Эксперты выяснили, какие моторные масла сейчас подделывают чаще всего

Уход из России крупных иностранных производителей моторных масел привел к потере контроля за качеством продукции. Под видом параллельного импорта водителям стали предлагать некачественный контрафакт. Чем это грозит

После ухода с российского рынка мировых брендов моторных масел бороться с их подделкой стало сложнее. По данным Союза автосервисов, доля контрафакта на рынке автомобильных масел выросла до 30–50%, в сети станций техобслуживания Fit Service сообщили, что доля поддельных масел на рынке увеличилась до 30% с весны 2022 года. При этом судебная практика показывает: с начала 2022 года решений о наказании для продавцов контрафакта не выносилось. Участника рынка жалуются: подделка моторных масел стала выгодным и почти безопасным бизнесом, хотя МВД регулярно проводит рейды по подпольным фабрикам по кустарному производству масел. Автовладельцы, которые зальют такую жижу, рискуют встретиться со снижением ресурса моторов и ранним дорогостоящим ремонтом. Разбираемся, как правильно выбрать масло и не нарваться на подделку.

Почему подделок стало больше

Российский союз автосервисов проанализировал судебные дела за последние несколько лет, связанные с привлечением к ответственности за торговлю поддельным моторным маслом. Почти во всех случаях наказание было вынесено за нарушение авторских прав. Ответчиков оштрафовали не за то, что они предлагали клиентам некачественный товар, а за продажу масел конкретных марок без разрешения на то правообладателей. При этом вне зависимости от квалификации самого нарушения покупка такой продукции в дальнейшем грозит водителям испорченным мотором.

С начала 2022 года суды решения за продажу подделок практически не выносят, констатирует член правления Союза автосервисов Илья Плисов. Он связывает это в том числе с тем, что в правоохранительные органы перестали обращаться правообладатели популярных, но ушедших из страны иностранных брендов. Как следствие, они больше не контролируют незаконное использование их торговых марок. В итоге такие масла попадают в Россию по параллельному импорту, что для покупателя хорошая новость, либо такой товар подделывают на месте.

При этом производство контрафактного моторного масла должно подпадать под ч. 3. ст. 180 УК России «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)» (по ней грозит штраф до 400 тыс. руб., принудительные работы на срок до четырех лет либо лишение свободы на тот же срок). Как объясняет Плисов, на практике этого не происходит, так как нет потерпевших: технически доказать связь между поломкой мотора и некачественным маслом почти невозможно.

«Проблема в том, что потребитель не может доказать причиненный ему ущерб, а правообладатель ушел из России. Для сравнения, стоимость бочки базового масла составляет 20 тыс. руб. Это же масло, перелитое в фирменную бочку с маркировкой высококлассного продукта известного бренда, стоит уже 100 тыс. руб. Таким образом, стоимость товара возрастает в пять раз», — говорит Плисов.

Какое масло в зоне риска

Сейчас на рынке есть три типа масел. Во-первых, это продукция отечественных брендов или тех марок, которые не уходили с рынка. Во-вторых, это поставки оригинального масла по параллельному импорту, пусть и без разрешения правообладателя. И третья категория — это производимый на месте контрафакт, то есть подделка.

Самыми популярными иностранными марками на рынке до начала 2022 года были Shell, Mobil, Castrol и Total. Все они больше официально не продаются в России, а значит, правообладатели больше не стараются защитить их от подделок, напоминает Плисов.

Однако покупатели к ним привыкли и готовы приобретать продукцию по параллельному импорту, констатирует заместитель управляющего независимых лабораторий по оценке качества моторных масел «МИЦ ГСМ» Мария Соколова.

«Сейчас, когда каналы поставок параллельного импорта налажены, плюс по нашей статистике появились порядка +30% новых брендов смазочных материалов, конечный потребитель еще больше растерян», — отмечает эксперт.

По словам Соколовой, купить качественное и оригинальное масло от известных брендов сейчас можно. Но именно с ним надо быть особенно внимательным, так как важно не путать оригинальный товар из параллельного импорта с подделкой.

Плисов добавляет, что, помимо масел ушедших марок, активно подделываются и масла, брендированные автопроизводителями и продающиеся под этикетками Mercedes, Toyota, Ford.

«Именно Toyota в свое время добилась наибольшей денежной компенсации за торговлю контрафактным маслом под ее брендом. Но теперь Toyota фактически ушла из России, и недобросовестные производители и продавцы почувствовали безнаказанность», — говорит Плисов.

