На бывшем заводе Volkswagen скопились тысячи Chery

Власти Калужской области пообещали Путину собрать на бывшем заводе Volkswagen 110 тыс. автомобилей за 2025 год. Корреспондент Autonews отправился на площадку, чтобы понять, как обстоят дела

Год назад мы приезжали к заводу в деревне Грабцево Калужской области, на котором ранее производились некогда суперпопулярные у нас автомобили Volkswagen Tiguan и Polo, а также Škoda Rapid. На тот момент судьба предприятия оставалась в подвешенном состоянии: власти региона обещали перезапустить производство автомобилей, но каких именно, не раскрывали.

В 2024 году на накопительных площадках корреспонденту Autonews удалось увидеть множество машин самых разных марок и моделей — от Audi до Toyota RAV4, Avatr 11 и GAC M8, однако все они не были произведены в России. В сферу деятельности АГР входит в том числе поставка автомобилей по параллельному импорту: тогда площади предприятия использовались как накопители. Новый визит показал, что за год ситуация сильно изменилась: сейчас завод точно работает. Мы выяснили, что именно и как он выпускает.

Завод работает и готовит новинки

Уже при подъезде к производственному кластеру в Грабцево стало понятно, что жизнь здесь снова кипит. Дороги расчищены и посыпаны, а большая часть парковки для сотрудников экс-завода Volkswagen оказалась заставлена автомобилями всех марок и мастей, далеко не только продуктами концерна VAG. Название у предприятия теперь совсем иное — AGR Automotive Group. Оно отражено на стеле и на главной проходной.

Если годом ранее, по данным профсоюзов, сотрудников предприятия вызывали на завод преимущественно для дежурства и выполнения непрофильных работ, то теперь они задействованы в автомобильном производстве. Неподалеку от главного входа нам удалось заметить шеренгу одинаковых Chery, сильно напоминающих Tiggo 7 Plus 2025 модельного года в сером цвете. На домашнем рынке этот автомобиль был представлен относительно недавно, в октябре 2024 года. При этом у машин, замеченных на предприятии, иное оформление задней части — как на дорестайлинговой модели. Не исключено, что автомобиль уже собирается под Калугой либо изучается сотрудниками предприятия для постановки в производство. На официальном российском сайте бренда автомобиль пока не представлен.

Идут дела на лад и у соседних заводов, занятых в производстве автомобильных компонентов: по территории «Магна Автомотив Рус» и «ФуяоСтеклоРус» снуют сотрудники, все подъездные пути расчищены. А вот понять, что именно происходит с соседним с AGR цехом завода Gestamp, где прежде штамповали кузова, понять довольно сложно.

Был Volkswagen, стал Chery

Власти Калужской области аккуратно обходят стороной вопрос сотрудничества AGR с автомобильными брендами, дабы не навлечь на китайцев вторичные санкции: официально технологический партнер площадки до сих пор не назван. В недавней беседе главы региона Владислава Шапши с президентом Владимиром Путиным прозвучали лишь планы по выпуску 110 тыс. автомобилей за 2025 год. Однако скрыть партнерство невозможно: достаточно осмотреть парковки — накопители завода, прекрасный вид на которые открывается с природного холма.

А смотреть действительно есть на что. В долине речки Городенки скопились даже не тысячи, а десятки тысяч автомобилей марки Chery. Машинами заставлено практически все свободное пространство — они буквально уходят стройными рядами за горизонт. По самым скромным подсчетам, чтобы продать накопленные на предприятии запасы, потребуются многие месяцы. 

Бежать ли за Chery

И в этом свете картина выглядит не слишком радужной: увиденное на заводе AGR свидетельствует о затоваривании складов и перенасыщении отечественного рынка автомобилями Chery. Выполнение озвученных главой региона планов может оказаться несбыточной мечтой.

Чтобы развеять сомнения, мы посетили фирменный дилерский центр, открытый в шаговой доступности от самого предприятия. Теперь там помимо Haval торгуют и автомобилями Chery, что называется, не отходя от кассы. Когда-то здесь можно было стать обладателем новенького Volkswagen.

В беседе с корреспондентом Autonews менеджер автосалона подтвердил, что сейчас в продаже представлены как машины, произведенные в Китае, так и локализованные на заводе AGR экземпляры. Они ничем не отличаются ни по стоимости, ни по качеству.

«Все отличие в VIN-номере. Никаких иных отличий вы на глаз не найдете, — заверил продавец. — У нас они методом крупноузловой сборки собираются, поэтому разницы нет абсолютно никакой. Сюда просто машинокомплекты привозят: условно только внутренние моменты для импортера. Как трансформер, который можно купить в магазине и дома собрать. Привезли в контейнере и здесь собрали».

