Российские банки заявили о падении спроса на автокредиты

Autonews.ru обратился в крупные российские банки, чтобы узнать, каковы новые ставки по автокредитам, почему падает спрос на финансовые программы и чего следует ждать покупателям

В России в первой половине ноября продажи автомобилей сократились на 20–30%. Такие данные Autonews.ru привели представители целого ряда крупных дилерских компаний. Помимо роста цен из-за нового утильсбора, рынок тормозят высокие ставки по кредитам и снижение одобряемости банками из-за изменений требований к заемщикам.

Autonews.ru обратился в крупные финансовые учреждения, выяснив, как обстоят дела в секторе автокредитования и к чему в ближайшей перспективе готовиться потребителям.

Какой сейчас размер ставки

Руководитель кредитования и страхования вертикали «Авто» финтех-компании «Баланс Платформа», работающей с банками в сегменте автокредитования, Алексей Бородавин в беседе с Autonews.ru отметил, что банки корректируют условия по программе автокредитования из-за повышения ключевой ставки и, как результат, стоимости фондирования. По словам эксперта, по сравнению с первой половиной сентября можно говорить о росте среднего уровня ставок на рынке на 1 процентный пункт.

«И это, скорее всего, не финальные значение, так как часть банков еще в процессе изменений. Если говорить про средний уровень ставок, то это уже порядка 26–28% для автомобилей с пробегом. В сегменте новых машин средние ставки значительно ниже за счет специальных предложений от автопроизводителей», — подчеркнул он.

В свою очередь, начальник управления развития партнерских программ стратегических сегментов «Росбанк Авто» Вячеслав Якубчик заявил, что в ноябре средневзвешенная ставка по автокредитам у них составила 20% годовых.

«Это если мы говорим в целом по портфелю, без разбивки на новые машины и автомобили с пробегом», — уточнил он.

В разрезе сегментов в компании привели иные цифры. Так, по новым моделям за счет субсидированной поддержки со стороны автопроизводителей средняя ставка в Росбанке в ноябре составила 18%. По словам Якубчика, прирост к уровню октября составил +1 процентный пункт.

«Как видно, прирост ниже уровня увеличения ключевой ставки ЦБ, которая выросла на 2 процентных пункта с 25 октября. Это объясняется новыми объемами поддержки со стороны брендов с целью частичной компенсации последствий этого решения, а также желанием сохранить кредитные программы на доступных для клиентов условиях», — объяснил эксперт.

Он также добавил, что в сегменте подержанных автомобилей средняя ставка по кредиту в ноябре достигла уровня 27% годовых.

В ВТБ на данный момент кредиты на покупку машины доступны от 16,1% годовых. При этом в пресс-службе компании напомнили, что по субсидированным программам автопроизводителей клиенты могут получить более низкие ставки.

В пресс-службе банка «Зенит» точный размер ставки называть не стали. Представитель компании подчеркнул, что эта цифра зависит «от нескольких факторов и определяется индивидуально».

Насколько провалились автокредиты

В Росбанке подтвердили, что в ноябре объемы выданных автокредитов начали снижаться. Так, в компании зафиксировали падение продаж примерно на 10–15% по сравнению с аналогичным периодом октября.

В ВТБ также заявили о снижении спроса на автокредиты, это явление в банке объяснили ужесточившейся политикой ЦБ и повышением утильсбора.

«С 1 по 13 ноября ВТБ провел 5,3 тыс. сделок более чем на 5,4 млрд рублей. Это на 8% по числу и на 10% по объему ниже, чем за аналогичный период октября», — подчеркнул представитель компании.

Аналогичную информацию предоставили Autonews.ru в банке «Зенит». По словам представителя компании, в ноябре они зафиксировали снижение спроса на классические автокредиты, «согласно тенденциям рынка».

В ОТП-банке нам сообщили о незначительном снижении потока заявок в первую декаду ноября (-2% к предыдущему месяцу). При этом в компании уточнили, что в целом поток заявок на автокредиты за последние три месяца стабильный.

Алексей Бородавин, в свою очередь, отметил, что до конца октября тренд по заявкам оставался в положительной зоне. Однако уже в начале ноября ситуация изменилась в противоположную сторону.

«Если разделить сегмент на новые автомобили и подержанные, то фиксируем разнонаправленные тренды. По машинам без пробега произошло снижение объема заявок на плюс-минус 15%. Что касается б/у автомобилей, то тут интерес, пусть и незначительно, в пределах 5%, но вырос», — объяснил эксперт.

