Попыткам пересадить чиновников на Lada и «Волгу» исполнилось 26 лет

Первый аукцион по продаже отобранных у чиновников иномарок состоялся в России 26 лет назад. Госслужащих в то время решили пересадить на отечественные автомобили. Как это было и повторится ли опять

Польским фурам хотят запретить ездить по России. Это ударит по авторынку Москвич 4 апреля Продажи нового «Москвич 6» начнутся летом. 5 главных фактов о модели Штрафы 19 декабря 2022 Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица Закон и ПДД 1 мая Штрафы за опасную езду и новые ПДД: что изменилось для водителей весной

Необычный автомобильный аукцион состоялся в России 20 июня 1997 года, ровно 26 лет назад: в этот день впервые начали распродавать изъятые у чиновников служебные иномарки. Самих госслужащих вместо них было решено пересадить на отечественные машины. По прошествии 26 лет к идее вернулись вновь, теперь по совсем другим причинам. Autonews.ru вспомнил предыдущие, не до конца удачные попытки помощи российскому автопрому.

«Волга» вместо Audi A8

Одним из первых идею пересадить российских чиновников на отечественные служебные автомобили высказал Борис Немцов, назначенный в 1997 году вице-премьером правительства. Прежним местом работы Немцова была должность губернатора Нижегородской области, и именно успехи на этом посту стали поводом для повышения молодого политика в правительство.

Немцов почти сразу предложил действовавшему тогда президенту Борису Ельцину пересадить чиновников на отечественные «Волги» и тем самым поддержать расположенный в Нижнем Новгороде Горьковский автозавод.

Ельцин подержал инициативу, и 1 апреля 1997 года вышло соответствующее распоряжение. Над этой датой критики инициативы потом долго шутили.

Но уже 20 июня 1997 года, в подмосковных Люберцах, стартовал аукцион, на котором выставили иномарки из аппарата президента. Немцов лично посетил мероприятие и, как отметили в своих статьях многочисленные присутствовавшие там журналисты, был удивлен количеству корреспондентов, фотографов и операторов.

В первый день на торги было выставлено только семь автомобилей. И тут же выяснилось, что их состояние далеко от идеального. Так, Audi занимавшего тогда должность министра по делам сотрудничества Амана Тулеева оказался поврежден после сильного ДТП. Газета «Коммерсантъ» тогда писала, что сам Тулеев сменил битую машину не на новую «Волгу», а вновь на Audi, а от старой и разбитой отказался.

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, 2017г.

Как вспоминает в беседе с Autonews.ru работавший в 90-е годы персональным водителем Алексей, попросивший не называть своей фамилии, вместе со своим «шефом» он посетил один из таких аукционов. По его воспоминаниям, там выставляли только сильно изношенные автомобили, от которых чиновники действительно могли отказаться добровольно. Впрочем, когда его самого пересадили со старого микроавтобуса Mitsubishi на новую «Волгу» 3102, он, как водитель, был недоволен.

«К нам в гараж пригнали восемь новеньких «Волг». У каждой с завода тек задний мост», — вспоминает водитель.

👉 «Волге» — 64 года. Раскрываем все секреты культовой модели

Ругали «Волги» и многие политики. В итоге, в 1999 году, когда сам Борис Немцов уже был в оппозиции, Ельцин свое распоряжение отменил.

Не только «Волга»: «Премьер», «Консул» и «Иван Калита»

Несмотря на провал инициативы Бориса Немцова, российские автозаводы увидели в чиновниках своих потенциальных клиентов. Особенно с учетом того, что покупать машины госслужащим предстояло не за свой счет, а за бюджет.

Машины, адаптированные специально для использования с персональным водителем, создали заводы «Москвич» и «АвтоВАЗ». На «Москвиче» построили два седана на удлиненном шасси от базовой пятидверной модели 2141: «Князь Владимир» и «Иван Калита». И если первый представлял из себя всего лишь обычный «Москвич» конца 90-х, только с кузовом седан и с увеличенным пространством для задних пассажиров, то «Иван Калита» напоминал его же версию, доработанную в гаражном тюнинг-ателье с целью придания бюджетному в целом автомобилю налета роскоши. Такую машину некоторое время использовал с персональным водителем бывший тогда мэром Москвы Юрий Лужков.

Автопробег автомобилей «Москвич» Москва — Омск — Владивосток — Москва. Мэр Москвы Юрий Лужков, совершающий первые 100 метров старта, 1999г.

Так или иначе, но попытка «Москвича» создать на базе модели 2141, которая конструктивно родом из 1970-х годов, седан бизнес-класса закончилась вместе с крахом всего предприятия в начале 2000-х годов.

АвтоВАЗ достиг чуть большего успеха, если измерять его в количестве выпущенных машин. В Тольятти стали удлинять «Десятку» за неимением лучшего на тот момент донора. Получились две модели: ВАЗ 21108 «Премьер» и ВАЗ 21109 «Консул».

