Эксперты рассказали об опасности иностранных водителей на дорогах России

С 1 апреля 2024 года владельцев иностранных водительских удостоверений, постоянно проживающих в России, обяжут получить российские права

В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО Техосмотр 27 января Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям Закон и ПДД 3 июля Остановка под знаком «Стоянка запрещена»: в каких ситуациях это допустимо Штрафы 19 декабря 2022 Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица

С 1 апреля 2024 года владельцев иностранных водительских удостоверений, постоянно проживающих в России, обяжут получить российские права. В соответствии с принятым законом, на это им будет дано не более 12 месяцев. Всем придется сдать экзамены в ГИБДД разной степени сложности. Но на этом испытания не заканчиваются.

Среди прочего, для получения российских водительских прав придется пройти медкомиссию и получить соответствующую справку. Для многих это будет первым опытом взаимодействия с российскими врачами. Как станут выявлять тех, кого по здоровью к вождению допускать опасно, узнал Autonews.ru.

Кого обязали получить российское водительское удостоверение

В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что он принимается с целью обязать всех водителей, постоянно проживающих в России, заменить иностранные права на отечественные. Это касается трех категорий водителей.

  • Граждан России, получивших права за границей.
  • Новых граждан России, недавно получивших гражданство
  • Иностранцев, получивших вид на жительство в России.

Исключение сделано для следующих групп.

  • Граждан Республики Беларусь с национальными водительскими удостоверениями.
  • Граждан России с водительскими удостоверениями Республики Беларусь.
  • Сотрудников дипломатических миссий, аккредитованных при Министерстве иностранных дел России международных организаций и членов их семей — им российские права выдадут автоматически.

На самом деле речь идет не совсем о замене прав, а об обязанности получить российские.

Для водителей категорий A и B, а также подкатегорий A1, B1 и M иностранное водительское не заменяется, а лишь выступает основанием для допуска к теоретическому экзамену и получения российского документа, становясь таким образом аналогом свидетельства об окончании автошколы. Иными словами, документ иностранного государства остается у водителя наряду с российскими правами и может пригодиться при выезде за границу.

Водителей грузовых и автобусных категорий C и D, а также подкатегорий CE, DE, C1, D1 и C1E, D1E обяжут повторно пройти обучение в российских автошколах, то есть сам факт наличия у них иностранных водительских удостоверений оказывается для них недостаточным основанием для получения российских документов.

Правда, иностранные права таким водителям все же пригодятся. Дело в том, что по закону экзамен проводится один раз и только по самой «высшей» категории в правах, а остальные категории переписываются в Российское удостоверение автоматически. Иными словами, если у водителя в иностранном документе были открыты грузовая категория D и легковая B, то после обучения в автошколе и сдаче экзамена на грузовике, доказывать способность водить еще и легковушку не придется — эту категорию впишут автоматически.

Каких врачей придется пройти кандидатам в водители

Для легковых и мотоциклетных категорий A и B, а также подкатегорий A1, B1 и M, достаточно будет пройти четверых специалистов медиков, из которых двое являются наиболее критичными. Это:

  • Терапевт
  • Офтальмолог
  • Психиатр
  • Нарколог

Самым важным является то, что психиатр и нарколог должны быть либо сотрудниками профильных государственных медицинских учреждений по месту жительства кандидата в водители, либо врачами частной клиники, но тогда клиенту нужно предоставить им справки из соответствующих государственных диспансеров, иначе их заключения не действительны. Остальных врачей можно пройти и в частной клинике.

На практике, терапевт начинает и заканчивает медкомиссию. Именно он направляет кандидата на получение российского водительского удостоверения по остальным докторам.

Читать также:
За ряд машин дешевле 10 млн руб. придется заплатить налог на роскошь

Как на условиях анонимности рассказал Autonews.ru терапевт одной из московских государственных больниц, в случае отсутствия данных об истории болезней бывшего иностранца, у водителя лишь спрашивают о его самочувствии и проверяют на инвалидность: отсутствие руки, ноги и даже фаланги пальца означает ограничение в годности к вождению (хотя водить все равно можно, просто машину со специальными органами управления).

Также терапевт может проверить температуру тела и давление, и, в случае возникновения подозрений, отправить к профильному врачу на проверку слуха. Но на практике проверка у терапевта важна не при получении справки для ГИБДД, а при, например, ежедневной медкомиссии для водителей автобусов перед их выходом на смену, говорит источник Autonews.ru. Здесь важен именно терапевт, который «отсечет» водителей с признаками острых респираторных заболеваний (простуды), проверит давление и температуру тела, а также сделает экспресс-тест на алкогольное опьянение.

На медкомиссии офтальмолог проверяет зрение, и его прием представляется наиболее прозрачным. Так, у водителя проверяется острота зрения и способность различать цвета. При этом допускается управление транспортными средствами в очках или контактных линзах

В теории при проблемах со зрением водитель может попытаться заучить буквы на стандартной таблице, но, как говорит источник Autonews.ru, у врача могут возникнуть подозрения, и он вправе усложнить проверку, например показав другую таблицу. Однако сложнее всего пройти именно психиатра и нарколога.

Закон сразу не изменит ситуацию на дорогах

Согласно уже упомянутой пояснительной записке к принятому законопроекту, одной из целей является как раз привлечение водителей с иностранными правами в российскую медицинскую систему, которая в том числе ведет учет за заболеваниями граждан и, что важно именно для автомобилистов, за их психическим здоровьем и наличием проблем с алкоголем и запрещенными наркотическими веществами.

Однако из-за того, что водители из других государств никогда не попадали в поле зрения российской медицины, выявить людей с соответствующими заболеваниями будет не просто, предупреждает психиатр-нарколог Александр Ковтун.

«К сожалению между Россией и нашими коллегами из других стран не налажено взаимодействие касательно обмена данными о пациентах, обращавшихся за психиатрической или наркологической помощью. Хотя при желании, на государственном уровне такое взаимодействие можно наладить.

Потому, если целью нового закона является выявление водителей, которые по медицинским показаниям не должны садиться за руль, то стопроцентного эффекта сразу ожидать не стоит. Однако у нарколога все же есть способы выявить заболевание даже без данных из базы диспансера», — говорит Ковтун.

По его словам, ответственный врач всегда воспользуется возможностью взять соответствующие анализы и обратит внимание на другие важные симптомы.

«Во-первых, в обязательном порядке берется анализ мочи для обнаружения запрещенных веществ. Правда, водители могут подготовиться к сдаче анализа, например проверив свои анализы в независимой клинике. Только убедившись, что сейчас они чисты, они направляются на государственную медкомиссию.

Во-вторых, врач обязательно посмотрит состояние вен и кожи. На венах могут быть следы от уколов, а некоторые наркотики и вовсе выжигают вены, оставляя следы навсегда. Конечно, в паховую область врач осматривать не станет, но в остальном он может увидеть многое.

Психиатр также может обратить внимание на нарушения в психической деятельности», — предупреждает эксперт.

Отметим, что для водителей, претендующих на получение удостоверений для управления грузовыми автомобилями и автобусами также требуется прохождение невролога, отоларинголога и специалиста ЭЭГ — в теории к этим врачам терапевт может направить и претендентов на категории A и B в случае подозрений на состояние здоровья.