Автомобилисты начали наклеивать на фары специальную фотохромную тонировку. Грозят ли за это штрафы, и что будет, если такую машину остановит сотрудник ГИБДД
Эти машины лучше не покупать. Список самых проблемных моделей с пробегом Знаки 20 января Какие новые дорожные знаки появятся в России в 2023 году Москвич 16 марта «Москвич» выпустит три новые модели до конца года Важные изменения для водителей 1 марта С 1 марта в России изменились ПДД. Как не попасть на новые штрафы
Водители рассказали о новой необычной тонировке — специальную пленку они наклеивают не на стекла, а на фары. Раньше автомобилисты пользовались обычной затемняющей пленкой, которая значительно снижала эффективность работы световых приборов: в темное время суток свет не мог пробиться через такой тюнинг. Кроме того, инспекторы ГИБДД могли легко заметить такую машину в потоке и выписать штраф. Теперь же автомобилисты переключились на относительно новое изобретение — фотохромную полиуретановую пленку. Своим опытом по использованию такого тюнинга водители охотно делятся в тематических сообществах.
Как уверяют автомобилисты, такая пленка затемняется в светлое время суток при попадании солнечных лучей и ультрафиолета, что, по их мнению, делает автомобили более привлекательными. Фары становятся полностью черными или дымчатыми. Ночью и при искусственном освещении, как заверяют водители, пленка становится абсолютно прозрачной. При этом, по их словам, работа пленки однонаправленная — эффект затемнения должен проявляться только когда ультрафиолет попадает с одной стороны. То есть, сам свет фар со внутренней стороны не должен приводить к затемнению пленки. Некоторые водители заявили, что ездят с такими фарами уже долгое время и никаких проблем в городе у них не возникало.
Что говорят сотрудники ГИБДД про необычные фары
Несмотря на заверения автомобилистов о безопасности такой пленки, сотрудники ГИБДД придерживаются иного мнения. Об этом, в частности, заявил Autonews.ru экс-инспектор ГИБДД и основатель профессионального сообщества «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов. Он предупредил, что днем такую пленку точно также легко заметить. Но это не главная проблема — нанесение любой пленки, даже той, которая может становиться прозрачной, не допускается согласно Техническому регламенту транспортных средств.
«Согласно Техрегламенту транспортных средств, отсутствие, разрушения и загрязнение рассеивателей внешних световых приборов и установка непредусмотренных конструкцией светового прибора различных оптических элементов запрещено, — объяснил Ильинов. — К ним в том числе относятся и окрашенные пленки, и прозрачные».
По словам эксперта, инспекторы в отношении таких водителей составляют протоколы по ч.1 ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена». Штраф за это нарушение составляет 500 руб. При этом, как предупредил Ильинов, водителю параллельно должны выписать и предписание на устранение такого недостатка. Автомобилисту нужно будет в течение дней приехать в отделение ГИБДД того района, где его задержали и продемонстрировать, что пленку он снял. Иначе, при повторной остановке, водителю грозит уже более серьезная ответственность — за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, что грозит штрафом 2 тыс. — 4 тыс. руб. или лишением свободы на срок до 15 суток.
Фары с фотохромной защитой днём в пасмурную погоду
Ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала, подтвердил, что ПДД запрещают использовать световые приборы количество, тип, цвет, расположение и режим работы которых не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.
«При использовании подобной пленки ни количество, ни тип, ни расположение световых приборов не меняется. Но при этом, в зависимости от характеристик пленки может измениться цвет и режим ее работы. С цветом все понятно. Нанесли пленку и, если цвет фар не такой, каким его предусмотрел производитель, положен штраф», — сказал юрист.
В качестве примера такого наказания он примел решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики.
Согласно материалам дела, владелец автомобиля управлял им при использовании синей пленки на передних фарах. Сначала сотрудники ГИБДД и мировой суд и вовсе расценили нарушение крайне строго — по ч.3 ст.12.5 КоАП за управление автомобилем, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям законодательства. Водителю назначили наказание в виде лишения прав на полгода. Однако вышестоящий суд, изучив материал, пришел к выводу, что при использовании пленки происходит лишь изменение цвета, но не режима работы и изменил наказание на штраф в 500 рублей (ч.1 ст.12.5 КоАП).
«При этом, сотрудниками ГИБДД никакие специальные приборы не использовались для определения цвета и режима работы. Они визуально зафиксировали нарушение и составили материал, — отметил Мацала. — И не факт, что так повезет другим водителям».
Также эксперт напомнил, что понятие «режима работы» внешнего светового прибора давали в Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД в 2010 году.
Из него, по словам юриста, следует, что для принятия решения о том, что светораспределение при нанесении пленки было нарушено нужны специальные технические познания. «На глаз этого не определить. Задачей доказать вину обременены именно сотрудники ГИБДД (ст.1.5 КоАП). Если этот факт никак не будет доказан, то максимум, что грозит владельцу автомобиля — штраф 500 рублей», — заключил юрист.
По словам генерального директора аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрия Пархоменко, с точки зрения техрегламента в России вообще нельзя проводить никаких серьезных доработок автомобиля без разрешения и согласования в ГИБДД.
«С пленками ситуация неоднозначная. Что будет со светопропусканием фар после наклеивания такой пленки, что будет с преломлением света — сказать трудно, — отметил Пархоменко. — С точки зрения буквы закона так делать нельзя. С точки зрения безопасности и здравого смысла ситуация может отличаться. Например, у современных BMW фары светодиодные. Работают они отлично, свет заливает дорогу, все хорошо видно. И пленка работе света вряд ли помешает. А если наклеить ее на фары старых автомобилей, где свет фар и так никудышный, то и светить такие фары будут еще хуже», — считает Пархоменко.
Как подытожил эксперт, без результатов испытаний от производителей такой пленки нельзя с полной уверенностью говорить, что пленка небезопасна.