Глава Национального автомобильного союза назвал завышенной стоимость Lada Iskra
Производитель обещает высокий уровень локализации и доступность, но эксперты сомневаются: слишком высокая цена и слабый мотор
Lada Iskra
АвтоВАЗ раскрыл стоимость Lada Iskra сразу в нескольких комплектациях: от базовой версии с минимальным оснащением до топовой модификации с автоматической коробкой передач. Autonews.ru обратился к профильным экспертам с просьбой оценить рыночные перспективы новой модели: насколько она отвечает текущим запросам потребителей, какие у нее шансы на коммерческий успех и с кем ей предстоит конкурировать.
Успех Iskra зависит от АвтоВАЗа
По мнению директора «Автостата» Сергея Целикова, Lada Iskra предназначена для расширения линейки моделей в ключевом для АвтоВАЗа ценовом сегменте — от 1 млн до 2 млн руб. По своим размерам и стоимости новинка занимает промежуточное положение между Granta и Vesta, логично дополняя существующее предложение бренда.
Целиков уверен, что интерес к Iskra на старте продаж будет высоким. Традиционно к новым моделям АвтоВАЗа приковано внимание.
«Продаваться будет, а объемы зависят от маркетингового позиционирования самого АвтоВАЗа. Насколько для нее раздвинут нишу», — отметил Целиков.
Эксперт отмечает, что часть потенциальных покупателей Granta и Vesta, вероятно, сделают выбор в пользу Iskra. Тем не менее совокупный объем продаж этих трех моделей, по его оценке, может оказаться на 20–25% выше, чем в случае с двумя.
К сильным сторонам новинки он относит именно фактор новизны — это привлекает внимание и стимулирует интерес со стороны покупателей. Вместе с тем Целиков не исключает, что в первые месяцы эксплуатации могут проявиться «детские болезни» модели, особенно если ее начнут активно тестировать блогеры и независимые обзорщики. Похожая ситуация, по его словам, ранее наблюдалась с Lada Niva Sport.
Кроме того, эксперт напомнил, что в нынешних условиях производить автомобили в России сложно: слабая компонентная база и ограничения по технологиям серьезно сказываются на стабильности производства. По его словам, сегодня проще всего «перевешивать шильдики», чем создавать действительно новые продукты с нуля.
Успех Iskra обеспечат госпрограммы
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов напомнил, что, по замыслу производителя, Iskra должна стать привлекательной в первую очередь для молодой аудитории, а также новым драйвером продаж марки.
Эксперт отмечает, что конкуренция в сегменте B остается высокой, особенно со стороны таких иностранных моделей, как Hyundai Solaris, Kia Rio и Renault Logan. Однако существенное преимущество Iskra — высокая степень локализации (более 90%) и участие в государственных программах поддержки, включая льготное автокредитование. Это делает модель более устойчивой к внешним рискам и привлекательной с точки зрения конечной цены для покупателя.
Среди сильных сторон новинки Тузов называет разнообразие модификаций: Iskra предлагается в трех типах кузова (седан, универсал и универсал SW Cross) и оснащается несколькими версиями 1,6-литрового бензинового двигателя с различными трансмиссиями.
«Из преимуществ модели можно отметить начальную стоимость — от 1,249 млн руб., что позволяет конкурировать даже с самыми бюджетными иностранными аналогами, и качество сборки», — заявил Тузов.
В то же время у модели есть и слабые стороны. Тузов обращает внимание на ограниченный выбор силовых установок: поначалу доступны лишь две версии одного бензинового мотора, что может отпугнуть часть клиентов. Также он указывает на ограниченное пространство во втором ряду, что может вызывать дискомфорт у высоких пассажиров, особенно в сравнении с конкурентами.
«Несмотря на это, прогнозируется высокий спрос на Lada Iskra, особенно учитывая популярность отечественных автомобилей в России. Государственная поддержка, широкая доступность кредитов и адаптация к российским условиям эксплуатации создают условия для устойчивого роста продаж», — заключил эксперт.
Высокая цена и слабое оснащение
А вот президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин не разделяет подобного оптимизма. По его словам, стоимость автомобиля с учетом предлагаемых характеристик выглядит завышенной, особенно на фоне конкурентов.
Шапарин сравнивает ценник Iskra с предложениями от других брендов — как китайских, так и тех, что никогда не продавались в России официально. Например, кроссовер Haval Jolion с двигателем мощностью 150 л.с. и существенно более богатым оснащением доступен за 2 млн руб., что эквивалентно примерно 13 100 руб. за одну лошадиную силу. Для сравнения: новая Tesla Model Y с мощностью 514 л.с. обойдется в 5,9 млн руб., то есть около 11 400 руб. за «лошадь».
На этом фоне даже базовая версия Lada Iskra с 90-сильным мотором выглядит менее выгодно: стоимость 1 л.с. превышает 13 800 руб. В топовой комплектации ситуация еще острее — 1,8 млн руб. за 106 л.с., или почти 17 тыс. за 1 л.с.
Эксперт также обращает внимание на то, что минимальная цена 1,25 млн руб. — это во многом формальность: найти такую машину на рынке будет сложно.
«Таким образом, цена за те характеристики, которые предлагает Iskra, запредельно высокая. Базовых машин на рынке будет не найти, реальной минимальной ценой будет почти 1,5 млн руб. за машину с кондиционером», — отметил Шапарин.
Спрос на Iskra, как полагает эксперт, будет, но ограниченный. В условиях высокой конкуренции — как со стороны Granta и Vesta, так и со стороны китайских марок — рассчитывать на массовый успех новинки в ее текущем виде, по мнению Шапарина, не приходится.
Читайте также:
Авторы Теги Алексей Панков