Эксперт Игнатенко объяснил, у кого не получится взять кредит на покупку машины
С 1 июля Банк России ввел ограничения на выдачу автокредитов. Autonews.ru выяснил у экспертов и представителей отрасли, как это скажется на продажах и доступности машин
Июль принес россиянам множество нововведений, часть из которых напрямую коснулась водителей. Помимо очередного увеличения ряда штрафов, власти ограничили выдачу автокредитов в количественном выражении.
В чем суть новшества
Ограничить выдачу потребительских и автокредитов власти вынудила чрезвычайно высокая закредитованность населения. По оценке экспертов, до 80% всех продаж автомобилей в стране осуществляются в кредит. При этом у многих россиян есть другие кредитные обязательства, поэтому справиться с долговой нагрузкой становится крайне сложно. Купить машину без привлечения займа могут лишь порядка 15–25% граждан.
В апреле регулятор на заседании совета директоров принял решение о введении ограничений на выдачу кредитов. Указание вступило в действие с 1 июля 2025 года. Суть его сводится к тому, что в отношении банков с универсальной лицензией и микрофинансовых организаций (МФО) вводятся макропруденциальные (количественные) лимиты на автокредиты и потребительские кредиты под залог транспортного средства.
В ЦБ обратили внимание на то, что банки и МФО активно выдавали займы в виде залога транспортного средства, однако получателями их большей части (58%) оказались граждане с долговой нагрузкой свыше 50%.
Нововведение коснется тех клиентов, у которых уже оформлены займы. Банки и МФО смогут выдавать не более 5% автокредитов с предельной долговой нагрузкой (ПДН) 80% и не более 20% — с ПДН 50% от общего числа новых кредитов. Для того чтобы занять свыше 1 млн руб., потребуется официальное подтверждение заработка.
Регулятор уверен, что введение ограничений никак не скажется на возможности получить кредит для граждан, желающих приобрести машину. По его мнению, ограничения установлены с запасом для целевых автокредитов.
Нюансы
По словам директора департамента страхования и финансовых услуг АГ «Авилон» Андрея Игнатенко, введение Центробанком ограничений на выдачу кредитов — естественная реакция на продолжающийся рост долговой нагрузки населения.
«Многочисленные нововведения 2024 года уже значительно охладили рынок кредитования, и логично представить, что новая мера продолжит данный тренд, а в ближайшее время мы увидим больше отказов со стороны банков по кредитным заявкам потенциальных покупателей», — считает эксперт.
Собеседник отметил, что ограничения означают в большей степени снижение доступности автокредитов для покупателей с высоким уровнем закредитованности.
Директор департамента финансовых услуг ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков подчеркнул, что прогнозировать, как введение ограничений по выдаче кредитов повлияет на продажи машин, пока сложно, но заметил, что по наиболее востребованным автомобильным брендам доля продаж в кредит превышает 70%, что делает рынок крайне чувствительным к любым изменениям в части кредитования.
Что ждет рынок
С учетом и без того крайне низкой доступности кредитов для граждан, желающих купить автомобиль, не исключено дальнейшее падение российского авторынка.
«С учетом того, что рынок сейчас далеко не в лучшей форме, а именно демонстрирует снижение продаж к прошлому году почти на 30%, дополнительные ограничения в части кредитования могут отложить восстановление рынка на еще более отдаленную перспективу», — пояснил Мольков.
По оценке Андрея Игнатенко, текущие ставки кредитования на автомобили с пробегом «охладили» целевую аудиторию, а с новыми автомобилями ситуация иная.
«Фокус со стороны импортеров на субсидированные программы кредитования усилился в 2025 году, и это позволяет удерживать кредитную долю на высоком уровне, а недавнее снижение ключевой ставки во многих случаях было переложено на фактическую клиентскую ставку, что привело в пропорциональному снижению», — считает он.
Однако инфляционные и иные процессы последних лет подталкивали потребителей пользоваться кредитными деньгами во многих сферах, и автомобильный бизнес не исключение. «На этом основании я бы не проводил параллели высокой закредитованности только потенциальных покупателей автомобилей — это общая тенденция последних лет, а действия ЦБ вполне логичны как сдерживающий фактор роста долговой нагрузки граждан и рисков для банков», — заключил Игнатенко.
Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин отметил, что существует серьезный риск невыплат со стороны граждан, у которых уже есть кредиты и которые хотят получить новые. В связи с этим в НАС поддержали решение ЦБ о введении ограничений на выдачу займов.
Влияет ли снижение ключевой ставки
Недавнее снижение Центробанком уровня ключевой ставки на 1 п.п. (с 21 до 20%), по мнению специалистов, практически никак не снизило стоимость кредитов — нагрузка по-прежнему остается для покупателей автомобилей непомерно высокой.
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр уверен, что незначительное снижение ключевой ставки ЦБ не отражается на авторынке почти никак.
«Учитывая консервативный подход Центробанка, речь в любом случае идет о микропроцентах — 1, 2, 3%. При таком незначительном снижении чудо невозможно. Подходя к автомобильному кредиту, условно 22% он или 28%, для меня как для потребителя он одинаково дорог. Небольшое снижение ключевой ставки никак не сказывается на количестве продаваемых автомобилей», — пояснил эксперт.
Кредиты остаются слишком дорогими для большинства покупателей, считает и генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк.
В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) заявили, что в свете последних событий и резкого снижения покупательской активности продажи автомобилей в России уйдут в существенный минус.
«К сожалению, сейчас высокая ключевая ставка резко тормозит автокредитование, ведь в кредит продавался каждый второй автомобиль. Мы ожидаем снижения ключевой ставки, ведь для бизнеса можно считать высокой уже 15%, а сейчас цифры просто запредельные. Ужесточение условий выдачи кредитов также негативно скажется на рынке. Мы рассчитываем на введение программ государственной поддержки отрасли, мы открыто говорим, что ситуация критическая», — уточнили в РОАД.
Читайте также:
Авторы Теги Александр Воронцов