Как изменились цены на техобслуживание автомобилей и запчасти к весне 2023 года, и что будет со стоимостью ремонта машин в дальнейшем: исследование и прогнозы
Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям Рейтинги 2 марта Эти машины лучше не покупать. Список самых проблемных моделей с пробегом Конспекты 30 марта Всё о госпрограмме на покупку автомобиля в 2023 году Штрафы 6 марта В ГИБДД отреагировали на хитрость водителей с ремнями безопасности
Стоимость ряда автозапчастей для моделей Lada на конец апреля выросла на 11-89% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. При этом детали для ряда иномарок от Hyundai Solaris до Toyota Camry подешевели на 2%-49%. К таким выводам пришел Autonews.ru, проанализировав предоставленные данные по динамике цен на автозапчасти от профильных порталов Drom.ru и «Авито».
При этом с конца февраля 2022 года и всю первую половину весны в России наблюдался ажиотажный спрос именно на расходные запчасти. Об этом рассказали специалисты Drom.ru и «Авито», а также другие участники отрасли. Такая тенденция была связана с резким ростом курсов валют по отношению к рублю, последующим резким ростом цен в сегменте запчастей. С середины весны 2022 года стоимость этой категории товаров неуклонно снижается, следует из данных «Дрома».
Данные Drom.ru по апрелю 2022 и апрелю 2023 года:
Средние цены по России на оригинальные запчасти и популярные аналоги Модель Запчасть Цена 2022г. Цена 2023г. Изм. Lada Granta 2017 Диск тормозной 1 485 руб. 1 630 руб. 10% Lada Granta 2017 Колодка тормозная 1 538 руб. 1 878 руб. 22% Lada Granta 2017 Ремень ГРМ 1 159 руб. 1 337 руб. 15% Lada Granta 2017 Свеча 169 руб. 320 руб. 89% Lada Granta 2017 Фильтр воздушный 468 руб. 518 руб. 11% Lada Granta 2017 Фильтр масляный 467 руб. 512 руб. 10% Lada Granta 2017 Фильтр салонный 364 руб. 406 руб. 11% Hyundai Solaris 2020 Диск тормозной 5 934 руб. 5 799 руб. −2% Hyundai Solaris 2020 Колодка тормозная 4 426 руб. 5 799 руб. −16% Hyundai Solaris 2020 Свеча 811 руб. 671 руб. −17% Hyundai Solaris 2020 Фильтр воздушный 1 204 руб. 930 руб. −23% Hyundai Solaris 2020 Фильтр масляный 891 руб. 699 руб. −22% Hyundai Solaris 2020 Фильтр салонный 1 428 руб. 841 руб. −41% Hyundai Solaris 2020 Цепь ГРМ 9 934 руб. 6 594 руб. −34% Nissan X-Trail 2018 Диск тормозной 6 451 руб. 7 685 руб. 19% Nissan X-Trail 2018 Свеча 3 512 руб. 3 041 руб. −13% Nissan X-Trail 2018 Фильтр масляный 1 460 руб. 948 руб. −35% Nissan X-Trail 2018 Фильтр салонный 1 250 руб. 1 232 руб. −1% Nissan X-Trail 2018 Цепь ГРМ 8 239 руб. 8 493 руб. 3% Renault Duster 2020 Колодка тормозная 2 978 руб. 3 013 руб. 1% Renault Duster 2020 Ремень ГРМ 9 941 руб. 9 315 руб. −6% Renault Duster 2020 Свеча 625 руб. 600 руб. −4% Renault Duster 2020 Фильтр воздушный 1 635 руб. 1 218 руб. −26% Renault Duster 2020 Фильтр масляный 943 руб. 746 руб. −21% Toyota Camry 2020 Диск тормозной 7 839 руб. 7 866 руб. 0% Toyota Camry 2020 Колодка тормозная 9 023 руб. 5 957 руб. −34% Toyota Camry 2020 Свеча 3 032 руб. 2 669 руб. −12% Toyota Camry 2020 Фильтр воздушный 3 189 руб. 2 561 руб. −20% Toyota Camry 2020 Фильтр масляный 960 руб. 650 руб. −32% Toyota Camry 2020 Фильтр салонный 5 032 руб. 2 585 руб. −49% Toyota Camry 2020 Цепь ГРМ 14 632 руб. 9 887 руб. −32%
В пресс-службе «АвтоВАЗа», куда обратился Autonews.ru, не согласились с приведенными данными, назвав рост цен на расходные детали завышенным в разы. При этом там признали, что некоторые запчасти с начала 2022 года действительно подорожали, что в первую очередь справедливо для иностранных комплектующих.
В «Авито» также отмечают, что если считать не с апреля, а с начала 2022 года, то порой наблюдается противоположная динамика: расходные материалы для Lada подешевели, а для ряда иномарок подорожали.
