расположения таблички.
Читайте также: