Содержание:
Эксперты назвали причины обвала продаж гибридных кроссоверов LiXiang в России
Разбираемся, почему россияне потеряли интерес к кроссоверам Li Auto и как в реальности обстоят дела с их надежностью
LiXiang L7
В России падает популярность кроссоверов Li Auto, которые завозят по схеме параллельного импорта. По данным аналитического агентства «Автостат-Инфо», февраль стал худшим месяцем в истории марки в России. За это время россияне купили 690 автомобилей LiXiang. Для сравнения: годом ранее было реализовано немногим больше 2730 экземпляров.
Глава агентства «Автостат» Сергей Целиков в беседе с Autonews.ru отметил, что за первые два месяца 2025 года продажи Li в России снизились на внушительные 63%. Причем обвал происходит на фоне сообщений о скором «официальном» появлении марки на нашем рынке.
Почему падают продажи
Автоэксперт и бывший глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев увидел несколько причин падения интереса россиян к моделям LiXiang. Он считает, что потенциальная аудитория у этих машин — весьма ограниченная. Фактически те, кто хотел их купить, уже это сделали еще в прошлом году.
«Стоит помнить, что далеко не во всех городах есть обслуживание. А если кузовной ремонт, то проблемы большие. Прежде всего касаемо сроков ожидания запчастей», — добавил Мосеев.
Заместитель директора департамента продаж Major Auto Александр Николаев также считает, что многие клиенты, желающие попробовать «электричку» или гибрид, уже приобрели LiXiang в 2023–2024 году.
Он также отметил, что Li начали активно появляться на вторичном рынке. Поэтому многие водители, которые не готовы платить за новый автомобиль, обращают внимание на «бэушку».
«Наконец, надо понимать, что другие китайские производители не дремлют и создают конкурентов, тот же Huawei. Поэтому некоторые клиенты сейчас в ожидании новинок и в надежде, что они будут еще интереснее, чем LiXiang», — резюмировал специалист.
Директор «Авилон Электро» Сергей Мелюх подтвердил спад продаж автомобилей LiXiang. Однако тренд он связал с высокой базой прошлого года.
В свою очередь, Целиков связывает падение продаж LiXiang в России с январским изменением «утильсбора». По его словам, оно затронуло как раз сегмент электрокаров и гибридов. «Поэтому Li пострадал в первую очередь. Существенно сократились продажи не только LiХiang, но и всего сегмента EV», — говорит эксперт.
Что с надежностью
Еще одной причиной падения спроса могли стать сообщения о целом ряде неполадок кроссоверов LiXiang в России. Для того, чтобы понять масштаб проблемы, мы изучили тематические форумы и телеграм-каналы, а также пообщались с владельцами этих машин.
Как выяснилось, одной из проблем у Li, согласно комментариям владельцев, являются неработающие камеры. В чатах мы обнаружили около пяти жалоб на черный экран, который должен транслировать изображение в салон машины. Причем все эти неполадки возникали у кроссоверов L7. Впрочем, в большинстве случаев решить проблему помогла обычная «перезагрузка» автомобиля.
Примерно столько же владельцев LiХiang сообщили о неработающей кнопке багажного отсека. Водители уточнили, что у них она «залипла» после посещения мойки. В ряде случаев проблема со временем решилась сама, однако одному из автомобилистов пришлось обращаться за помощью к автоэлектрикам.
Также несколько владельцев LiХiang столкнулись с проблемами, связанными с генератором. Преимущественно при отрицательных температурах во время езды он не успевает подзаряжать батарею.
«Господа, едем, 70 км/ч. Генератор не успевает почему-то заряжать. Уже 2%», — написал в профильном телеграм-чате один из автовладельцев.
Также несколько обладателей премиальных «китайцев» пожаловались на мультимедийную систему, которая, по их словам, в один момент попросту «умирает». Этой проблеме посвящены и несколько статей в Сети. Однако чаще всего причина неполадки кроется в некачественной пайке при так называемой «русификации» и установке российской сим-карты. Поэтому подобные работы следует проводить только в крупных и проверенных сервисных центрах.
Что чаще всего ремонтируют на СТО
Представители дилерских компаний наличие серьезных проблем с надежностью Li отвергают.
Николаев заявил, что качество китайских кроссоверов LiXiang соответствует стандартам продукции европейских брендов. «Обращений в сервис немного. В основном это плановое техническое обслуживание и программирование, связанное с обновлением ПО», — подчеркнул он.
Мелюх также сказал, что модели редко требуют сервисного вмешательства — за исключением ТО или кузовного ремонта после дорожных происшествий.