Читать также:
Названы цены на новый Solaris KRS. Это полный аналог Kia Rio

Как изменились условия

Вслед за повышением ключевой ставки ЦБ крупные российские банки были вынуждены скорректировать условия по автокредитам и кредитам под залог машин. В большинстве компаний Autonews.ru подтвердили, что это произошло еще в конце октября. Правда, точные цифры и условия в банках раскрывать не стали.

Например, в ОТП-банке рассказали, что они были вынуждены скорректировать условия предоставления автокредитов «пропорционально росту ключевой ставки». Очень похожее заявление сделали в банке «Зенит». Представитель компании заявил, что они пошли на такой шаг, так же как и «другие игроки рынка».

Представитель ВТБ признал, что поэтапный рост ключевой ставки в этом году неизбежно отражается на стоимости кредитных продуктов, в том числе для покупки машин. При этом, по его словам, агрессивный рост ставок в этом сегменте сдерживают требования ЦБ по предельной стоимости кредитов.

Что будет дальше

В ВТБ уже в декабре ждут увеличения активности автозаемщиков. Представитель компании заметил, что это тренд будет связан с традиционным желанием россиян провести сделки в уходящем году.

«Объемы выдач автокредитов в первом зимнем месяце могут превысить результаты ноября. Но в целом по итогам октября—декабря сокращение рынка может составить до трети по отношению к третьему кварталу. Среди факторов — высокая концентрация спроса в сентябре из-за увеличения утильсбора, действие макропруденциальных надбавок, высокие ставки по рыночным программам автокредитования», — сказал представитель банка.

Что касается начала следующего года, то, по прогнозам ВТБ, этот период будет «тихим». В компании считают, что часть заемщиков, планировавших купить машину, совершат сделки в этом году. В свою очередь, другие предпочтут приступить к поискам нужного автомобиля ближе к февралю, когда завершатся длинные выходные и будет налажен привычный рабочий режим.

«В 2025 году дополнительное давление на сегмент окажут макропруденциальные лимиты, которые должны заработать с 1 апреля. По нашим оценкам, число автокредитов может снизиться не менее чем на 10%. При этом вследствие роста среднего чека из-за изменения стоимости машин объемы рынка могут быть идентичными результату 2024 года», — резюмировал представитель ВТБ.

Начальник управления макроэкономического анализа Совкомбанка Никита Кулагин выступил с менее оптимистичным прогнозом. По его словам, в компании ожидают постепенное снижение объема выдач автокредитов в ближайшее время. Ключевых для такого тренда факторов несколько.

  • Ужесточение требований к выдаче автокредитов с 1 июля 2024 года. Это решение сделало для банков заметно менее выгодным автокредитование населения с высокой долговой нагрузкой.

«Так, в третьем квартале доля граждан в выдачах автокредитов с ПДН (показатель долговой нагрузки) более 50% сократилась до 40% с 62% во втором квартале, а с ПДН более 80% — до 13% с 30% ранее», — пояснил Кулагин.

  • Повышение ключевой ставки, а также рост спреда ставок (над ключевой ставкой) из-за ужесточения НКЛ и возникшего дефицита фондирования. В результате доступность рыночных автокредитов существенно снижается для населения.
  • Иссякание отложенного спроса еще с 2022-го — начала 2023 года, а также повышенной активности перед повышением утильсбора с 1 октября 2024 года.
  • Прогнозируемое снижение способности компаний наращивать зарплаты. Жесткая денежно-кредитная политика уже в скором времени будет приводить к тому, что предприятия не смогут так же активно повышать оплату труда, что негативно скажется на будущих выдачах автокредитов.

«Тем не менее мы не ждем существенного падения автокредитов, поскольку растущие реальные доходы населения позволяют обслуживать долг даже по высоким ставкам, а также формировать больший первоначальный взнос. Также важно отметить, что сохраняются программы субсидирования автокредитов от производителей и дилеров. Это удерживает рынок автокредитования», — заключил Кулагин.

Начальник управления развития партнерских программ «Росбанк Авто» Вячеслав Якубчик заявил, что на фоне действующих мер со стороны ЦБ, направленных на охлаждение кредитного рынка, а также высокой ключевой ставки драйвер роста рынка отсутствует. При этом он отметил, что в конце года, как правило, наблюдается рост продаж, связанный с выполнением брендами своих годовых планов.

«Ввиду этого возможен рост рынка в декабре на 10–15% в сравнении с ноябрем. Напротив, в начале года рынок сталкивается с традиционным спадом продаж. Поэтому объемы кредитного рынка, вероятно, вернутся на уровень октября—ноября текущего года», — подчеркнул эксперт.

Автор Дмитрий Александров, Юлия Кошкина