На фоне увеличения ставки утильсбора в России профессиональные продавцы автомобилей задумались о новом формате бизнеса. Autonews.ru выяснил, как теперь можно купить машину из Европы, Южной Кореи и Японии

Увеличение утильсбора на 70–85% вместе с повышением ключевой ставки ЦБ нанесло серьезный удар по автобизнесу в России. Как признаются участники рынка, сильнее всего пострадал параллельный импорт, который фактически может прекратить свое существование (во всяком случае, в нынешнем виде). Впрочем, оставлять россиян без машин из Европы, Южной Кореи, США и Японии продавцы не собираются. Для этого они собираются перейти на новый формат работы — привозить автомобили в Россию исключительно под заказ.

Autonews.ru обратился к известным игрокам рынка, чтобы выяснить, какие нюансы есть при покупке машины таким способом.

Почему так произошло

Различным схемам доставки автомобилей из-за рубежа на наш рынок уже не один десяток лет. Например, в 1990-х годах особенным спросом пользовались как раз машины «без пробега по России». В 2012 году в нашей стране впервые ввели утилизационный сбор, который взимался с импортеров автомобилей. Размер этого сбора рассчитывается исходя из возраста автомобиля и объема двигателя. При этом эксперт по подбору автомобилей с пробегом и автор YouTube-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов в беседе с Autonews.ru напомнил, что ставки «утиля», даже несмотря на индексации, тогда были маленькими, и их продавцы фактически не замечали.

«Машины активно завозились к нам до недавнего времени. Теперь ситуация сильно изменилась. Так, у нас появился очень существенный коммерческий утилизационный сбор, если модель везут для перепродажи. Некоторое время нам позволяли его обходить, разрешив завозить машины таким способом, чтобы избежать этой платы (так называемая «белорусская лазейка». — Autonews.ru)», — рассказал Чернов.

Однако, по его словам, с 1 октября эти лазейки прикрыли и все привезенные на продажу машины теперь подпадают под коммерческий утилизационный сбор. В такой ситуации работать в привычном формате продавцам становится просто невыгодно. Однако выход из ситуации все же есть.

«Если вы везете машину для себя, то коммерческий утилизационный сбор тут действовать не будет. Разумеется, обычный человек этого сделать не сможет, но он может обратиться к профессиональным перевозчикам, у которых налажена вся логистика, и приобрести модель под заказ. Именно в таком формате теперь будет работать большинство продавцов», — резюмировал Чернов.

Сколько надо заплатить

Кирилл Чернов отметил, что машина освобождается от коммерческого «утиля» только в том случае, когда она пересекает границу оформленной на имя конечного владельца. Поэтому она должна быть полностью оплаченной.

«Тут, как вы понимаете, теперь будет только 100% предоплата», — подчеркнул он.

Чернов добавил, что изначально поиск автомобилей проходит на общедоступных заграничных площадках. Никаких секретных аукционов при этом, по его словам, нет.

В свою очередь, эксперт по параллельному импорту и автор блога «Лиса Рулит» Елена Лисовская в беседе с Autonews.ru рассказала, что при заказе автомобиля они берут вперед комиссию в размере 200 тыс. руб. Именно такая сумма прописывается в договоре.

Важный нюанс — эти средства не возвращаются клиентам. Дело в том, что после подписания документа начинаются непосредственно поиски нужной машины и сотрудникам компании приходится выезжать «на место».

«Никто ездить бесплатно, разумеется, не будет. Проводится работа, а на нее требуются затраты», — пояснила она.

Автор канала Сarintrade и эксперт по подбору автомобилей Павел Карин отметил, что размер предоплаты за автомобиль зависит исключительно от компании, в которую клиент обратился. В их случае он составляет 100 тыс. руб.

«Это стандартная цифра. Одновременно происходит заключение договора с выставлением счета от ИП со всеми необходимыми реквизитами», — заявил он.

Договор и гарантии

По словам Лисовской, с клиентом обязательно заключается договор. В этом документе, помимо размера комиссии, должны быть оговорены все условия покупки будущего автомобиля.

«То есть, фактически, что и за сколько мы ищем и привозим. Например, необходим Hyundai Palisade в возрасте до пяти лет в определенной комплектации и за точную сумму. При желании клиент также может указать цвет кузова и салона, а также количество мест», — уточнила она.

Дальше, по словам Лисовской, они приступают непосредственно к поиску автомобиля, а клиенту присылают все варианты для покупки исходя из указанных в договоре требований. Однако она сразу предупредила о ряде нюансов, связанных с деятельностью других продавцов.

По словам Лисовской, сейчас существует очень много небольших контор, которые предлагают свои услуги по покупке машины за рубежом. Зачастую эти фирмы идут на любые уловки, чтобы получить предоплату с клиента. Причем обычно эта сумма меньше, чем у крупных и зарекомендовавших себя игроков.

