Содержание:
С 1 сентября 2023 года заработают важные изменения для водителей
С 1 сентября заработают изменения, которые позволят инспекторам ГИБДД штрафовать водителей за неисправную ABS, глухую тонировку, шины не по сезону и ряд других нарушений. Что важно знать, чтобы избежать проблем
Госдума приняла новые правила получения водительских прав Закон и ПДД 3 июля Остановка под знаком «Стоянка запрещена»: в каких ситуациях это допустимо Техосмотр 27 января Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям LADA 11 июня «Ситуация неприемлема». АвтоВАЗ признал завышение дилерами цен на Vesta
С 1 сентября 2023 года заработает обновленный перечень неисправностей автомобилей. Если инспекторы ГИБДД обнаружат эти недостатки, водителям будет грозить штраф по ст. 12.5. КоАП (можно оплатить со скидкой 50%), а в некоторых случаях и запрет эксплуатации вплоть до устранения неисправностей. Как объяснили Autonews.ru в МВД России (согласовывает ответы ГИБДД) в ответ на запрос, изменения нужны были для актуализации и гармонизации перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, с положениями технического регламента Таможенного союза.
«Для обеспечения однозначности толкования ныне применяемых норм детализированы требования к тормозным системам, рулевому управлению, внешним световым приборам и двигателю. Конкретизированы способы выявления неисправностей автотранспорта: визуальный контроль или с обязательным использованием средств технического диагностирования», — сказали в ГИБДД.
Там также пояснили, что в перечень включены только те положения технического регламента, несоблюдение которых непосредственно влияет на безопасность автомобилей. Разбираемся, что изменится для водителей и за что теперь будут штрафовать.
Неисправная система ABS
Водителю грозит штраф, если окажется, что элементы антиблокировочной тормозной системы не закреплены и отсоединены или видны ее повреждения. Водители могут понять, что с системой возникли проблемы, по мигающей лампочке на панели приборов. Кроме того, автомобилисты могут заметить, что педаль тормоза стала хуже откликаться на нажатие. Согласно перечню неисправностей, этот недостаток инспекторы ГИБДД также будут проверять, ориентируясь на световой индикатор.
«Антиблокировочная тормозная система является составной частью рабочей тормозной системы, от исправности которой зависит безопасность ТС. Неисправность данной системы выявляется с помощью светового индикатора мониторинга рабочего состояния АБС», — сказали в ГИБДД.
При этом в ведомстве объяснили: если заводом-изготовителем автомобиля АБС не предусмотрена, дооснащение такой системой не требуется. Проверять инспекторы будут только те компоненты в автомобиле, которые предусмотрены его комплектацией на момент выпуска.
Шины с шипами летом и летние зимой
Как добавили в ГИБДД, в постановлении используется единый для всей территории России подход по ограничению использования шин «не по сезону». Так, например, летом (с июня по август) запрещено использовать ошипованные зимние шины, а зимой (с декабря по февраль) — летние.
При этом запрет на использование зимой летних шин распространяется только на легковые автомобили и небольшие грузовики (до 3,5 тонн).
Как обратил внимание ведущий юрист Европейской Юридической Службы Орест Мацала, у водителей не должно возникнуть проблем при использовании так называемых липучек.
«Зимняя резина не предусматривает обязательной ошипованности. Резина может быть зимней и без шипов. Она может быть всесезонной. В связи с чем никаких проблем при использовании «липучек», которые, как правило, и являются всесезонной резиной, возникнуть не должно», — считает эксперт.
Сильная тонировка и регистраторы
Согласно регламенту, светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не более 70%, а для транспортных средств, оснащенных броневой защитой, не более 60%.
Также водителей смогут штрафовать, если на лобовые стекла установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла). К этому перечню, по мнению опрошенных экспертов, можно отнести и видеорегистраторы, но только если они находятся в зоне работы дворника со стороны водителя.
Ранее капитан полиции в отставке и основатель сообщества «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов пояснял Autonews.ru, что обычно инспекторы ГИБДД не обращают внимания на такие мелкие детали в оснащении автомобилей и не оформляют штрафы за навигаторы. В свою очередь, руководители нескольких пунктов техосмотра посоветовали снимать их при заезде на пункты для получения диагностической карты.
Что инспектор ГИБДД может проверить в автомобиле
Как объяснил юрист Орест Мацала, в рамках осмотра инспекторы ГИБДД могут выявить проблемы с АБС и прочими элементами автомобиля. По его словам, если проблема связана с рулевым управлением либо тормозной системой, то может последовать задержание автомобиля на штрафстоянку (ст. 27.13 КоАП РФ). Он отметил, что в ПДД есть строгие запреты, когда управление ТС запрещено:
- при неисправности рабочей тормозной системы;
- при неисправности рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда);
- при негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости;
- при недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.
В остальных случаях, по словам юриста, можно отделаться штрафом и проследовать с соблюдением мер предосторожности к месту устранения неисправности. Однако, как предупредил в разговоре с Autonews.ru член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов, в таком случае при каждой последующей остановке инспектором ГИБДД автомобилисту будет грозить штраф. В качестве примере он примел нарушение, связанное с установкой неправильных шин: оно запрещает эксплуатацию, но не запрещает передвижение до СТО или до места парковки.
«Получается, что ехать можно, но платно. Каждый инспектор может оштрафовать нарушителя на 500 руб. Это должно стимулировать водителя скорее исправлять все поломки. Не хочешь платить штраф — пожалуйста, есть эвакуатор или выездные шиномонтажи», — отметил Холодов.
Глава Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин отметил, что измененный перечень поможет исправить ситуацию, в которой у водителя есть обязанность содержать автомобиль в исправном виде, но при этом за ряд нарушений штрафовать их возможности не было — нужных норм просто не было в законодательстве.
«Например, не было ответственности за поездки на шинах не по сезону. Теперь же штраф появился, и это правильно, поскольку многие водители до сих пор считают, что можно не «переобуваться» в течение года, — сказал Шапарин. — А вот нормы, которые связаны с проверкой AБС, в первую очередь коснутся водителей грузовиков. Они с этой проблемой сталкиваются регулярно. И неисправные грузовики инспекторы смогут отправлять на штрафстоянку», — отметил Шапарин.
Эксперт при этом сомневается, что инспекторы ГИБДД будут проверять такой параметр, как подтеки жидкости в гидроусилителе руля, но предупредил, что водителей будут штрафовать и за установку предметов на лобовом стекле, которые закрывают обзорность. Это, в частности, регистраторы, присоски для телефонов и так далее.