Германский концерн Volkswagen запретил китайским дилерам продажу машин и запчастей в Россию. Получится ли теперь купить эти автомобили по параллельному импорту

Ушедшие концерны начали отключать Россию от программ для ремонта машин Москвич 19 января Стали известны цены на «Москвич 3е» и подробности о комплектации Рынок 21 января Цены на иномарки установили рекорд: что будет с ценами в 2023 году Рынок 4 января Что будет с ценами на автомобили в 2023 году. Главные прогнозы

Volkswagen составил «черный список» китайских дилеров, которые поставляли автомобили марки в Россию по параллельному импорту. Об этом пишет немецкая газета Handelsblatt со ссылкой на представителей автоконцерна. Autonews.ru узнал, как сейчас автомобили Volkswagen попадают из Китая в Россию и почему автопроизводителю сложно контролировать этот маршрут.

Volkswagen не работает, но автомобили приходят на рынок

Весной 2022 года концерн Volkswagen прекратил поставки автомобилей в Россию и остановил производство на площадках в Калуге и Нижнем Новгороде. Последнее предприятие уже закрыто, теперь руководство бренда рассматривает возможности продать калужский завод с сохранением в ней своей доли.

Компания также прекратила поставки запасных частей, кроме компонентов, которые нужны для выполнения гарантийных обязательств перед владельцами реализованных ранее автомобилей. Более того, некогда официальных дилеров марки отключили от обновления программного обеспечения сервисного оборудования.

Однако сами автосалоны VW не закрылись, и сейчас в них можно встретить совершенно новые машины. Только в Московском регионе в наличии есть седаны Bora и Lavida, а также кроссоверы T-Cross, Talagon, Tayron и Tharu, не говоря уже об электромобилях семейства ID. Есть также и автомобили дочернего Volkswagen бренда Jetta, причем по привлекательным ценам — от 1,69 млн руб. за компактный седан VA3, близкий по конструкции к модели Polo.

Год назад всех этих машин у официальных дилеров Volkswagen в России не было, а причина их появления одна — их ввезли по параллельному импорту из Китая. И именно этот канал поставок в головном концерне и пытаются запретить. В компании признают, что не могут победить «серый рынок» полностью, но считают, что им по силам усложнить жизнь таким торговцам. Кроме того, концерн пообещал бороться не только с перепродажей китайских машин в Россию, но и с поставками из Китая запчастей и автокомпонентов.

Схема поставок позволяет обойти санкции

По мнению Романа Рассудкова, чья компания Rucars возит электрические и гибридные машины в Россию как раз из Китая, если российский бывший официальный дилер Volkswagen попробует напрямую купить партию машин в китайском автосалоне, у него действительно могут возникнуть проблемы. Именно поэтому, по его словам, так никто и не делает.

На российском рынке появился кроссовер Volkswagen Jetta VS5 китайской сборки

Рабочая схема, как рассказал эксперт, выглядит несколько иначе. Китайский дилер продает машины другой китайской компании, выступающей посредником. Та ставит их на учет в Китае, а затем сразу с этого учета снимает — это юридически меняет статус автомобиля на бывший в употреблении.

После чего эти якобы «подержанные» автомобили китайской компанией экспортируются из страны, и запретить это Volkswagen по закону не может. Но опять же приезжают они сначала не в Россию, а в Казахстан, Объединенные Арабские Эмираты или в Турцию.

Следом возможны два развития событий. В первом случае партия автомобилей будет продана китайским экспортером непосредственно российскому дилеру, который организует их поставку в Россию, прохождение таможни и получение документов. По информации Autonews.ru, так работает как минимум один крупный российский дилерский холдинг, владеющей сетью автосалонов Volkswagen.

Другая схема менее выгодна, но и менее рискованна. Машины выкупает уже российский посредник, так называемый брокер. Он сам организует доставку и переоформление автомобиля в России, а после этого предлагает свои машины на реализацию дилерским центрам, в том числе Volkswagen.

Читать также:
Путин потребовал разобраться с ростом цен на топливо

Что характерно, обе схемы работают и в случае с необходимыми запчастями. Так, в нескольких автосалонах, куда корреспондент Autonews.ru обращался под видом покупателя, утверждают, что в Китае сейчас можно найти и привезти к нам любой агрегат группы Volkswagen для установки не только на машины китайской сборки, но и любую другую. Скажем, из КНР готовы приводить двигатели и коробки передач, которые подходят и машинам родственной марки Skoda. Правда, это может занять несколько месяцев, предупреждают дилеры.

Volkswagen оправдывается перед немцами

Эксперты обращают внимание на то, что заявление о черном списке китайских дилеров появилось именно в немецкой газете. В Европе против России действуют санкции, за несоблюдение которых власти грозят ответственностью вплоть до уголовной. Кроме того, существует и общественное давление на немецкие компании. Все та же газета Handelsblatt регулярно пишет о немецких концернах, которые продолжают работать в России после февраля 2022 года.

По мнению вице-президента Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, высказывание Volkswagen сделано исключительно для внутреннего немецкого потребления и на поставки новых моделей марки по обходным схемам не повлияет.

«Никаких возможностей у Volkswagen повлиять на поставки таких автомобилей в Россию нет. Более того, сами машины концерн в Китае выпускает не самостоятельно, а в рамках совместного предприятия, и уже оно поставляет такие автомобили в том числе на ближневосточный рынок, причем тысячами», — напоминает эксперт, подтверждая версию о том, что часть из них затем может попадать в Россию.

Шапарин уверен, что повлиять на всех китайских дилеров в головном офисе Volkswagen просто не смогут. Поэтому автомобили продолжат поступать в Россию, пусть и в обход официальных схем.

Рассудков также напоминает, что концерн Volkswagen, как и другие иностранные предприятия, выпускает в Китае машины не сам, а на совместных заводах с местными FAW, SAIC и JAC. В этих СП у китайской стороны всегда большая доля (как правило 51% на 49%). И контроль над распределением машин в определенной степени находится в руках китайцев.

В этих условиях контролировать поставки из Китая в Россию было бы проще с российской стороны, запрещая официальным дилерам торговать подобной техникой. Но само понятие официального дилера после ухода марки оказалось размыто.

«Единственное, что реально может сделать Volkswagen — это следить за российскими дилерами и не возобновлять работу с теми из них, кто торговал параллельным импортом когда и если концерн решит вернуться в Россию», — предполагает Шапарин.

Volkswagen Teramont X

Рассудков также считает, что дилеры продолжат искать схемы по альтернативным поставкам.

«Многие дилеры начинали работать еще в 1990-е. Volkswagen оставил их без машин и запчастей, и наивно ожидать, что они просто закроют свои салоны. Чтобы им что-то запрещать, нужно предложить альтернативу в виде других машин. А Volkswagen их не предлагает», — говорит эксперт.

Стоит отметить, что в начале февраля появилась информация, что одним из потенциальных покупателей завода Volkswagen в Калуге может стать российская АФК «Система», а ее производственным партнером — казахская Allur. Акционером последней является китайский концерн JAC, то есть один из партнеров Volkswagen в Китае. Также JAC сотрудничает с российскими автомобильными марками Sollers и «Москвич», поставляя им свои машинокомплекты. Правда, выступая как неназванный «восточный партнер».

Autonews.ru направил официальные запросы по поводу параллельного импорта в головной офис Volkswagen Group, а также в российское представительство компании. Ответов на момент выхода публикации не поступило.