Эксперты рассказали про ответственность за отсутствие ЭРА-ГЛОНАСС в машине

Кнопки ЭРА-ГЛОНАСС начали устанавливать на автомобили в России восемь лет назад, но они до сих пор есть даже не на всех новых машинах. Autonews.ru выяснил, чем это опасно и какие санкции грозят водителям

Система вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС получила статус обязательной еще в 2017 году. Однако массовое подключение к ней сильно затянулось. Согласно данным, предоставленным Autonews.ru пресс-службой АО «ГЛОНАСС», по состоянию на настоящий момент к системе ЭРА-ГЛОНАСС подключено чуть более 12,4 млн транспортных средств. А согласно подсчетам аналитического агентства «Автостат», по состоянию на 1 января 2025 года одних лишь легковых машин в России зарегистрировано 47,5 млн единиц. То есть устройством экстренного вызова оснащено чуть более четверти легкового автопарка.

Мы пообщались с экспертами и оператором системы, выяснив, чего же стоит опасаться водителям, в чьих машинах нет кнопки экстренного вызова или установлены модули с ограниченным функционалом.

Почему ЭРА-ГЛОНАСС до сих пор есть не у всех

Подключение автомобилей к системе ЭРА-ГЛОНАСС официально стартовало 1 января 2017 года, однако требование по обязательной установке кнопки вызова экстренных служб не распространилось на ранее произведенные транспортные средства, все эти машины разрешили эксплуатировать без доработки. В результате темпы подключения транспортных средств к системе сравнялись с темпами пополнения и вывода из эксплуатации машин.

Вместе с тем на фоне ухода из России мировых автопроизводителей и нарушения логистических цепочек в мае 2022 года правительством был введен упрощенный техрегламент, позволяющий не устанавливать на автомобили дополнительные устройства обеспечения безопасности. Позднее кабмин продлил срок необязательной установки дополнительных устройств обеспечения безопасности до 1 февраля 2024 года.

Согласно документу, для физических лиц требование по установке модулей ГЛОНАСС стало необязательным, но за юридическими лицами и ИП сохранилась обязанность по подключению автомобилей к госинформсистеме ЭРА-ГЛОНАСС в рамках параллельного импорта. Однако часть ввезенных и зарегистрированных в этот период машин так и не получила терминалы SOS.

Пресс-служба АО «ГЛОНАСС» пояснила, что мораторий стал следствием глобального дефицита микроэлектроники в период пандемии коронавируса, но к настоящему моменту российские производители импортозаместили компонентную базу, что позволило полностью закрыть потребность в модулях экстренного вызова.

Автомобили, выпускающиеся в России, также допускалось выводить на рынок без блоков ЭРА-ГЛОНАСС с обязательством последующего дооснащения. Многие из оказавшихся у граждан экземпляров впоследствии пришлось отзывать. Так, 19 752 легковушки Kaiyi были проданы без блоков управления системой оповещения экстренных оперативных служб и впоследствии были отозваны. Машины Lada, выпущенные в период с октября 2022 года по февраль 2023 года, также пришлось отзывать для дооснащения. В этом случае речь шла о 79,5 тыс. транспортных средств.

Алексей Тузов, независимый эксперт транспортной отрасли, напомнил, что система ЭРА-ГЛОНАСС является обязательной для всех автомобилей, производимых или ввозимых в Россию начиная с 2017 года, однако существуют исключения. В частности, к ним относится техника, предназначенная для экспорта или специфического использования (коммерческий транспорт).

Все ли кнопки работают

Специалисты отмечают, что даже при наличии кнопок экстренного вызова, устройства могут выполнять свои функции лишь частично. либо не работать вовсе.

«Часть новых машин существует без модулей ЭРА-ГЛОНАСС, потому что у нас долго действовал мораторий на установку при ввозе автомобиля с СБКТС. Сейчас таких лазеек нет, но и смысла в установке модуля немного: система вызовет экстренную помощь, только если автомобиль находится в зоне действия сети», — пояснил президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

Читать также:
Можно ли ездить на зимней резине летом и есть ли штраф

Оператор ЭРА-ГЛОНАСС не подтвердил проблемы с работоспособностью системы, но заметил, что в самих блоках для автомобилей недочеты иногда встречаются.

