С 1 апреля при сдаче вождения в ГИБДД разрешат чаще ошибаться

С 1 апреля заработают изменения при сдаче практического экзамена на права в ГИБДД. Что упростят, а что станет сложнее

С 1 апреля 2024 года автомобилистов ждет ряд нововведений при сдаче экзамена на права в ГИБДД. В частности, заработают изменения в ст. 25 и 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», появится новый регламент по сдаче практического экзамена на водительские права в ГИБДД, а вступят в силу поправки в положение о лицензировании образовательных организаций.

Объясняем, что важно знать каждому.

1. Учеников «серых» автошкол не допустят к экзаменам

Автомобилисты, которые воспользовались услугами так называемых «серых» автошкол рискуют остаться не допущенными к экзаменам на права в ГИБДД. Речь идет об автошколах, которые обладают необходимой материально-технической базой только на бумаге. Например, фактически у них нет площадок, образовательных классов, тренажеров и так далее. Дело в том, что с 1 апреля инспекторы ГИБДД будут проверять у всех автошкол заключение о соответствии учебно-материальной базы. Если автошкола не получит этот документ, она не сможет получить свою первую лицензию на ведение образовательной деятельности или продлить уже действующую. Учеников таких школ к сдаче экзаменов в ГИБДД не допустят.

Однако член Союза автошкол России Сергей Матвеев в беседе с Autonews.ru заявил, что такое нововведение не коснется большинства учеников. По его словам, у работающих официально автошкол такой документ уже есть — иначе они не могли бы обучать кандидатов.

«Чтобы получить разрешение на работу, автошколы пишут заявления в ГИБДД. Те приезжают и проверяют, соответствует по списку, все ли необходимое есть в наличии. Это, например, учебные автомобили, плакаты. Без этой проверки просто нельзя начать работу. Если все хорошо, автошкола получает нужное заключение, и если в базе ничего не меняется, нет новых классов, автомобилей, это разрешение действует бессрочно, — объяснил Матвеев. — Новые участники рынка три-четыре года назад получали такие разрешения на пять лет, то есть никаких проблем для учеников я не ожидаю. Изменения просто уточнили, что автошколы после проверки должны получить еще и заключение. Думаю, что в предыдущей версии документа про это просто забыли».

Тем не менее эксперт признал, что ученикам стоит проверять, есть ли такой документ у автошколы, чтобы не столкнуться с запретом на сдачу экзамена.

В свою очередь автоэксперт и юрист Катерина Соловьева также считает, что большинство автошкол к этому изменению давно готовы. Однако, по ее словам, «риск столкнуться с недобросовестной автошколой у учеников есть всегда».

При сдаче вождения в ГИБДД разрешат чаще ошибаться

Согласно новому регламенту с 1 апреля будущим водителям при сдаче практики с инспекторами ГИБДД разрешат чаще ошибаться. Сейчас, согласно регламенту, во время проверки «вождения» можно набрать 5 штрафных баллов. С 1 апреля — можно будет уже 7. «В подпункте 186.2 пункта 186 цифру «5» заменить цифрой «7», — говорится в обновленном тексте регламента.

Ошибки ценой один балл:

  • движение без ремня безопасности
  • действие или бездействие кандидата, которые привели к необходимости экзаменатора вмешаться в процесс управления
  • не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество
  • не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество
  • выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления
  • осуществлял движение на запрещающий сигнал светофора или регулировщика
  • не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1
  • пересек стоп-линию (разметка 1.12) при остановке (при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора регулировщика)
  • нарушил правила выполнения обгона
  • нарушил правила выполнения поворота
  • нарушил правила выполнения разворота
  • нарушил правила движения задним ходом
  • нарушил правила проезда железнодорожных переездов
  • превысил разрешенную максимальную скорость движения
  • использовал во время движения телефон.

Ошибки ценой два балла:

  • выехал на перекресток или остановился на пешеходном переходе при образовавшемся заторе
  • нарушил правила остановки или стоянки
  • не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой
  • в установленных случаях не снизил скорость и (или) не остановился
  • нарушил правила перевозки пассажиров
  • нарушил правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки
  • не приступил к выполнению задания экзаменатора (проигнорировал)
  • допустил ошибку при выполнении постановки транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов
  • допустил ошибку при выполнении постановки транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом
  • допустил ошибку при выполнении разворота транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом
  • допустил ошибку при выполнении остановки и начале движения на подъеме и на спуске
  • допустил ошибку при выполнении остановки для безопасной посадки или высадки пассажиров.

По мнению Матвеева, такая «поблажка» действительно может помочь при сдаче практики, ведь иногда будущие водители допускают мелкие промахи, а потом собираются с силами и успешно сдают тест. Однако он обратил внимание, что во многом экзамен так и остается зависимым от настроения инспектора ГИБДД.

«Придраться можно к любому водителю. Можно гонять кандидата сколько угодно, пока не выполнены все упражнения. Но в целом это изменение правда может помочь — так, допущение одной грубой ошибки ценой 5 баллов еще не будет значить, что водитель не сдал. И это может сработать, что сдавать будут лучше», — считает участник отрасли.

Читать также:
Больше, чем телевизор. Тест-драйв электрокроссовера Skywell ET5

В свою очередь Соловьева считает, что такая поправка связана еще и со стремлением нивелировать строгость формализма в части подсчета штрафных баллов.

«К примеру, тронулся ученик с места, не пристегнулся. Через три метра сам же нажал на тормоз, вспомнил, пристегнулся. Формально это минус балл. И инспектор не может их не минусовать, так как весь процесс чаще всего снимают на камеру. А в данном случае это формальность», — сказала юрист.

3. Переносят сроки для пересдачи экзаменов в ГИБДД

Менее удобными для кандидатов в водители теперь станут сроки для пересдачи экзаменов. Это касается тех, кто не смог успешно сдать вождение после трех попыток. До изменений прийти на четвертую и последующие пересдачи кандидаты могут не ранее, чем через месяц и не позже, чем через 3 месяца.

Так, с 1 апреля 2024 года, если автомобилист не сдал вождение три раза, прийти на следующую пересдачу он сможет уже не ранее, чем через 6 месяцев и не позднее 9 месяцев со дня предыдущего экзамена. Как ранее объясняли в ГИБДД при обсуждении таких изменений, водители использовали пересдачи как возможность «потренироваться». Теперь же кандидатам придется использовать время до последующей пересдачи для более ответственной подготовки.

В свою очередь Матвеев предупредил о дополнительных рисках для тех, кто пересдает экзамен в третий раз и для тех, кто такую попытку провалил.

«Начиная уже с февральского набора все те водители, которые не сдали вождение с третьей попытки, следующий шанс смогут использовать только через 6-9 месяцев. Зная эти ужесточения, ученики, теоретически, должны требовать от автошкол лучше их готовить, чтобы не застрять без прав еще на полгода, — сказал эксперт. — При этом автошколы не превращают людей в водителей автоматически, там только дают навыки. И такие навыки, если их не освежать, быстро стираются. Поэтому если выпускник автошколы через 3 месяца так и не сел за руль, в дальнейшем это будет сделать только труднее».

Он также отметил, что из-за дополнительных переживаний остаться еще на полгода без удостоверения сдать «вождение» с третьей попытки станет еще сложнее.

«Поэтому третья попытка будет теперь почта всегда провальной, потому что водитель будет думать, что ему надо будет опять брать дополнительные уроки, тратить время и деньги. Сейчас несколько часов дополнительного наката будут стоить около 15 тыс. руб. при цене обучения в 20 тыс. В дальнейшем есть риск, что такой провалившийся ученик просто забудет, отложит обучение, а через полгода вспомнит, что надо бежать пересдавать. И надо будет опять брать уроки вождения. А ведь у него еще и сданная «теория» сгорает через полгода», — предупредил участник отрасли.

При этом, по мнению Матвеева, изменения с увеличением срока ожидания последующей пересдачи связано скорее с нехваткой принимающих экзамены инспекторов ГИБДД, нежели с заботой о повышении безопасности на дорогах.

4. К экзаменам ГИБДД допустят не всех

Изменения также принесут запрет на сдачу экзаменов в ГИБДД в ряде дополнительных случаев. С 1 апреля не разрешать сдавать экзамен или выдавать водительские удостоверения следующим лицам:

  • лишенным водительских прав;
  • тем, кто не выполнил условия возврата водительского удостоверения по истечении срока лишения;
  • тем, кого поймали на езде в нетрезвом виде или на отказе проходить медосвидетельствование (таким водителям нельзя будет сдавать экзамен в течение года с момента исполнения постановления);
  • лишенным права заниматься деятельностью, непосредственно связанной с управлением автомобиля.

5. Часть водительских удостоверений перестанут действовать

Согласно изменениям в законе «О безопасности дорожного движения», части автомобилистов в России после 1 апреля 2024 года придется пересдавать на права. Иначе их водительские удостоверения перестанут действовать.

Недействительными водительскими правами в России начнут считать:

  • иностранные национальные и международные водительские удостоверения по истечении одного года с даты получения иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство либо гражданства России;
  • полученные россиянами за границей иностранные национальные водительские удостоверения по истечении одного года с даты первого въезда в Россию после получения таких прав.

Иностранные национальные и международные водительские удостоверения будут действовать в течение года, после чего указанные удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами в России.

Таким образом, если, к примеру, автомобилист из России выучился на права в Турции, Грузии, Таиланде или Испании (или в любой другой стране), сдал экзамены там, а 1 апреля 2024 года вернулся в Россию, у него будет ровно год на прохождение экзамена ГИБДД и оформление российского документа. Если такой же российский автомобилист с иностранным водительским удостоверением въедет в Россию 1 июня 2024 года, у него также будет один год на получение российского документа — по текущим правам он сможет ездить до 1 июня 2025 года. С иностранцами логика такая же — после получения ВНЖ или гражданства России на замену прав у них также будет один год.

Чтобы получить водительские удостоверения российского образца, пересдать придется только теорию.

Если не переучиться на права, при встрече с инспекторами ГИБДД будет считаться, что прав у таких водителей нет вообще. За это последует штраф по ч.1. ст. 12.7 КоАП (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством): от 5 тыс. до 15 тыс. рублей.