Содержание:
Все о контрактном двигателе: плюсы, минусы, как оформить
Вопрос, что предпочесть — покупку контрактного двигателя или ремонт того, что стоит под капотом, будет вызывать споры всегда. Оцениваем рациональность «контракта» и нюансы легализации таких агрегатов
Что такое контрактный двигатель
Контрактный двигатель — это силовой агрегат с пробегом, приобретенный по официальному документу (контракту) у компании, специализирующейся на подобных услугах. При этом комплект бумаг к такому мотору предполагает не только оформление факта купли-продажи, но и наличие сопроводительной технической документации. В контракте должны быть указаны данные автомобиля-донора, с которого был снят агрегат, и его подтвержденный пробег. Профильные фирмы, специализирующиеся на подобных услугах и заботящиеся о своей репутации, нередко добавляют и детали касательно базового технического состояния двигателя.
Однако наличие всех вышеперечисленных данных — эталонный вариант, который в нашей стране встречается чрезвычайно редко. Обычно под «контрактным движком» подразумевается любой мотор, который поставили на машину вместо родного, вышедшего из строя. Другими словами, в России «контрактный» мотор может быть совершенно любого происхождения — вплоть до найденного на металлоприемке и продаваемого предприимчивыми конторами под видом восстановленного.
Плюсы контрактных двигателей
- Цена. Самое очевидное преимущество «контракта» в сравнении с покупкой нового мотора или полноценным капремонтом. В зависимости от состояния цена на бывшие в употреблении двигатели может быть в десятки раз меньше, чем на новый.
- Нет необходимости проводить обкатку. С любым бывшим в употреблении мотором (разумеется, если он исправен) действует правило «сел и поехал».
- Прозрачность юридической истории. Если покупка производится через проверенную фирму, владелец может быть уверен, что двигатель не снят с угнанного, залогового или утопленного автомобиля. Но, как говорилось выше, данный пункт актуален только в случае приобретения у проверенной конторы с хорошей репутацией.
Минусы контрактных двигателей
Непредсказуемость остаточного ресурса
Данный пункт является очевидным следствием основного плюса — низкой цены. Любой контрактный мотор, даже приобретенный «вбелую» у известного бренда-авторазборщика, остается агрегатом, бывшем в употреблении. И даже если при оформлении честно осуществили предварительную оценку, продавец не станет заниматься доскональной диагностикой. Множество нюансов, оставшихся от предыдущих лет эксплуатации, могут вскрыться в любой момент и совершенно внезапно. Да, многие продавцы для привлечения клиента дают гарантию. Но стоит понимать, что условия у таких обещаний зачастую крайне расплывчатые, а гарантийный срок редко превышает пару-тройку месяцев.
Отсутствие истории технического обслуживания
При покупке контрактного двигателя первое, что стоит сделать — сменить все жидкости и расходные материалы. Но даже самое тщательное обслуживание перед установкой на машину не поможет узнать как, кем и где обслуживался агрегат. Например, какое масло использовалось, и какие были межсервисные интервалы; проводился ли частичный капремонт (например, замена комплекта ГРМ); на каком бензине эксплуатировался автомобиль и так далее.
Решаясь на покупку контрактного мотора, стоит максимально тщательно изучить фирму и реальные отзывы на нее. При самом плохом сценарии, если продавец откровенно мошенничает, перед продажей мотор могут запросто «подшаманить» перекупщики, следуя той же логике, что и с продажей машин. Наведя внешний лоск и заменив какие-то наиболее дешевые и бросающиеся в глаза неисправные детали (типа растрескавшихся патрубков). А на деле, уже после покупки, выяснится, что силовой агрегат доживает последние моточасы, и по факту ничем не лучше того, вместо которого его поставили.
Что лучше: контрактный двигатель или капитальный ремонт
Данное обсуждение имеет смысл разделить на две части: теоретическую и практическую. Под первой стоит понимать то, как должна выглядеть покупка контрактника или капремонт двигателя в идеальных условиях. На деле найти таковые крайне затруднительно, но не учитывать их совсем нельзя.
Контрактный мотор против капремонта в идеальной теории
Если задать вводные, при которых продавец абсолютно честен, моторы действительно с чистой историей и небольшим пробегом, а пусть небольшая, но гарантия исправно действует — лучше выбрать контрактный мотор. Это выйдет однозначно дешевле, чем полный капремонт выработавшего свой ресурс силового агрегата. Под капитальным ремонтом, опять же, стоит понимать эталонные действия «по книжке»: с промером всех необходимых зазоров, допусков и посадочных размеров; с использованием оригинальных комплектующих (или качественных брендовых аналогов); с профессиональным вдумчивым подходом мастера к самому процессу ремонта и сборки. В этом случае, учитывая, что контрактные агрегаты берут на довольно старые и недорогие автомобили, замена неисправного мотора на бэушный выглядит более рациональным решением.
Контрактный мотор против капремонта — практика
На деле, говоря именно про российские реалии, все может оказаться совершенно иначе. В подавляющем большинстве случаев мотор-контрактник на поверку оказывается обычным отмытым от грязи (а зачастую и не отмытым) агрегатом с абсолютно неочевидной историей и состоянием. К сожалению, укоренившееся в обиходе понятие «контрактный» уже три десятилетия воздействует на рядового автолюбителя почти магически. Любой изношенный мотор, снятый с утилизированной машины и продаваемый со словом «контрактный» в объявлении, часто воспринимается как идеальный вариант «купить почти новое недорого». На деле не имея с изначальным понятием проверенного и ресурсного агрегата ничего общего. Итог такой покупки нередко печален и уводит владельца на новый заход: либо снова пытать удачу с таким же непонятным мотором без истории, либо искать проверенного мастера для нормального ремонта.
