Содержание:
Автомобили возрожденной марки Volga начнут выпускать весной 2026 года
Autonews.ru разбирался, что собой представляют новые Volga, когда они сойдут с конвейера, где их будут выпускать и куда делся партнер в лице китайского Changan
Автомобили Volga K40, Volga K30 и Volga C40 (слева направо)
Выход новых автомобилей под возрожденным брендом Volga порядком задерживается. Причины и прочие подробности столь амбициозного проекта — в обзоре Autonews.ru.
Как погибла «Волга»
В СССР «Волги» были практически недоступны большинству частных лиц, обычно их закупали для служебных нужд и в таксопарки. После распада Советского Союза в линейку бренда входили две модели — седаны ГАЗ-2410 и ГАЗ-3102. Предыдущую практику продаж прекратили, что сильно ударило по Горьковскому автозаводу (ГАЗ). Однако цены на автомобили позволяли исполнить давнюю несбыточную мечту многих россиян.
Несмотря на регулярные модернизации, в основе «Волги» была конструкция 1960-х годов. После обновлений стоимость машины увеличивалась, что в дальнейшем привело к падению спроса. Последней выпущенной «Волгой» стал Volga Siber — лицензионная копия американского автомобиля Chrysler Sebring. Автопроизводитель планировал выпускать до 100 тыс. таких машин в год. Однако с 2008-го по 2010-й на ГАЗе собрали менее 9 тыс. Volga Siber.
В результате компания решила отказаться от выпуска «Волги» и вообще легковых автомобилей, полностью сосредоточив все силы на производстве «Газелей». О «смерти» легендарного отечественного бренда в декабре 2005 года завил Олег Дерипаска, чьи компании владеют или входят в сферу бизнес-интересов промышленной группы «Базовый элемент». Холдинг, в частности, контролирует ГАЗ.
Последний шанс
Вдохнуть жизнь в «Волгу» инженеры ГАЗа попытались еще в 2003 году. Именно тогда Горьковский автозавод презентовал прототип под названием ГАЗ-3115. Концепт представлял собой седан D-класса и самую маленькую модель марки. Главная техническая особенность «пятнадцатой» — задняя независимая многорычажная подвеска. Это, к примеру, позволило перенести «запаску» из багажника в его подполье. Прототип был оборудован 2,3-литровым четырехцилиндровым мотором мощностью 130 л. с. Однако в будущем седан должен был получить «большие» двигатели V6.
ГАЗ планировал выпуск серийной версии ГАЗ-3115. Обсуждалась даже примерная стоимость модели — около $10 тыс. (порядка 283 тыс. руб. по состоянию на 2005 год). Однако возродить легковые «Волги» компании тогда так и не удалось.
В активном поиске
О планах по возрождению бренда «Волга» в июне 2022 года заявил первый вице-премьер и действующий на тот момент глава Минпромторга Денис Мантуров. По его словам, вторую жизнь также должна была обрести и «Победа».
Более детальные планы о возрожденной «Волге» Мантуров озвучил в июне 2023 года. Он отметил, что выпуск автомобилей этой марки может начаться уже летом 2024-го. Также чиновник подчеркнул, что для производства Группе ГАЗ понадобится технологический партнер.
Volga из Skoda
В 2023 году внезапный интерес к марке «Волга» также возник у члена наблюдательного совета Porsche Зигфрида Вольфа, о чем писал Der Spiegel. По данным издания, австрийский бизнесмен направил письмо президенту России Владимиру Путину, в котором предложил на принадлежавших тогда Volkswagen двух заводах возобновить выпуск моделей Skoda.
При этом бизнесмен подчеркнул, что у этих автомобилей необходимо изменить внешний вид и сделать их похожими на «Волгу» и «Победу». По его замыслу, перелицованные Rapid следует начать выпускать на заводе в Калуге, а производство моделей на базе Octavia, Kodiaq и Karoq можно наладить в Нижнем Новгороде. Австриец подчеркивал, что такой шаг поможет заложить основу для дальнейшего развития «независимой и современной российской автомобильной промышленности». Более того, он указал, что договоренность с высшим руководством Volkswagen уже достигнуто.
Амбициозные планы Вольфа не сбылись. После начала военной операции на Украине Volkswagen объявил о прекращении производства автомобилей в России. Также было расторгнуто соглашение о контрактной сборке машин под торговыми марками VW на предприятии ГАЗа в Нижнем Новгороде. ГАЗ начал судебную тяжбу с Volkswagen Group, требуя взыскать убытки, однако в итоге стороны смогли достичь мирового соглашения.
Зимний пакет и ксерокс Changan
Впервые новые автомобили под брендом Volga показали 21 мая 2024 года в Нижнем Новгороде в ходе выставки «Цифровая индустрия промышленной России». На тот момент в линейку марки вошли сразу три автомобиля — cедан D-класса C40, кроссовер С-класса Volga K30 и вседорожник D-класса Volga K40.
Они внешне очень сильно напоминают машины Changan (Raeton Plus, X5 Plus, Uni-Z) и оснащены безальтернативным бензиновым мотором мощностью 188 л. с. Коробка передач — семидиапазонный «автомат».
Все три автомобиля уже в базовой версии получили зимний пакет. В него вошли обогрев боковых зеркал, лобового стекла и форсунок омывателя, подогрев руля, передних и задних сидений. Впрочем, до серии Volga так и не «доехали».
Где будут выпускать
Будущие Volga собираются выпускать на мощностях Нижегородского автомобильного кластера. Причем их производство наладит АО «Производство легковых автомобилей», которое арендует мощности у ГАЗа. По прогнозу действующего главы Минпромторга Антона Алиханова, в год планируется выпускать около 100 тыс. автомобилей «Волга».
Критика властей
Из представителей власти первым оценил новые автомобили Volga премьер-министр Михаил Мишустин. Особое внимание он уделил седану C40, назвав его современным. Одновременно он раскритиковал недостаточный уровень локализации производства машины. Этот вопрос премьер-министр поднял после того, как посидел в салоне «четырехдверки».
«У вас где сделан руль? Китайский? Хочется, чтобы руль был российский. Это же не так сложно, как локализовать коробку и все остальные элементы», — сказал премьер представителю компании, который показывал ему машину.
Теперь Geely
Спустя полтора года модели, с которыми познакомился Мишустин, так и не были запущены в производство. Причины задержки не назывались. Как уточнил источник Autonews.ru, проблемы возникли из-за того, что Changan решил отказаться от участия в проекте.
В начале сентября 2025 года телеграм-канал «Русский автомобиль etc» сообщил, что в разработке машин «Волга» примет участие другая китайская компания — Geely. В российском представительстве бренда подтверждать эти данные не стали. Собственно, от комментариев отказались и в пресс-службе АО «Производство легковых автомобилей» (автор проекта новой Volga).
Выпуск начнется весной
Новая дата начала производство машин под возрожденным брендом Volga — весна 2026 года. Таким прогнозом с журналистами поделился Мантуров. Однако какие-то новые подробности о проекте чиновник раскрывать не стал.
«Коллеги с ГАЗа уже несколько раз озвучивали и передоговаривались на предмет партнерских отношений с разными коллегами. Насколько мне докладывалось, они рассчитывают к весне следующего года уже начать первые этапы сборки и производства», — резюмировал первый вице-премьер.
Авторы Теги Дмитрий Александров