НКР: рынок автокредитов во 2 квартале 2024 года ждет обвал

Наибольшее влияние на российский рынок автокредитования продолжит оказывать экспансия китайского автопрома, который в последние месяцы значительно расширил объем предложений во всех ценовых сегментах, считают аналитики

После рекордных объемов выдачи автокредитов в первом квартале 2024 года этот сегмент, скорее всего, ждет обвал в апреле–мае. Однако «пробуксовка» во втором квартале не помешает активному росту рынка в дальнейшем. Такой прогноз публикует рейтинговое агентство НКР. По их данным во втором квартале российские банки выдадут на 15-20% меньше кредитов, чем в первом.

Почему снизится объем рынка автокредитования?

Аналитики заявляют, что причина падения объемов рынка автокредитования связано с досрочным исчерпанием в феврале и марте спроса, связанного с ожиданиями повышения цен на импорт автомобилей из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Обвал будет краткосрочным?

Снижение активности на рынке может быть краткосрочным, заявляют эксперты. Уже летом портфель сегмента может превысить 2 трлн руб., а по итогам 2024 года — 2,2 трлн руб., прибавив за 12 месяцев 25–30% после прошлогодних 41,6%.

Краткосрочность снижения рынка автокредитования характеризует статистика по продажам автомобилей, которая показывает серьезную восходящую динамику. По данным «Автостата», в марте в России было продано 146 тыс. новых легковых автомобилей, что более чем в 2 раза выше показателя за март 2023 года. В первом квартале продажи подскочили на 93% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 331 тыс. машин.

Несмотря на высокие процентные ставки, схожую динамику продемонстрировал и сегмент автокредитования. По данным Frank RG, в марте было выдано 224 млрд руб. автокредитов — всего в 2 раза меньше, чем ипотеки, крупнейшего по объему розничного сегмента. Относительно марта 2023 года показатель вырос в 2,3 раза. В целом же за первый квартал было выдано займов на 528 млрд руб., в 2,1 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

По мнению НКР, важной причиной стали ожидания повышения утильсбора с автомобилей, ввозимых в РФ из стран ЕАЭС, с 1 апреля с учетом разницы акцизов, НДС и таможенных сборов между РФ и прочими странами блока. До 1 апреля разница в ценах на автомобили, купленные в этих странах и в российских салонах, доходила до 20–30%, но после вступления изменений в силу покупка в ЕАЭС перестала быть настолько выгодной для российских автолюбителей.

Этот фактор можно назвать краткосрочным, поскольку его влияние было реализовано в первом квартале, по большей части в марте, когда на рынке было много желающих запрыгнуть в последний вагон в преддверии роста цен. При этом эксперты допускают, что некоторые банки по техническим причинам отнесут часть последних мартовских кредитов к выдачам за первую неделю апреля, что несколько поддержит статистику за 2 квартал.

Читать также:
Топ-10 автомобилей не дороже ₽2 млн: в России дешевле просто нет

Источники: данные Банка России; расчёты и прогнозы НКР

Что влияет на российский рынок автокредитования?

Наибольшее влияние на российский рынок продолжит оказывать экспансия китайского автопрома, который в последние месяцы значительно расширил объем предложений во всех ценовых сегментах. Этот фактор можно назвать долгосрочным: он оказал существенное положительное влияние на продажи и автокредитование в 2023 году, и он же продолжит поддерживать авторынок в году текущем.

НКР учитывает в прогнозе и большое разнообразие акционных предложений и скидок на авторынке, после применения которых можно купить новый автомобиль даже ниже рекомендованной производителем розничной цены.

Что будет с автокредитами дальше?

По мнению агентства, если макроэкономическая ситуация не ухудшится, во втором квартале можно ожидать торможения динамики автокредитования: по сравнению с предыдущим кварталом объем выдач, вероятно, сократится на 15-20%. Вместе с тем в сравнении со 2 кварталом прошлого года объем выдачи вырастет и значительно — на 70-80%.

В дальнейшем автокредитование продолжит быстро расти, несмотря на высокие процентные ставки. Рынок поддержат насыщение предложения и льготные госпрограммы для новых автомобилей с высоким уровнем локализации. С учетом этого НКР прогнозирует рост портфеля автокредитов в 2024 году на 25-30%. Среднемесячные темпы роста будут ниже прошлогодних значений, однако портфель может превысить 2 трлн руб. уже летом и 2,2 трлн руб. — к концу года.

Напомним, что по данным февраля 2024 года объемы выдач новых автокредитов выросли на 39%, а количество — на 35%. В феврале текущего года банки выдали 80,43 тыс. автокредитов на 124,61 млрд руб., месяцем ранее — 59,70 тыс. кредитов на 89,69 млрд руб. При этом в годовом отношении объемы выдач новых автокредитов выросли на 135%, а количество — на 99%. В феврале 2023 года выдали 40,39 тыс. автокредитов на 53,00 млрд руб.

Средний чек автокредита за месяц вырос на 3%: с 1,50 млн до 1,55 млн руб. Средний срок автокредитования снизился на 1 месяц и составил 69 месяцев.

При этом средний чек по автокредиту вырос за год на 18%: с 1,31 млн до 1,55 млн руб., а средний срок автокредитования за год вырос на 9 месяцев.

— Объем автокредитования в России вырос за год более чем в два раза

— Продажи машин в кредит в России превысили показатели начала 2022 года

— Сумма выданных автокредитов в 2023 году составила почти 1 трлн руб.

— Дилеры предупредили о снижении продаж машин из-за решения Центробанка