Читать также:
Новые «Москвичи» и экстремальная Lada Niva. Главные новости недели

При этом источник Autonews.ru в отрасли отмечает, что вопреки заявлениям некоторых российских производителей масел продукция мировых марок, попадающая в Россию по параллельному импорту, по качеству не уступает маслу, которое прежде продавалось официально.

«Конечно, масла одной марки и одного наименования, выпущенные на заводах концерна в разных странах, не будут полностью идентичны. Но производитель гарантирует их уровень качества, и продукцию известного бренда, изготовленную, например, в Турции, вполне можно заливать в двигатель», — говорит источник.

Подчеркнем, что речь именно о параллельном импорте, а не о контрафакте, разлитом на территории России. Качество последнего, отмечает источник, никем не гарантируется.

Как отличить поддельное масло

Опрошенные эксперты говорят, что уже много лет производители контрафакта разливают свои масла в канистры, внешне неотличимые от оригинальных. Поэтому обычному покупателю определить подделку на глаз будет проблематично.

«Важно понимать, что только лабораторный анализ самой жидкости внутри тары может дать однозначный ответ о его качестве, а также о соответствии оригиналу, несмотря на всю красочность и многообразие упаковок», — настаивает Соколова.

Одним из косвенных признаков подделки может быть очевидно заниженная цена, говорит Плисов. По его словам, до вскрытия канистры отличить оригинальное масло от контрафакта невозможно. Но даже после вскрытия сделать это крайне проблематично.

«Бывают случаи, когда поддельное масло имеет неестественный вид или пахнет, например, тормозной жидкостью, но это единичные кейсы. Производители подделок стараются обезопасить себя и заливают масла, которые внешне похоже на оригинал», — рассказывает эксперт.

Накануне замены масла перед зимой Плисов советует сделать следующий тест в домашних условиях. Налейте масло в стакан и поместите в морозильную камеру холодильника. Если за сутки масло ощутимо загустеет, то это говорит как минимум о несоответствии указанному на упаковке уровню вязкости.

По словам Соколовой, сейчас продавцы масла, в том числе на маркетплейсах, могут заказать независимое лабораторное исследование качества своего товара и приложить сертификат к его описанию — это повышает шансы не нарваться на подделку. Плисов при этом отмечает, что любое оригинальное масло от оставшихся брендов, в том числе отечественных, для мотора будет лучше подделки.

Что будет, если залить подделку в двигатель. И можно ли добиться компенсации

Согласно закону о защите прав потребителей, если масло, не соответствующее по качеству указанным в описании параметрам, стало причиной поломки мотора, то от продавца можно добиться компенсации ремонта. На практике это работает с запчастями, которые из-за брака сразу выходят из строя, но не с маслом, отмечает Плисов.

В Союзе автосервисов констатируют, что им не удалось найти примеры, когда бы удавалось связать отказ двигателя с использованием контрафактного масла. Точнее, есть примеры судебных разбирательств, когда истец требовал от продавца масла компенсировать ремонт двигателя. Однако суд посчитал, что весомых доказательств того, что поломка связана именно с залитым маслом, не предоставлено.

Из-за некачественного масла двигатель не выходит из строя немедленно, но сокращается срок его службы, предупреждает Плисов. По его словам, даже сложные современные моторы с турбинами, работающими на высоких оборотах, при использовании качественного масла ходят минимум по 250–300 тыс. км пробега без капремонта.

С плохим маслом двигатель выйдет из строя через 60–120 тыс. км. Но и такой пробег обычно достигается за несколько лет, так что связать поломку с тем, что при одном из плановых техобслуживаний было залито поддельное масло, невозможно. Особенно если это сделал еще предыдущий владелец автомобиля, констатирует эксперт.

Он также обращает особое внимание на опасность использования некачественного масла именно в зимний период. По словам эксперта, если масло на морозе загустеет, то это в лучшем случае приведет к тому, что мотор не заведется, а в худшем к его пуску и работе в течение нескольких минут в условиях масляного голода, так как смазке потребуется время на то, чтобы разогреться и начать циркулировать в двигателе.

Стоимость капремонта мотора с учетом запчастей сейчас начинается минимум от 100 тыс. руб., говорят в Союзе автосервисов. Новый турбонагнетатель обойдется минимум в ту же сумму, и это только начальные цены на силовые установки самых простых моделей.