Именно «Консул» стал флагманом со значительно удлиненным кузовом: колесная база выросла на 65 сантиметров, превратив от природы узкую «Десятку» в подобие лимузина, который пропорционально уменьшили вдвое. Большой популярностью «Консул» не пользовался.

Читать также:
В России начались продажи китайского лифтбэка Rising F7

ВАЗ 21109 «Консул»

Зато «Премьер», выпускавшийся дочерней структурой АвтоВАЗа путем переделки стандартных машин, был скромнее: кузов растянули всего на 17,5 см. И таких машин сделали несколько тысяч. Правда, покупали их преимущественно в частное пользование.

ВАЗ 21108 «Премьер»

Наконец, последнюю попытку пойти путем удлинения предприняла «Волга». На излете жизненного пути автомобиля на ГАЗе представили удлиненную модель 311055. В отличие от «Князя Владимира» и «Консула», такая «Волга» не выглядела кустарно и стоила не сильно дороже базовой модели. Однако и к ней чиновники оказались равнодушны.

ГАЗ-311055

Для чиновников оставили только локализованные и отечественные машины

Весной 2014 года, после 17 лет со старта неудачной инициативы Бориса Немцова, запретить чиновникам ездить на иномарках удалось занимавшему на тот момент пост премьер-министра Дмитрию Медведеву. Он действительно запретил покупать за государственный счет машины иностранного производства, правда не иномарки в строгом понимании этого термина.

Дело в том, что начиная с середины 2000-х годов в России стали массово возникать заводы по сборке иномарок. И продукция этих предприятий решением Медведева не запрещалась к покупке за государственный счет.

👉 От «горбатого» до Maybach: на чем ездит российская власть

Так на парковках министерств и ведомств на смену «Волгам» стали массово появляться Toyota Camry и Ford Mondeo. Для чиновников выше по рангу полагались BMW, которые собирались на заводе «Автотор» в Калининграде или Audi, которые некоторое время собирались в Калуге на заводе группы Volkswagen. Наконец, в 2019 году заработал подмосковный завод Mercedes.

В распоряжении Медведева, однако, с самого начала было прописано, что для сохранения права на участие в госзакупках производителю иномарок в России следовало должным образом увеличивать степень локализации своих машин.

С 2019 года степень локализации стала подсчитываться по новой методике: для каждой модели высчитывались баллы, которых может быть максимум 7000 если автомобиль полностью локализован. И ежегодно минимальное число баллов, необходимых для участия в госзакупках, увеличивалось. Дошло до того, что в какой-то момент из перечня автомобилей, доступных для закупки за госсредства, выбыли даже некоторые автомобили Lada.

Не желающие отказываться от иномарок чиновники быстро нашли выход. Вместо покупки машин, соответствующие ведомства стали заключать контракты с транспортными или с лизинговыми компаниями на предоставление соответствующих услуг. Это позволяет пользоваться иномарками без ограничений, включая те, что не собираются в России. В частности, в последние годы на парковках госучреждений в Москве можно было встретить седаны Genesis или Lexus.

На чем ездить чиновники будут ездить теперь

Весной 2022 года стало известно о об уходе большинства иностранных брендов из России и закрытия их локальных производств. Это обострило проблему автомобилей для чиновников: новые иномарки бизнес и премиум-класса стали для них недоступны не только из-за законодательных ограничений, но и в аренду или лизинг из-за банального дефицита машин и сложностей с их обслуживанием.

Одновременно возобновились разговоры о том, чтобы полностью запретить чиновникам использовать служебные иномарки. В 16 июня с таким предложением на Петербургской международном экономическом форуме выступил вице-президент АвтоВАЗа Сергей Громак, который прямо предложил запретить органам власти пользоваться услугами транспортных и лизинговых компаний.

👉 Советская роскошь. На чем ездила элита СССР

19 июня похожее предложение высказал в разговоре с «РИА Новости» депутат Госдумы Султан Хамзаев. И такие инициативы звучат регулярно.

Проблема в том, что отечественный автопром до сих пор не может предложить машины, сочетающие высокую степень локализации с приличествующей вместимостью и комфортом для выполнения роли автомобиля с водителем.

Конечно, есть представительские седаны и лимузины Aurus, но объемы их производства не предполагают возможности пересадить на них всех. Aurus и по идеологии, и по масштабам производство можно сравнить с советским лимузином ЗИЛ, в то время как требуется замена советской же номенклатурной «Волге».

Lada Aura

Единственной альтернативой видится перспективная Lada Aura — по сути удлиненная и опять же мелкосерийная версия Lada Vesta. Но по своей концепции эта модель ближе к тем же ВАЗ «Премьер» и «Консул», чем к условным BMW и Genesis.

Lada Aura

Остаются китайские автомобили, которые начинают собирать в России под местными брендами. Это «Москвичи», модели Lada с бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге и обещанная главой Минпромторга Денисом Мантуровым «Волга».

Правда, их уровень локализации пока не позволяет закупать такие автомобили за государственные средства. А значит, потребуется либо снижать эти требования, либо как минимум все так же закрывать глаза на обходные схемы с арендой или лизингом.