Представитель сети автосервисов Fit Service заявил, что пока очень сложно говорить о надежности LiXiang из-за того, что марка совсем недавно появилась на рынке. Обращений пока немного. «По этой марке еще слишком мало статистики, мало пробега, мало ремонтов», — объяснил он.
Вместе с тем советник генерального директора Mains Lab Владимир Куликов признал, что, несмотря на свою технологичность, Li сталкиваются с проблемами электроники и гибридной трансмиссии. Он подчеркнул, что сложность с этим брендом связана с неразвитой сервисной поддержкой.
Среди главных проблем LiXiang эксперт выделил:
- Неполадки с софтом. Владельцы жалуются на ложные срабатывания датчиков (ошибочные предупреждения), сбои в работе систем, проблемы с обновлением. Электрика и электроника подвержены окислению и коррозии. Причем даже мелкая поломка в электрической составляющей становится большой проблемой для владельца, поскольку в России нет официального софта для диагностики.
- Модели пока не имеют широкого распространения, поэтому запасов запчастей нет. С учетом долгой и дорогой логистики ремонт может затянуться.
- Есть вопросы к мощностным характеристикам и расходу топлива: в режиме работы ДВС, особенно в холодное время года или при агрессивной езде, он выше заявленного. При разряженной батарее двигатель шумно работает, да и в целом в случае разрядки автомобиль теряет мощность.
- Среди проблем отмечается подтекание масла, нестабильный запуск двигателя.
- Из-за высокого веса износ шин происходит значительно быстрее по сравнению с большинством обычных кроссоверов.
- В холодные русские зимы в салоне может скрипеть пластик. Общая для всех китайских автомобилей проблема — долгое ожидание оригинальных комплектующих и кузовных элементов.
При этом Куликов отметил, что первые 2–3 года эксплуатации кроссоверы LiXiang редко требуют серьезного ремонта. Гораздо чаще посещение СТО связано с обновлениями ПО или мелкими доработками. После 100 тыс. км могут потребоваться более серьезные проверки, включая подвески, состояния батареи и работы ДВС.
«Общая рекомендация — своевременно следить за обновлением программного обеспечения. В отсутствие официального сервиса придется позаботиться о поиске профессионального электрика или диагноста», — заключил он.
Какие сложности с установкой ПО
Ключевая проблема — установка ПО, которое бы корректно работало в России. На профильных форумах и каналах можно найти массу инструкций для решения всевозможных технических нюансов, однако, изучив их, мы пришли к выводу, что справиться с этим самостоятельно, скорее всего, практически невозможно.
Впрочем, инсталлировать софт можно в сервисных центрах. К примеру, за 100 тыс. руб. в ДЦ «Рольф» в автомобиль установят специальный блок адаптации для мультимедиа. Как пообещали в компании, после этого на машине будут работать привычные российским клиентам приложения. Кстати, такую услугу предлагает и целый ряд частных фирм.
Также стоит помнить, что никто не застрахован от технических сбоев в программном обеспечении, которые вполне могут превратить новенький LiXiang в «кирпич». Как уже было сказано, главной сложностью станет отсутствие официальной поддержки, поэтому разблокировать фактически обесточенную машину окажется проблематично. Хотя российские специалисты в ряде случаев уже научились «ломать» софт и «оживлять» автомобили. А в нескольких компаниях нас даже заверили, что у них есть «свои люди в Китае», которые всегда смогут помочь «воскресить» автомобиль.
Примечательно, что сложности у владельцев «серых» LiXiang могут возникнуть после появления официальных машин в России. К примеру, в аналогичной ситуации представители Rox пообещали дистанционно блокировать мультимедиа у кроссоверов 001, которые были выпущены после декабря 2024 года и привезены на рынок альтернативными путями. Правда, уточнили, что владельцы «серых» машин, которые купили автомобиль до «официального» дебюта компании в России всегда могут поменять прошивку в официальных дилерских центрах.
Что с гарантией
Автомобили Li поставляют в Россию по схеме параллельного импорта, поэтому вопрос с гарантией тут неоднозначный. Дело в том, что ситуация с обслуживанием может меняться в зависимости от автосалона, где клиент покупает китайский кроссовер. Например, ДЦ «Рольф» дает на машину 2 года своей, как они уверяют, «абсолютно честной» гарантии.
В других фирмах предлагают так называемые страховые продукты. Обычно такая «гарантийка» распространяется только на основные узлы и агрегаты. Такая опция, к примеру, доступна клиентам ДЦ «БорисХоф». Причем доплачивать за нее не требуется — предоставляется в качестве подарка. А в «МБ Рус» такой гарантии нет. Ее отсутствие менеджер объяснил тем, что «машины доставлены в Россию неофициально». К слову, во многих компаниях никакой гарантии на LiXiang не предоставляют.
Авторы Теги Дмитрий Александров