Тем не менее, и капитальный ремонт двигателя не стоит считать простым путем. Поиск сервиса или частного мастера, который отнесется к процессу со всем вниманием, задача ничуть не легче, чем выбор честного поставщика моторов с пробегом. При этом денег, если делать настоящую «капиталку», а не просто заменить цепь и провести раскоксовку, в абсолютном большинстве случаев будет потрачено ощутимо больше, нежели на контрактный мотор.
Общий вывод
Как можно понять, однозначного победителя в вечном споре между контрактным мотором и капремонтом быть не может. Все зависит исключительно от начальных условий — прежде всего, денежной суммы и времени, которые готов потратить автовладелец на этот процесс. Однако обобщающий вывод можно озвучить так.
- Если машина рассматривается владельцем как актив на длительный срок, и денег на качественный ремонт не жалко — лучше делать капитальный ремонт. Предварительно подойдя к выбору сервиса со всей тщательностью. Потому что ни одна диагностика без полного разбора мотора не даст стопроцентно полной картины его состояния (это к вопросу о контрактных). Не говоря уже о самом факте следующего за разбором ремонта. Что если и не делает мотор абсолютно новым, то уж точно дает ему вторую жизнь на многие десятки тысяч километров.
- Если автомобиль не планируется к долгосрочной эксплуатации, его рыночная стоимость невысока, а состояние (помимо мотора) далеко от идеального, то рассматривать полноценный ремонт едва ли имеет смысл. Качественная капиталка мотора иной раз сопоставима с ценой всей машины. И даже если прайс на контрактный двигатель будет в 2-3 раза ниже, все равно это повод задуматься об экономическом смысле таких вложений. В этом случае проще заменить мотор целиком, пусть его кондиция и будет далека от эталонной. Главное, чтобы он точно оказался лучше заменяемого.
Замена двигателя на контрактный: оформление в ГИБДД
В случае замены двигателя на точно такой же, никаких специальных действий от владельца не требуется. Зафиксировать необходимо лишь изменение номера мотора, но это можно сделать планово, при последующих регистрационных действиях с машиной — например, продаже.
К слову, под определение идентичного двигателя попадает, например, агрегат того же семейства, но предназначенный для другой комплектации или рынка. Он может отличаться по мощности и иным параметрам, но если глобальных отличий нет, а в документации производителя он допущен к установке на автомобиль наравне с заменяемым — проблем не будет. По крайней мере, в теории.
Совсем другое дело, когда осуществляется свап (замена) на контрактный двигатель другой модели. Это уже считается внесением изменений в конструкцию и предполагает определенный алгоритм действий. В общем случае процедура выглядит так.
Какие документы нужны
- В отделении ГИБДД потребуют как минимум оригинал ПТС и СТС.
- Договор купли-продажи на двигатель. Все прилагаемые к нему бумаги (если они есть) и чеки также лучше взять с собой.
- Нелишним будет иметь при себе страховку и ДКП на сам автомобиль.
- Если машина используется не только для личных нужд, стоит добавить в носимый пакет документов диагностическую карту.
К сожалению, алгоритм любого взаимодействия с органами Госавтоинспекции, выходящий за рамки стандартной процедуры снятия/постановки машины на учет, может преподносить сюрпризы. Поэтому для экономии времени и нервов на протяжении всего процесса узаконивания двигателя лучше возить с собой все документы, что есть и на машину, и на мотор.
Как зарегистрировать
- Необходимо обратиться в ГИБДД для получения разрешения на внесение изменений.
- С разрешением от ГИБДД отправиться в сертифицированную лабораторию. Там проведут предварительную экспертизу и определят, можно ли в принципе устанавливать на машину новый мотор. «Экспертиза» в данном случае — понятие весьма условное, на деле никто двигатель и автомобиль досконально проверять не будет. Тем не менее, этот пункт обязателен.
- Снова обратиться в Госавтоинспекцию и предъявить положительное заключение от лаборатории. ГИБДД выдаст разрешение на внесение изменений в конструкцию автомобиля.
- Заменить двигатель в сервисе, имеющим официальную аккредитацию на проведение подобных работ. После чего сервис выдаст владельцу заявление-декларацию — этот документ потребуется на следующих этапах.
- Пройти техосмотр.
- Оформить факт замены двигателя в Ростехнадзоре.
- Получить новый ПТС на автомобиль в ГИБДД.
Помимо непростого алгоритма, который, в зависимости от региона и даже отдельной области может заметно варьироваться, нужно быть готовым и к серьезным финансовым затратам. Конкретную сумму назвать не получится, однако в среднем выложить придется от 20 до100 тысяч рублей. И именно финансовый момент, если все делать официально и строго по правилам, для многих может стать непреодолимым барьером. Ведь на круг вся процедура легализации нового двигателя вполне может превысить стоимость его покупки.
• Техосмотр 2024: все, что нужно знать водителям
• Как произвести замену двигателя и оформить ее в ПТС
• Самые надежные двигатели на вторичке: рейтинг от специалистов