Читать также:
Стоимость парковки в центре Москвы повысят до ₽600 в час

Что на китайские, что на российские экземпляры Chery, по словам представителя ДЦ, предоставляется расширенная гарантия в семь лет или 200 тыс. км. При этом бренд готов идти на уступки для привлечения клиентов. К примеру, можно сдать автомобиль в Trade-in и помимо стоимости старой машины получить солидную скидку. В частности, за 20-летний Renault дилер пообещал скинуть со стоимости нового автомобиля 170 тыс. руб. Дополнительные скидки предоставляются за автокредитование и рассрочку. Заманивают клиентов и специальными программами и постновогодними подарками: дополнительной антикоррозийной обработкой, комплектом зимних шин и прочими «плюшками». Представитель автосалона с ходу предложил приобрести полноприводный вариант «семерки» по цене переднеприводного. Примечательно, что стоимость автомобилей в Chery напрямую к курсу доллара и евро не привязывают, а основной рост цен связывают с постоянно увеличивающимся утилизационным сбором.

Менеджер подтвердил, что в Калуге уже собирают три модели, включая Tiggo 4 Pro и Tiggo 7 Pro Max, а также заверил, что в наличии есть все возможные версии в любых цветах кузова. Чтобы стать обладателем любого Chery, нужно оформить предварительный заказ «здесь и сейчас», внеся 50 тыс. руб. В общем, дефицита Chery нет и даже не предвидится — автомобилей точно хватит всем. Стоит ли торопиться с покупкой — вопрос риторический.

Что происходит с империей Chery

С 2022 года компания Chery втихую построила в России настоящую империю: компания не просто импортирует автомобили из Китая, но и производит их непосредственно в России, не афишируя свою деятельность. Притом под разными брендами и как минимум уже на трех заводах.

Ранее мы наведались на подмосковный завод компании Mercedes и обнаружили там родственные с Chery машины Exeed. В частности, удалось различить на задней площадке предприятия Exeed RX и Exeed TXL, которые, по всей видимости, также собираются у нас по методу крупноузловой сборки. Со здания пока не убрали логотипы Mercedes-Benz, но жизнь на заводе кипит: парковку пополняют новые машины, на территории работает снегоуборочная техника. На партнерство с Chery указывает и то, что в непосредственной близости от основного корпуса был замечен Chery Tiggo 4, по всей видимости, используемый в служебных целях.

Собираются Chery и в Санкт-Петербурге на бывшем заводе Nissan — под маркой Xcite, и с их реализацией все идет не слишком гладко. В 2024 году на территории были замечены Chery Tiggo 7 без эмблем, а весной официально запустили новую марку. Недавний визит показал, что Xcite 7 и Xcite 8 (Chery Tiggo 7 и Tiggo 8) пока продолжают выпускаться, но их мало кто покупает: на площадях завода уже скопилось порядка 10 тыс. новеньких кроссоверов. Почти все машины покрыты слоем снега. Напомним, что эта площадка приостановила работу в 2022 году, затем перешла под контроль НАМИ, впоследствии была передана АвтоВАЗу, но в итоге вернулась в собственность государства.

О том, что же происходит на калужском заводе, Autonews.ru попросил прокомментировать представителей российского офиса Chery. Однако ответ к моменту публикации этого материала получен не был.

Чего ждать от калужского AGR

На днях компания AGR Automotive Group анонсировала появление на российском рынке нового автомобильного бренда Tenet, распространив единственный тизер с моделью Chery Tiggo 7 Plus. Той самой, что и попала на наши снимки. Вживую на автомобилях новый логотип запечатлеть пока не удалось, но очевидно, что его появление — вопрос недалекого будущего. Предположительно, в гамму марки Tenet войдут еще две модели Chery — Tiggo 4 и Tiggo 8 Pro Max под новыми именами Tenet 3XT и Tenet 31T.

Изначально завод в Калужской области рассчитан на производство 225 тыс. машин в год. Это один из самых крупных автозаводов в России и самый мощный, построенный иностранным автомобильным концерном в нашей стране. Он совмещен со штамповочным производством испанской компании Gestamp и российской «Северстали». Также на заводе Volkswagen прежде выпускались бензиновые моторы объемом 1,6 л: их не просто собирали, но и производили к ним головки блоков цилиндров, коленчатые валы и сами блоки. Движки устанавливались на Volkswagen Polo и Škoda Rapid.

АГР происходящее на заводе в Калуге пока никак не комментирует — Autonews.ru направил в компанию официальный запрос. 

Напомним, что в августе 2024 года власти Калужской области объявляли о перезапуске производства. До конца прошлого года планировалось собрать 27 тыс. автомобилей. Сколько в итоге было собрано машин, так и осталось тайной.

Читайте также: