В 2024 году многим водителям в России придется пересдать на права
С 1 апреля 2024 года в России все водители с иностранными удостоверениями должны получать права отечественного формата. Для этого придется пересдать теорию в ГИБДД. Разбираем вопросы из билетов с подвохом На дорогах появились инспекторы ВАИ. Какие у них полномочия Техосмотр 27 января Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям Закон и ПДД 9 июня Инспектор ГИБДД нашел в машине дрон. Что за это грозит водителю Новости 25 ноября 2022 Германия отреагировала на запуск завода «Москвич»
С 1 апреля 2024 года в России все водители с иностранными водительскими правами должны начать получать удостоверения отечественного образца. Это правило распространяется как на граждан России, так и на иностранцев, получивших вид на жительство в России. Исключением являются обладатели белорусских ВУ: им не потребуется менять свои права на российские.
Большинству водителей, в частности тем, кто управляет легковыми автомобилями и мотоциклами (категории B и A), а также трициклами и квадрициклами (подкатегория B1) или «слабыми» мотоциклами с моторами до 125 (подкатегория A1), предстоит пересдать теоретическую часть экзамена в ГИБДД. Водителям грузовиков и автобусов (категории C и D), а также обладателям прав подкатегорий C1, CE, C1E, D1, DE и D1E потребуется пройти обучение в автошколе, получить аттестат и затем сдать экзамены в ГИБДД.
Эксперты из автошкол советуют водителям обновить знания ПДД перед сдачей экзамена: за последние годы в билетах стало больше вопросов с подвохом, хотя сами правила дорожного движения изменились не так существенно.
Вопросы-близнецы в экзамене на права
Легко ввести в заблуждение будущих водителей, по мнению преподавателя программ теоретической подготовки водителей Оренбургской автошколы «А-Плюс» Сергея Самарина, могут вопросы-близнецы. В качестве примера он приводит вопросы № 8 в билетах 10, 14 и 22.
Если мы посмотрим на них, то увидим три очень похожие друг на друга картинки с одним и тем же вопросом: «По какой траектории вам разрешается выполнить поворот налево?» По словам эксперта, эти вопросы проверяют знание одних из самых «популярных» и спорных положений в ПДД — пунктов 8.5 и 8.6.
Пункт 8.5 гласит: перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение. Как отмечает Самарин, в каждой рассматриваемой ситуации нужно найти именно это соответствующее крайнее положение.
В данной ситуации водитель движется по дороге с односторонним движением, на что указывает знак 5.6 «Конец дороги с односторонним движением» и предупреждающий знак 1.21 «Двустороннее движение», объясняет эксперт. Такое сочетание знаков говорит водителю: на данной дороге заканчивается режим одностороннего движения, при котором движение механических транспортных по всей ширине (т. е. по всем полосам) осуществляется только в одном направлении (указанном стрелкой на знаках 5.5 и 5.6). Но заканчивается он только за перекрестком.
«Здесь и сейчас водитель пока еще находится на дороге с односторонним движением. То есть все полосы движения предназначены для движения только в одном направлении, встречного движения нет. Полосы движения обозначены разметкой, согласно разметке их две: крайняя правая и крайняя левая. Следовательно, водителю перед поворотом налево необходимо заблаговременно занять крайнее левое положение в крайней левой полосе, как указано на траектории Б. Траектория А требованию пункта 8.5 ПДД не соответствует», — поясняет инструктор.
В вопросе № 8 билета 14 ситуация иная.
Здесь, как отмечает инструктор, водитель движется по дороге с двусторонним движением, о чем свидетельствуют дорожные знаки 5.5 и 5.6. При этом полосы движения не обозначены ни знаками, ни разметкой.
В этом случае водителю, чтобы определить соответствующее крайнее положение перед поворотом налево, согласно п. 9.1 ПДД, следует мысленно разделить проезжую часть пополам.
Как отмечает инструктор, левая половина дороги предназначена для встречного движения, правая — для попутного. Количество полос движения, согласно этому же положению Правил, водитель определяет также на глаз: с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.
«В рассматриваемой ситуации визуально на проезжей части умещается два автомобиля: определение «полоса движения» в п. 1.2 требует считать полосы движения именно «в автомобилях», а не «в мотоциклах», не «в автобусах» и уж точно не «в попугаях», как в известном мультфильме, — говорит Самарин.
Следовательно, на данной дороге две полосы движения, одна из которых предназначена для движения во встречном направлении, другая — для движения в попутном направлении, на которой водитель и находится. Пункт 8.5 предписывает занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, но не во встречном. Значит, начинать поворот в такой ситуации, по мнению автоинструктра, следует из той полосы, в которой водитель сейчас находится. Собственно, обе предложенных траектории это и предлагают.
Требование п. 8.6 Правил гласит: поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. Автоинструктор акцентирует внимание на том, что перед перекрестком установлен знак 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением». Он информирует водителя, что на пересекаемой дороге организовано одностороннее движение, то есть, как было сказано выше, по всем полосам проезжей части механические транспортные средства движутся только в одном направлении, которое водителю указывает стрелка на знаке 5.7.2.
«Таким образом, поворачивая по любой из предложенных траекторий, водитель перед поворотом занял правильное (соответствующее) крайнее положение и выполняет поворот с соблюдением п. 8.6, оказываясь в любом случае на стороне попутного, а не встречного движения», — объясняет Сергей Самарин.
В вопросе № 8 билета 22 ситуация, по мнению эксперта, несложная, но и здесь нужно хорошо помнить Правила дорожного движения.
Обе дороги — и та, по которой водитель движется, и та, на которую поворачивает, — имеют двустороннее движение, полосы движения обозначены разметкой, анализирует ситуацию инструктор. Следовательно, на каждой дороге по одной полосе для движения во встречном и в попутном направлении.
«Таким образом, согласно п. 8.5 ПДД водитель заблаговременно занял соответствующее крайнее положение, а именно остался в правой полосе, так как левая — встречная. Поворачивает же он, согласно п. 8.6 ПДД, в правую полосу, так как левая также является полосой (стороной) встречного движения. Верный ответ — «Только по Б», — объясняет Самарин.
У кого права перестанут действовать с 1 апреля 2024 года и после этого срока
В первую очередь нововведение затронет обладателей водительских прав иностранного образца: им придется получать российские удостоверения. Для этого нужно будет пройти теоретический экзамен в ГИБДД.
При этом обновлять документ придется и иностранцам, и россиянам. Так, согласно пояснительной записке к вступающим в силу изменениям в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», международные водительские удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами на территории России:
- по истечении одного года с даты получения либо приобретения их владельцем, являющимся (являвшимся) иностранным гражданином или лицом без гражданства, вида на жительство либо гражданства;
- по истечении одного года с даты въезда для постоянного проживания в Россию их владельца, являющегося гражданином России.
Можно привести следующие примеры. Например, житель иностранного государства на момент 1 апреля 2024 года уже как год стал гражданином России. В таком случае с 1 апреля 2024 года его водительские права, оформленные в другой стране, перестанут действовать: в России будет считаться, что водительского удостоверения у него просто нет.
Зарядка аккумулятора: как это делать правильно, чтобы ничего не испортить