Всё о давлении масла: какая норма, как измерить, насколько опасно снижение

Эффективная подача смазки — ключевой фактор, влияющий на ресурс двигателя. Даже кратковременное падение давления чревато резким снижением ресурса. Как этого избежать, рассказывает Autonews.ru

  • Каким должно быть давление масла в двигателе
  • Где находится датчик давления
  • Как замерить давление
  • Причины низкого давления масла
  • Причины высокого давления масла
  • Каким должно быть давление масла в двигателе

    Все зависит исключительно от двигателя, но общие пределы описать можно. Для подавляющего большинства моторов норма давления следующая:

    • 1–2 бара на холостых или при малой/средней нагрузке;
    • 2–4 бара при средней и высокой нагрузке.

    Отметим, что на многих современных двигателях применяются насосы переменной производительности. Это означает, что генерируемое давление зависит от нагрузки, как в примере выше.

    Может возникнуть резонный вопрос: почему просто не держать всегда максимум? Дело в том, что при малой нагрузке деталям не требуется высокое давление масла. А вот часть мощности, пусть и небольшую, привод насоса отбирает, ведь он работает от ГРМ. Поэтому понижение производительности, когда она не требуется, позволяет немного выиграть в мощности и экономичности. К слову, само масло тоже оказывает влияние на показатели. Поэтому для собственной уверенности необходимо знать, как отличить подделку от оригинала.

    Где находится датчик давления масла

    Везде по-разному. У некоторых моторов он на блоке цилиндров, у некоторых врезан недалеко от масляного фильтра, а где-то расположен в районе поддона. Кроме того, на современных двигателях датчиков зачастую два, а то и три. Это позволяет точнее контролировать давление, ведь маслом нужно снабжать не только шатунно-поршневую группу и головку блока, как раньше. Сегодня сеть маслоканалов охватывает фазовращатели, привод ТНВД, турбокомпрессор, теплообменник трансмиссии и т.д.

    У некоторых моторов датчик давления масла находится на блоке цилиндров, у некоторых врезан недалеко от масляного фильтра, а где-то расположен в районе поддона

    Как проверить давление масла в двигателе

    Проблема красной аварийной лампы давления (не путать с желтой лампой уровня) в том, что срабатывает она слишком поздно. Фактически с горящей или периодически появляющейся красной масленкой эксплуатировать автомобиль уже нельзя. Поэтому для превентивной проверки и точности диагностики применяют манометр. Обычно он вкручивается в масляную магистраль вместо датчика давления. Алгоритм замера следующий.

    • Определить, куда устанавливать манометр. Здесь следует обратиться к руководству по ремонту или опыту коллег на форумах.
    • Приобрести правильный манометр. Разновидностей хватает, поэтому следует уточнить, какая необходима резьба и цена деления шкалы.
    • Провести замер в четырех режимах: холостой ход без прогрева, холостой ход после прогрева, повышенные обороты на нейтрали (обычно 2–3 тыс. об/мин) и давление на горячем моторе, сразу после активной езды. Самый важный параметр — последний. Но и первыми тремя пренебрегать не стоит: они дадут полную картину состояния системы смазки.
    Читать также:
    3 важных изменения для водителей этой весной. О них должен знать каждый

    Кстати, у самых забывчивых (и на машинах без датчика уровня) индикатор давления может поднять тревогу банально из-за недостатка смазки. Поэтому не стоит упускать из виду регулярную проверку уровня. Как это сделать правильно, описано здесь.

    Индикатор давления может поднять тревогу банально из-за недостатка смазки. Поэтому не стоит упускать из виду регулярную проверку уровня

    Низкое давление масла в двигателе: причины

    Если не брать критически низкий уровень масла, низкое давление всегда связано с износом двигателя. Если конкретизировать, основные причины такие:

    • выработка деталей маслонасоса. Шестерни, стенки корпуса и другие элементы изнашиваются, зазоры увеличиваются, в результате чего производительность узла, как и давление в магистрали, падает;
    • износ вкладышей — коленвала, а также распределительных и балансирных (если есть) валов. Увеличение зазоров приводит к падению давления;
    • износ подвижных деталей, к которым подается смазка. Это те же валы и их шейки, работающие в паре с вкладышами. Логика та же: со временем детали стачиваются, зазоры растут, а давление падает;
    • слишком низкая вязкость масла. Все двигатели рассчитаны на работу с определенным сортом масла. Так, если в старый двигатель залить современное маловязкое масло, давление будет ниже расчетного.

    Высокое давление масла в двигателе: причины

    Само по себе высокое давление не навредит мотору. Однако это говорит о неисправности, которая может привести к более серьезной поломке. Чаще всего виновником выступает:

    • заклинивший редукционный клапан. Он предназначен для перепуска масла в обход фильтра, когда тот слишком забит и не справляется с потоком. Если клапан всегда открыт, масло циркулирует в обход фильтра, за счет чего давление повышается;
    • слишком грязный масляный фильтр. В нем тоже есть перепускной клапан на случай сильного засорения. Работает по аналогии с редукционным в самой магистрали;
    • очень густое масло. Здесь как со слишком жидким, но наоборот. Поэтому заливать нужно масло требуемого допуска и вязкости.

    Для превентивной проверки и точности диагностики применяют манометр. Обычно он вкручивается в масляную магистраль вместо датчика давления

    В заключение отметим, что давление масла — ключевой (наряду с температурой) параметр, определяющий остаточный ресурс двигателя. Поэтому при выборе автомобиля с дорогим и сложным мотором процедура замера масляного давления является крайне желательной.

    Читайте также:

    Авторы Теги Илья Калинчиков