Так, комплект свечей на Lada Granta по данным «Авито» сейчас стоит 400 рублей, что на 33% дешевле, чем годом ранее. Четыре свечи на Nissan X-Trail обойдутся теперь на 1250 руб., что на 26% дороже прошлогодней цены. При этом в «Авито» подчеркивают, что на ходовые автомобильные расходники предложение относительно весны 2022 года выросло в несколько раз. В «Дроме» также отмечают, что после периода дефицита весной 2022 года предложение увеличилось за счет параллельного импорта.
Член правления Союза автосервисов России Илья Плисов отмечает, что как раз запчасти на Lada поступают не по параллельному импорту, а их стоимость контролируется автопроизводителем. Именно с этим может быть связан рост цен на комплектующие для отечественных автомобилей, полагает эксперт. При этом он отмечает, что в последние годы на моделях Lada появилось много запчастей от глобальных поставщиков альянса Renault Nissan и именно они подорожали.
В «Дроме» также настаивают, что на рынке не наблюдается стабильности, и некоторые позиции дорожают или дешевеют без каких-либо объяснимых причин. Так, оригинальные тормозные диски на Hyundai Solaris или Toyota Camry после подорожания весной 2022 года в цене почти не изменились, но их аналоги в случае с корейской машиной с тех пор подешевели, а в случае с японской — подорожали.
Стоимость тормозных дисков на Hyndai Solaris от альтернативных марок Модель Запчасть Оригинальность Производитель Цена 2022г. Цена 2023г. Изм. Hyundai Solaris 2020 Диск тормозной Аналог Nibk 5 636 руб. 5 144 руб. −9% Hyundai Solaris 2020 Диск тормозной Аналог Nibk 2 617 руб. 2 410 руб. −8% Hyundai Solaris 2020 Диск тормозной Оригинал Hyundai / Kia 9 550 руб. 9 842 руб. 3% Стоимость тормозных дисков на Toyota Camry от альтернативных марок Модель Запчасть Оригинальность Производитель Цена 2022г. Цена 2023г. Изм. Toyota Camry 2020 Диск тормозной Аналог Miles 4 320 руб. 5 570 руб. 29% Toyota Camry 2020 Диск тормозной Аналог Trialli 6 754 руб. 7 219 руб. 7% Toyota Camry 2020 Диск тормозной Оригинал Toyota 12 443 руб. 10 809 руб. −13%
Как отмечает генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко, до сих пор наблюдается дефицит оригинальных запчастей от производителей, которые приходится везти по параллельному импорту, что как минимум увеличивает строки ожидания. При этом предложение качественных деталей от альтернативных марок, про его оценке, только увеличилось.
«Для европейских машин сейчас запчасти поступают через Турцию и ОАЭ, что занимает несколько месяцев. Японские власти фактически запретили ввоз радиаторов, но быстро нашлись европейские и китайские аналоги. Главное, что российский бизнес показал в этом отношении удивительную гибкость», — констатирует Пархоменко.
Плисов также отмечает, что владельцы автомобилей начали экономить на расходных запчастях для автомобилей. При этом как Пархоменко, так и Плисов отмечают рост обращений в автосервисы. Это связано с увеличением числа подержанных машин в российском автопарке. Продажи новых автомобилей снизились, официальные сервисные центры фактически утратили свой статус, а в условиях, когда цены на новые машины для многих стали запретительными, автомобилисты готовы обслуживать и ремонтировать свои машины до полного исчерпания их ресурса.
Особняком стоят автомобили китайских марок. В настоящий момент у независимых автосервисов фактически нет доступа к официальным каталогам запчастей на машины из КНР, говорит Плисов. Из-за этого сложно подобрать нужную запчасть для машины в конкретной комплектации, а также предугадать и заранее заказать партию деталей для продаваемых сейчас китайских автомобилей. Это значит, что в независимых сервисах такие запчасти будут в дефиците, и владельцам китайских машин придется рассчитывать на официальные сервисы.
Специалистов не хватает
По оценке Плисова, услуги собственно работ в автосервисах за последний год подорожали на 10-20%. Рост цен на услуги эксперт связал в том числе с нехваткой специалистов по ремонту автомобилей. К примеру, по его словам, с вводом санкций актуализировался спрос на «перепрошивку» электронных блоков управления автомобилями, но именно специалисты в этой области не хватает.
Эксперты сходятся во мнении, что даже при сохранении текущих курсов валют и цен на расходные материалы, стоимость техобслуживания автомобилей будет возрастать, так как существенная доля расходов на услугу приходится на зарплату мастеров, а те требуют ее повышения хотя бы на уровне инфляции. Согласно уточненному прогнозу Минэкономразвития на 2023 год, по итогам года этот показатель должен составить 5,3%.