Содержание:
Автоюрист Воропаев высказался по поводу повышенного налога для старых машин
Инициатива РОАД о повышении налога на старые машины и их обязательных техосмотрах всколыхнула общественность. Autonews.ru разобрался, насколько реалистична реализация такой задумки
В ходе недавней пресс-конференции «Авторетейл. Итоги 1-го полугодия» президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин рассказал о возможных мерах стимулирования продаж новых машин. Они должны войти в законопроект, который разрабатывает РОАД при участии юристов. Завершение этой работы запланировано на конец июля.
Парк стремительно дряхлеет
По статистике, озвученной Подщеколдиным, сегодня 39,7 млн автомобилей из 55-миллионного парка страны имеют возраст более десяти лет, и ситуация стремительно усугубляется. Для омоложения автопарка объем ежегодных продаж должен составлять порядка 3 млн, считает он. Однако по пессимистичному сценарию РОАД в 2025 году удастся реализовать лишь 1 150 000 единиц, по оптимистичному — 1 300 000. Дилеры считают, что ситуацию не удастся переломить без участия государства, а ее последствиями могут стать проблемы с экологией и безопасностью на дорогах.
«Всего в стране вместе с грузовиками около 55 млн автомобилей, 39 — старше десяти лет. Чтобы возраст не рос, нужно продавать в год 3 млн. Если меньше, как сейчас, буквально через пять лет у нас 80% парка будет старше десяти лет. Половина — старше 20 лет», — сказал Подщеколдин.
Что предлагают дилеры
В РОАД уверены, что нарастить продажи новых машин в России до уровня 3 млн единиц в год возможно. В частности, имеющиеся производственные мощности позволяют покрывать этот объем. Однако помощь со стороны государства потребуется как в части совершенствования законодательства, так и в плане перезапуска программы утилизации старой техники.
Дилеры намерены стимулировать граждан избавляться от старых машин путем введения трех ключевых мер:
- повышение транспортного налога на автомобили старше 15 лет;
- обязательный техосмотр дважды в год;
- повышение стоимости страховки.
Пока это лишь предварительные предложения, которые РОАД продемонстрировала в ходе пресс-конференции.
«Когда срок эксплуатации закончится, государство должно поддерживать сдачу старых машин в утиль за счет программы утилизации, ведь утильсбор исправно собирается», — конкретизировал Подщеколдин.
Введут или нет
Опрошенные Autonews.ru эксперты скептически отнеслись к предложениям РОАД из-за ряда факторов:
- отсутствие средств у населения на покупку машин;
- риск недовольства и социального взрыва;
- ограниченная возможность государства изыскать средства на возобновление программы утилизации старой техники.
«У нас уже были подобные программы, когда государство активно стимулировало приобретение новых автомобилей и сдачу старых автомобилей в утиль, но это всегда требует бюджетных вливаний. Мне кажется, в нынешнее время это не совсем правильное решение. Во-первых, государство активно борется с инфляцией путем повышения ключевой ставки, во-вторых, ведет СВО. Лишних денег, я думаю, оно не готово потратить», — считает автоюрист Лев Воропаев.
Специалист также отметил нестыковку: подавляющее большинство дилеров сегодня торгуют машинами иностранного производства, а если программа утилизации будет перезапущена, то распространится лишь на российские машины.
Юридические тонкости
Воропаев обратил внимание на то, что предложенное дилерами увеличение транспортного налога в отношении старой техники возможно уже сейчас.
«Сегодня 361-я статья Налогового кодекса позволяет принимать налоговую ставку транспортного налога, привязанную к возрасту автомобиля. Такое право есть у регионов», — напомнил специалист.
Отсутствие повышенной ставки на старую технику объясняется очень просто: в нынешних условиях, с точки зрения властей, такая мера избыточна.
Раскритиковал собеседник и саму идею принятия нового закона:
«С юридической точки зрения действующие законы уже подавляющее большинство терминов, которые предлагаются дилерами, охватывают. Допустим, в Законе о защите прав потребителей есть такое понятие, как срок службы товара. Каждый продавец или производитель должен его указывать. Зачем дополнительное регулирование в этой части? Я не вижу смысла».
Предложения дилеров, по мнению Воропаева, лишь ущемляют права граждан.
«Нет никакой отсылки к тому, что автомобили старше 15 лет существенным образом влияют на аварийность на дороге по сравнению с автомобилями, с даты выпуска которых прошло значительно меньше времени. Здесь защищаются экономические интересы, а не интересы наших граждан», — уверен эксперт.
Согласен с этим утверждением и вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр.
«Стимулируйте людей помощью, но такой помощи почему-то дождаться нельзя. Будете вы выкупать старые автомобили за полцены от новых? Нет, конечно! Наивно думать, что люди так любят свои старые «ведра», что не меняют их. Никакие стимулы сегодня не помогут, — считает собеседник. — Касательно повышенного налога и техосмотра в отношении машин старше 15 лет — это опять забота о себе-любимых, вопрос выживаемости бизнеса».
Хайцеэр напомнил, что 20 лет для автомобиля — это нормально, а львиную долю машин постарше занимают «Жигули»:
«Когда доходы людей наконец-то будут расти, они будут менять машины, и это произойдет естественным путем. По-другому не будет».
Как у других?
Впрочем, полностью исключать в России введение мер стимулирования граждан к отказу от старых машин нельзя. Пример тому — практика других стран, где подобные меры давно реализованы. В частности, в Японии со старой машиной сложно пройти техосмотр, налоги также ощутимо выше. Гражданам проще покупать новый автомобиль раз в три года, чем содержать имеющийся.
«В Японии очень жесткие законы, поэтому много хороших, свежих машин попадают к нам из этой страны. Там чрезвычайно сложно и дорого содержать автомобиль. Есть жесткие нормы к возрасту и пробегу, экологичности. Именно поэтому машины там активно продаются», — напомнил Хайцеэр.
В качестве других примеров эксперт привел Англию и Грецию, где высоки экологические требования. В частности, в Греции налог между машинами экоклассов Евро-5.5 и Евро-6.1/6.2 различается примерно втрое, не говоря уже о еще более «грязной» технике.
Из-за требований к экологичности где-то в центр нельзя въехать, где-то могут быть чуть выше налоги, но зачастую это касается именно «литражных» и старых автомобилей. Система технического осмотра в развитых странах также достаточно жесткая.
«Жесткость по отношению к автомобилям иная, но и уровень жизни и минимальных доходов там совершенно другой. Все это придумано в благополучные времена», — пояснил вице-президент НАС.
В США владельцам старых автомобилей выплачивают до $4,5 тыс. при утилизации. Эти средства можно использовать при покупке новой машины.
Введение в России техосмотра два раза в год в отношении старых автомобилей, по мнению экспертов, пока маловероятно: такой шаг невыгоден властям.
«Инициатива направлена на то, чтобы преодолеть застой на рынке автомобилей, чтобы активнее граждане покупали новые автомобили. Но это никому не понравится и будет крайне негативно воспринято гражданами», — уверен Воропаев.
Эксперт Хайцеэр допустил лишь возвращение прежних условий, когда технический осмотр проводится один раз в год.
«Никакой техосмотр дважды в год не нужен, — заявил собеседник. — Отдельная часть граждан действительно не следит за своими автомобилями, но большинство, наоборот, поддерживают их в хорошем техническом состоянии. Делают все, чтобы машины были безопасны и для себя, и для окружающих».
Читайте также:
Авторы Теги Александр Воронцов