«Например, 50 тыс. руб., а не 200 тыс. руб., как у нас. Однако потом под различными предлогами эту разницу они все равно компенсируют за счет клиента. Второй момент — эти компании не дорожат своим именем. Так, взяв первоначальную сумму, они начинают предлагать клиенту абсолютно любые попавшиеся варианты — машины не в тех комплектациях, с другими техническими характеристиками или вообще откровенное «битье», — рассказывает Лисовская.

Читать также:
Geely представит новый премиальный кроссовер

По словам Павла Карина, в их компании тоже в обязательном порядке заключают договор с клиентом. При этом эксперт отметил, что так могут делать не все фирмы.

«У других небольших компаний такой опции может вовсе не быть. В других случаях такой договор вообще ничего не гарантирует покупателю. Тут совет может быть только один — внимательно читайте документы и тщательнейшим образом проверяйте контрагента», — посоветовал эксперт.

Чернов отметил, что вопрос каких-либо гарантий клиентам при заказе автомобиля является сейчас большой проблемой. По его словам, ориентироваться в этом вопросе можно, полагаясь на доверие к продавцу.

«Разумеется, без договора сейчас ничего не делается. Однако надо понимать, что еще до 2022 года в нашей стране активно был развит так называемый потребительский экстремизм. Поэтому у большинства автоимпортеров и дилеров уже давным-давно составлены документы таким образом, что подкопаться к ним будет просто нереально. Поэтому не стоит удивляться тому, что у профессиональных игроков договор будет направлен максимально не в сторону клиента», — объясняет эксперт.

Кроме этого, он заметил, что сейчас фактически невозможно юридически правильно оформить покупку автомобиля из-за границы.

«Вы заключаете договор с российским юрлицом. Однако это юрлицо не может пойти в Германию и купить там условный BMW. В любом случае, это целая цепочка посредников и предусмотреть тут все нюансы очень тяжело», — резюмировал эксперт.

Данная заметка не является рекомендацией обращаться по вопросу покупки автомобиля к продавцам, указанным в материале. Каждому клиенту следует самостоятельно выбирать контрагента, учитывая все обстоятельства и риски.

Лотерея при проверке

Важный вопрос при заказе машины из-за рубежа (если говорить об экземплярах с пробегом) — в каком техническом состоянии приедет автомобиль к покупателю. Лисовская сразу предупредила, что мелкие компании зачастую никаких проверок перед покупкой не проводят, поэтому на выходе клиент получает «кота в мешке».

«У нас схема работы иная. Правда, многое все же зависит, откуда мы везем машину. Если говорить о Китае, то тут перед покупкой проводится детальный осмотр подборщиком. Надо сказать, что в этой стране существуют те же проблемы, что и у нас. Например, скрученные пробеги и все в этом духе. Также продавец спокойно может предложить подборщику денег за «правильный» отчет о машине. Поэтому надо обращаться к проверенным компаниям. Что касается Кореи, то помимо детального осмотра мы обязательно запрашиваем полный дилерский отчет об автомобиле», — заявила она.

Чернов также отметил сложности с проверками автомобилей перед покупкой за рубежом. По его словам, особенно этот вопрос актуален для Южной Кореи. В этой стране из-за особенностей местного рынка проверить машину перед покупкой фактически невозможно (кроме окрасов).

«Тут работает только два фактора — выбор надежного продавца, а также тщательная проверка истории обслуживания машины. При малейших белых пятнах и сомнительных моментах от покупки следует отказаться», — подчеркнул он.

По словам Карина, вопрос предпродажной проверки и диагностики также полностью зависит от компании, в которую обратился клиент.

«Картина тут может быть диаметрально противоположная. У кого-то есть подконтрольные им люди на территории другой страны, которые осмотрят машину перед покупкой, у других осмотр автомобиля могут проводить абсолютно чужие люди. Последние зачастую это делают бессистемно, без диагностики и соблюдения протоколов. Обращаясь в небольшие компании без репутации, вы фактически играете в лотерею», — подчеркнул эксперт.

Он добавил, что их компания проводит максимальную диагностику автомобиля, а также предоставляет покупателю полный фото- и видеоотчет. В случае обнаружения неполадок и дефектов, которые не были указаны в нем, фирма обещает их устранить и компенсировать.

Сроки доставки

По словам Лисовской, доставка в Россию практически любого «европейца» займет не менее месяца. Из Южной Кореи они готовы привезти машину за два месяца.

«Доставкой машин из Японии мы не занимаемся. Это правые рули, у нас в центральной части России такие модели не покупают. Но леворульного «японца» при желании можно привезти из Китая. Срок доставки — два месяца», — сказала она.

Аналогичные сроки доставки автомобилей в Россию из Китая, Кореи и Европы озвучил и Чернов. По словам эксперта, это займет около двух месяцев. При этом он добавил, что сейчас при желании можно привезти любой автомобиль практически из любой точки света.

Карин отметил, что занимается поставками автомобилей исключительно из Китая и Кореи. Он подчеркнул, что в обоих случаях в договоре прописывается срок доставки в 90 дней.

«В действительности, чаще всего машины приезжают за 55–75 дней», — резюмировал он.