С 1 апреля в России подорожает целый ряд автомобилей из-за новых ограничений

Правительство запретило поставки в Россию машин, растаможенных со скидками в странах Евразийского экономического союза. Насколько они подорожают и можно ли сэкономить

Российские власти запретили серые схемы параллельного импорта автомобилей с прохождением таможенного оформления в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Такие каналы поставок позволяют сэкономить на таможенных и иных платежах, что дает возможность снизить стоимость автомобиля на 20–30%, предупреждают участники рынка. Новые правила не перекроют поставки иномарок в Россию, но заметно увеличат их цену.

Что изменится с 1 апреля

С 1 апреля 2024 года ввоз автомобилей в Россию для физических лиц будет возможен либо напрямую, через российскую таможню с уплатой всех ставок, акцизов и налогов, либо через страны Таможенного союза, но с доначислением платежей в счет утилизационного сбора. Все остальные возможности запрещены согласно февральскому постановлению правительства № 152, которое вносит изменение в постановление от 2013 года об утильсборе.

То, что в России собрались так или иначе запретить серые схемы ввоза через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), стало понятно, когда российское правительство подготовило проект поручения (копия документа есть в распоряжении Autonews.ru) к Евразийскому межправсовету в узком составе (состоялся 2 февраля).

В российском проекте говорилось о товарах в общем, а об автомобилях упоминалось лишь вскользь. В частности, прямо говорилось о том, что электромобили, попадающие в Россию через Киргизию, проходят таможню с уплатой пошлин, исходя из заниженной таможенной стоимости, и что это надо пресечь.

А в середине февраля было принято то самое постановление правительства № 152, в котором прямо говорится следующее: разница в легализации автомобиля в странах ЕАЭС при ввозе в Россию будет доначислена к сумме утилизационного сбора. А это:

  • разница в расчете таможенной пошлины из-за занижения стоимости машины в стране ЕАЭС;
  • разница в уплате НДС;
  • разница в уплате акциза.

В итоге утильсбор вырастет на размер разницы в уплате таможенных сборов, акцизов и НДС между Россией и странами ЕАЭС.

Исключение сделано для электромобилей и гибридов

Если обычные машины можно будет растаможить в Киргизии и Белоруссии и при ввозе в Россию доплатить разницу в виде повышенного утильсбора, то ввоз электромобилей и параллельных гибридов, у которых двигатель внутреннего сгорания никак не связан с колесами, просто запрещается. Точнее, он разрешен, но только при непосредственном прохождении таможни на территории России.

По мнению основателя компании Rucars Романа Рассудкова, это позволит обойти соглашения с ЕАЭС по стандартным таможенным пошлинам.

«Собственно, таможенные платежи составляют во всех странах ЕАЭС 15% от стоимости автомобиля и менять их нельзя. Но можно, с одной стороны, давать скидки, а с другой — снижать НДС и акциз на одну категорию товаров. С другой стороны, Россия вправе повышать утилизационный сбор, чем и пользуется», — рассуждает эксперт.

Рассудков считает, что под удар новых правил попадут в первую очередь китайские электромобили и гибриды, которые сейчас являются лидерами рынка в сегменте от 5 млн до 10 млн руб. Это в первую очередь модели марок Zeekr, Lixiang и Aito.

Как можно ввезти машины до 1 апреля

Источник Autonews.ru на рынке рассказал несколько способов, которыми пользовались поставщики машин до сих пор. По его словам, совокупные пошлины на ввоз автомобиля в Россию равны 48%, но особенности законодательства в союзных государствах позволяют значительно снизить этот процент.

Во-первых, в Белоруссии нет акцизов и НДС на ряд категорий транспортных средств, в частности на электромобили. Во-вторых, их растаможка может осуществляться на льготные категории граждан. В Киргизии НДС есть, но он составляет не 20%, как в России, а 12%. При этом там таможенные 15% берутся от очевидно заниженной цены, в результате чего прохождение оформления обходится даже дешевле, чем в Белоруссии, где НДС равен 0%.

Насколько повысятся цены

По словам Рассудкова, прохождение таможни в Киргизии или Белоруссии позволяет существенно сэкономить. При этом в каждой из стран свои способы снизить конечную стоимость машины. Это могут быть более низкие таможенные пошлины, занижение стоимости товара, от которой считается процент таможенного сбора, скидки для различных категорий граждан, а также более низкая ставка НДС, которая может быть даже нулевой в случае с электромобилями и приравненными к ним подзаряжаемыми гибридами.

Читать также:
ГИБДД оштрафовала девушку, приехавшую сдавать на права за рулем

«По сравнению с Киргизией, при прохождении таможни в России для электромобиля цена увеличивается на 20–30%. Скажем, если сейчас автомобиль из Китая в Москве стоит под ключ $50 тыс., то после принятия новых мер его цена увеличится до $65 тыс.», — подсчитал Рассудков.

В Белоруссии таможенные ставки такие же, как в России, но существуют схемы с растаможкой на физических лиц, которые имеют право на льготы, говорит специалист по продажам автомобилей с пробегом из Европы Руслан Кривонос. Также бывают попытки занижать таможенную стоимость ввозимых машин. Если нововведения заработают, то это будет на руку добросовестным продавцам, считает эксперт.

«Таможенная пошлина составляет 48%, но при ввозе на физическое лицо с правом на льготу платится всего 24%. О том, что использование такой схемы в коммерческих целях хотят запретить, в Белоруссии говорят давно. Вопрос в том, как все будет реализовано», — рассказал Кривонос.

Управляющий директор Frank Auto Ирина Франк также подтверждает, что участники рынка видели проект российского правительства и уже из-за него стали повышать цены.

«Популярный электрокар Zeekr 001 сейчас стоит около 6 млн руб. Подорожать машина может примерно на 400 тыс. руб. Это связано с тем, что в Киргизии повысят тарифную сетку на 6–7%. Если вы хотите купить автомобиль по максимально выгодной цене, то поспешите сделать это до 1 апреля 2024 года. Уже сейчас машины подорожали на 3–4% из-за информации в документе правительства — именно так рынок на нее отреагировал», — говорит Франк.

Geely Monjaro

О том, насколько вырастут цены, можно судить, например, по Geely Monjaro. Такие автомобили попадают в Россию как через официального поставщика, так и по каналу параллельного импорта через Киргизию. Отличить «киргизские» Monjaro при этом можно по сохранившимся иероглифам на задней двери, которые у официальных автомобилей отсутствуют. Сейчас у дилеров можно найти объявления о продаже новых Monjaro с иероглифами за 4 050 000 руб., и в эту цену уже входит страховка. Официальные машины стоят минимум 4 544 900 руб. с учетом действующей безусловной скидки в 150 тыс. руб.

Как будут считать цены по новым правилам

Главный вопрос, который сейчас волнует участников рынка, заключается в том, как будут считать цены с 1 апреля. В постановлении правительства на этот счет прямо сказано, что расчет таможенной стоимости будет осуществляться исходя из данных о марке и модели автомобиля по списку, подготовленному Минпромторгом на основе данных от Федеральной таможенной службы.

Такой список обязаны будут опубликовать в открытом доступе и обновлять раз в квартал. Однако до сих пор ничего подобного министерство не готовило, и первая редакция пока находится в стадии составления, пояснили Autonews.ru в Минпромторге, отметив, что сами цены устанавливаются на основе данных таможни.

Источник Autonews.ru на рынке говорит, что до сих пор действовала похожая схема с той разницей, что открытого доступа к таможенной базе со стоимостью машин не было.

«В России при растаможке использовались каталожные цены, но самих каталогов никто не видел. В Киргизии есть некая сетка с ценами, в Белоруссии делают оценку. Как с 1 апреля будет работать в России, никто не понимает», — говорит источник.

Для граждан стран ЕАЭС ничего не изменится

В проекте поручения Евразийского межправсовета, подготовленного Москвой, отдельно говорилось, что речь не идет об изменении правил таможенного оформления в странах ЕАЭС. Существующие там льготы на ввоз машин, их таможенная стоимость и ставки останутся неизменными.

Однако если окажется, что стоимость таможенного оформления в стране ЕАЭС была ниже, чем если бы машина сразу прошла таможню в России, то ввоз таких автомобилей в РФ должен быть запрещен либо осуществлен с доплатой возникшей разницы.