Союз страховщиков: в 2024 году камеры начнут фиксировать поездки без ОСАГО

Ловить водителей без ОСАГО с помощью дорожных камер планируется начать в 2024 году. Как пообещали страховщики, штрафы будут приходить не чаще раза в сутки — в размере 800 руб. Когда запустят систему и кого это коснется

О старте фиксации автомобилистов на дорогах без полисов ОСАГО уже в 2024 году в очередной раз заявили во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). Как объяснил в интервью «Известиям» глава ВСС Евгений Уфимцев, дальше эту задачу «уносить уже нельзя, потому что она нацелена на безопасность людей». По его словам, после запуска системы автоматической фиксации ОСАГО полисы обязательного автострахования начнут покупать чаще. Штрафовать автомобилистов без ОСАГО планируется согласно КоАП — на 800 руб. не чаще раза в сутки. Разбираемся, как должна работать фиксация водителей без ОСАГО и почему ее не могут запустить уже несколько лет подряд.

Как камеры будут фиксировать машины без ОСАГО

Как ранее рассказывал Уфимцев, согласно планам, на первом этапе дорожные камеры будут проверять наличие полисов ОСАГО только у нарушителей ПДД. При этом нарушение должно быть совершено в движении. К примеру, если водитель превысил скорость и попал в объектив дорожной камеры, система проверит у нарушителя и полис ОСАГО. Если же автомобилист не оплатил платную парковку и получил за это штраф, камеры наличие полиса ОСАГО проверять не будут. Если следующие в потоке водители ПДД не нарушают, то и наличие полисов ОСАГО у них проверять не будут.

На втором этапе, который должен наступить не ранее чем через год-полтора после запуска фиксации, отсутствие полисов будут проверять уже у всех участников движения.

На сколько планируют штрафовать

Как подтвердил Уфимцев, штрафы по камерам за отсутствие ОСАГО не превысят 800 рублей в день. Оплатить штраф можно со скидкой 50%. При этом ранее в Российском союзе автостраховщиков (РСА) в начале 2023 года сообщали, что поддерживают его повышение до 5 тыс. руб. Пока от идеи повышения штрафа отказались. При этом в ВВС предупредили: если контроль с помощью камер в 2024 году все-таки не запустят, систему штрафов придется пересматривать. Возможно, речь идет как раз о повышении ответственности за поездки без ОСАГО.

Читать также:
Haval Jolion с пробегом за два года подешевел на 600 тыс. рублей

Почему фиксацию поездок без ОСАГО не могут запустить несколько лет

МВД и РСА с 2018 года пытаются запустить сотрудничество в части обмена данными о незастрахованных водителях.

Результатом совместной работы и должно было стать начало фиксации машин без ОСАГО с помощью камер. Каждая из сторон не раз говорила о готовности со своей стороны. В Москве даже прошло тестирование автоматической фиксации этого вида нарушения. Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов еще в 2018 году в интервью Autonews.ru заявлял, что город готов ввести систему фиксации наличия полисов ОСАГО, как только РСА и МВД объединят свои базы данных.

При этом близкий к разработке документа источник Autonews.ru весной 2023 года рассказал, что для старта фиксации наличия полисов ОСАГО у автомобилистов одних изменений в КоАП недостаточно. По словам источника, для этого также необходимо перезаключение государственного контракта в части работы федеральной системы «Паутина». При этом сам тендер, по его словам, пока так и не объявлен.

Что говорят в МВД

В МВД России в ответы на запросы Autonews.ru о старте возможной фиксации регулярно отвечают, что в настоящее время в ГИБДД не выписывают штрафы за отсутствие полисов ОСАГО на основании данных с камер. За дополнительными разъяснениями в ведомстве отправляют обратно к РСА.

Чем опасны водители без ОСАГО

Максимальная сумма выплаты по ОСАГО по «железу» чужому имуществу — 400 тыс. руб. Если потерпевшим понадобится лечение, то по ОСАГО за причинении вреда жизни или здоровью можно получить до 500 тыс. руб. — такая выплата будет распространяться на каждого потерпевшего. При этом, по данным РСА, примерно у 10% водителей от 40 млн зарегистрированных в России нет полисов ОСАГО.

В соответствии с законом ОСАГО, если водитель устроил ДПТ и был признан его виновником, при этом полиса ОСАГО у него нет, весь нанесенный ущерб ему придется покрывать самому. Зачастую у автомобилистов нет финансовой возможности оперативно расплатиться с потерпевшим и проблема с водителями без полисов становится головной болью для ответственных автомобилистов, которые регулярно платят за ОСАГО. Из-за этого страховщики стали предлагать специальные расширенные полисы ОСАГО, которые действуют, если в водителя въедет автомобилист без страховки — за такую услугу страховщики просят примерно 50% от стоимости полиса. Количество таких оформленных полисов с расширением в РСА Autonews.ru назвать не смогли.