«Отзывные кампании происходят при несоответствии УВЭОС требованиям Технического регламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. Отзывные кампании автопроизводители согласовывают с Росстандартом», – говорится в поступившем в редакцию Autonews.ru комментарии.

Алексей Тузов напомнил, что в случае выявления нарушений производитель или импортер могут столкнуться с санкциями, включая запрет на продажу автомобилей. Однако некоторые автовладельцы могут пытаться обойти систему, устанавливая муляжи или неисправные устройства. Это незаконно и может привести к проблемам при проверке автомобиля.

Есть ли санкции за неработающий блок ГЛОНАСС

Для владельцев транспорта неработоспособность блоков ЭРА-ГЛОНАСС, по мнению опрошенных экспертов, ничем, помимо личной безопасности, не грозит. Никаких санкций с точки зрения законодательства не предусмотрено.

Тузов пояснил, что сотрудники ГАИ имеют право проверять наличие и работоспособность системы ЭРА-ГЛОНАСС. Основанием для этой процедуры являются Правила дорожного движения и соответствующие нормативные акты, регулирующие безопасность автомобилей, но штраф за отсутствие системы для автомобилистов не предусмотрен.

Автоюрист Лев Воропаев напомнил, что в России действует Перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, — приложение к ПДД. В совокупности оба этих документа отсылают к Техническому регламенту о колесных транспортных средствах. В последнем содержится пункт, указывающий, что неисправность в виде неработающей кнопки по вызову экстренных служб является существенной. Вместе с тем, нормативы, предусматривающие ответственность за нарушения тех или иных требований к техническому состоянию, отсылают именно к Перечню неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация: «Формально какая-либо ответственность за неработающую кнопку у нас не предусмотрена».

Подтвердил отсутствие ответственности за неработающую кнопку ЭРА-ГЛОНАСС и Антон Шапарин. «На дороге их установку не проверяют, штраф за отсутствие не предусмотрен», — уточнил собеседник. В ходе технического осмотра работоспособность модулей ЭРА-ГЛОНАСС также не проверяется.

«Санкций нет, — подтвердили Autonews.ru и в АО «ГЛОНАСС». — Вопрос касается безопасности миллионов водителей и их пассажиров».

Оператор посоветовал при покупке автомобиля выполнять тестовые вызовы, а также периодически проверять работоспособность системы в ходе эксплуатации транспортного средства.

«При ДТП или любой критической ситуации на дороге устройство сработает и передаст координаты экстренным службам. Это забота о безопасности автовладельца и его близких», — напомнили в компании.

Вместе с тем в АО «ГЛОНАСС» напомнили, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны устанавливать устройства вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) на автомобили, ввезенные в Россию по параллельному импорту. Для удобства оказания услуги сформирована партнерская сеть из 54 компаний по реализации, установке УВЭОС и подключению к ЭРА-ГЛОНАСС.

Autonews.ru отправил запрос в МВД РФ с просьбой пояснить, предусмотрены ли законодательством санкции за неработающую кнопку ЭРА-ГЛОНАСС и могут ли за это наказать инспекторы ГАИ на дороге. На момент публикации материала ответа получено не было. 

Как проверить работоспособность

В АО «ГЛОНАСС» пояснили, что процесс проверки модуля в машине выполняется очень просто. Для этого нужно лишь нажать кнопку SOS в автомобиле и сообщить оператору, что выполняется тестовый вызов. После этого сверяются марка, модель и цвет транспортного средства. Оператор должен подтвердить, что информация корректно отображается в системе и что координаты местонахождения в данный момент выдаются правильно.

При желании системой ЭРА-ГЛОНАСС можно дооснастить любой автомобиль в специализированных фирмах.

«Сегодня в России более десяти крупных производителей таких устройств, которые глубоко интегрируются в конструкцию транспортных средств», — пояснил оператор. Стоимость услуги по установке УВЭОС для конечного потребителя составляет порядка 30 тыс. руб.

Читайте также:

Авторы Теги Александр Воронцов