Автомобиль-солдат, автомобиль-труженик — таков краткий словесный портрет легкого вездехода ГАЗ-67. Как появилась и чем запомнилась эта легендарная модель?
История ГАЗ-67
ГАЗ-67 — это советский полноприводный легковой автомобиль повышенной проходимости с открытым кузовом, имевшим вырезы вместо дверей. Модель Горьковского автозавода, серийно выпускавшаяся с 1943 по 1953 год, явилась результатом масштабной модернизации ГАЗ-64 (1941-1943), который принято считать первым в СССР «джипом».
В годы Второй мировой войны ГАЗ-67 и его улучшенная версия ГАЗ-67Б поставлялись в армию, где служили в качестве:
В послевоенные годы ГАЗ-67 использовались:
За время Второй мировой выпустили 4 851 ГАЗ-67, а общий тираж модели за 10 лет производства составил 92 843 единицы.
Своим появлением ГАЗ-67 обязан… главному конструктивному недостатку предшественника, ГАЗ-64 — зауженной колее, которая не только делала автомобиль склонным к опрокидыванию, но и не позволяла в распутицу и снегопады двигаться по накатанным грузовиками колеям. В свою очередь, ГАЗ-64, который менее чем за два месяца был спроектирован и построен в начале 1941 года, получил такую неприятную особенность в «приказном порядке». По легенде, генерал-майор И.П. Тягунов, начальник ГБТУ РККА (Главное бронетанковое управление Рабоче-крестьянской Красной армии), потребовал соблюсти величины колеи и габаритной длины американской новинки, легкого вездехода Bantam BRC40, который предназначался и для авиадесантных операций, а потому должен был вписываться в грузовой отсек транспортного Douglas DC-3 (в СССР выпускался его лицензионный, адаптированный вариант Ли-2). Кроме того, в техническом задании оговаривалась полезная нагрузка в 400 кг и пробег до списания в 5000 км, что для «короткоживущей» военной техники достаточно серьезная величина.
Конструкторский коллектив ГАЗа, работающий над проектом легкого вездехода, возглавил Виталий Андреевич Грачев. Под его руководством позже создадут и ГАЗ-67. Ведущим конструктором моделей был Григорий Моисеевич Вассерман, а за общую компоновку модернизированной версии отвечал Федор Алексеевич Лепендин. В группу также входили инженеры В.В. Банников. А.Л. Иванов, Ю.М. Немцов и техник А.Г. Кузин. Всего с августа 1941 до апреля 1943 года выпустили 672 единицы ГАЗ-64. Машина действительно получилась многоцелевой, а по проходимости ей не было равных среди образцов советской автомобильной техники. Однако в реальных фронтовых условиях необходимость расширения колеи стала еще более очевидной.
ГАЗ-67
26 сентября 1942 года утвердили программу коренной модернизации ГАЗ-64, реализация которой началась 15 февраля 1943 года. Первый ГАЗ-67 сошел с конвейера 23 сентября 1943 года, а к осени 1944 года в производство был запущен вариант ГАЗ-67Б, который и стал наиболее массовым.
После окончания войны модель несколько раз модернизировали:
В связи с разработкой модели-сменщика, ГАЗ-69, дальнейшую модернизацию ГАЗ-67Б официально прекратили. Однако доработка «демобилизованных» вездеходов выполнялась силами авторемонтных предприятий и частными владельцами. Чаще всего:
На шасси ГАЗ-67Б выпускали:
Военные полноприводные легковые автомобили ГАЗ-67 Горьковского автозавода
Кроме того, во время войны был построен опытный удешевленный вариант ГАЗ-67В с приводом только на заднюю ось.
ГАЗ-67 получил немалое количество прозвищ: «козлик» за свою прыгучесть, особенно в незагруженном состоянии, «блоха-воин» за свои компактные габариты, ХБВ (хочу быть «Виллисом»), «Иван-Виллис».
Устройство ГАЗ-67
Спроектировать и выпустить ГАЗ-64 в невероятно сжатые сроки помогло использование уже освоенных в производстве компонентов других моделей ГАЗа:
Собственно оригинальными элементами конструкции ГАЗ-64 были:
Стальной кузов ГАЗ-67 устанавливался на раму с лонжеронами закрытого типа. Двигатель, МКП4 и раздаточная коробка находятся в передней части автомобиля. Привод на заднюю ось с помощью карданного вала. Передний мост подключался водителем с помощью рычага. Подвеска всех колес зависимая рессорная. Для перевозки большого количества инструментов использовались четыре небольших ящика на передних крыльях, а также по бокам от заднего сиденья. Шины с грунтозацепами типа «расчлененная елка» размером 6,50-16.
В ходе глубокой модернизации, в результате которой появился ГАЗ-67, были выполнены, в частности, следующие работы:
Еще один специфический элемент появился вынужденно. После того как немцы разбомбили фабрику по производству карболита, жесткого термостойкого пластика, ГАЗ-67 получил гнутый деревянный обод руля.
Версия с индексом «Б» отличалась:
Автомобиль ГАЗ-67 преодолевает водное препятствие
Стоит упомянуть об особенности полноприводной трансмиссии ГАЗ-64 и ГАЗ-67/67Б. В целях упрощения конструкции и удешевления производства на вездеходе устанавливалась одноступенчатая раздаточная коробка. Высокие показатели проходимости помимо отличной внедорожной геометрии и «зубастых» покрышек производства Ярославского шинного завода обеспечивала очень тяговитая первая ступень в «фордовской» МКП4 образца 1927 года, выпуск которой освоил ГАЗ. С передаточным числом 6,4 она позволяла трогаться в крутой подъем, в том числе с орудием или тяжелым прицепом, а также преодолевать участки грязи и сугробы. Для снижения нагрузки на задний мост первая передача, как и задний ход в МКП4, включались только при включенном переднем мосте.
Технические характеристики ГАЗ-67Б
Длина, мм 3350 Ширина, мм 1685 Высота, мм 1700 Колесная база, мм 2100 Колея передняя, мм 1446 Колея задняя, мм 1446 Клиренс, мм 227 Конструкция шасси рамная Тип подвески зависимая рессорная Масса, кг 1320 Количество мест в кабине 4 Тип привода подключаемый полный Грузоподъемность, кг 450 Буксируемый вес, кг 1200 Тип двигателя бензиновый карбюраторный 4-цилиндровый Рабочий объем двигателя, л 3,3 Мощность двигателя, л.с. 54 Коробка передач 4-ступенчатая механическая без синхронизаторов Расход топлива, л/100 км 13,2 (минимальный по шоссе) Объем двух бензобаков, л 70 Запас хода, км 500 (максимальный по шоссе) Максимальная скорость, км/ч 88 Преодолеваемый уклон, ° 38 Глубина преодолеваемого брода, м 0,55 (со специальной подготовкой 0,8)
Читайте также: