Эксперт Мигаль рассказал и подорожании машин с маленьким объемом двигателя
После возможного изменения правил утильсбора выбор машин на рынке должен сохраниться, однако покупатели переключатся на вторичку, уверен основатель крупного российского маркетплейса по продаже автомобилей
Как в случае изменения методики расчета утилизационного сбора изменится авторынок, какие модели могут исчезнуть из продажи, а какие — наоборот — появиться? О том, к чему готовиться потребителям, Autonews.ru рассказал основатель автомобильного маркетплейса Fresh Денис Мигаль.
Утилизационный сбор — это разовый платеж, который взимается при ввозе или производстве автомобиля.
Физические лица, завозящие машины для личных нужд, платят по льготным ставкам: 3,4 тыс. руб. за новые авто до трех лет, 5,2 тыс. руб. за машины старше трех лет. Для компаний суммы несравнимо выше: например, за автомобиль младше трех лет с мотором 1–2 л — 667 400 руб., а с двигателем 2–3 л — уже 1 875 400 руб. Эти ставки ежегодно индексируются.
С 1 ноября 2025 года Минпромторг планирует изменить систему расчета: размер утильсбора будут определять не по объему, а по мощности двигателя. Льготы останутся только для машин до 160 л.с. — все, что мощнее, будет облагаться коммерческими ставками. Как отмечали в ведомстве, изменения расчета утильсбора необходимы «в контексте новых тенденций развития автомобильной промышленности в целом и появления новых высокомощных силовых установок в конструкции транспортных средств».
— Как возможные изменения расчета утильсбора отразятся на авторынке?
— Новая методика расчета утильсбора, если будет принята, скажется на рынке скорее качественно, чем количественно. Будут происходить примерно те же процессы, что произошли на продовольственном рынке. Говядина и баранина стали слишком дорогими для вас? Это не значит, что вы станете вегетарианцем. Просто переключитесь на более доступную курятину и свинину.
— Какие машины могут покинуть рынок?
— Выбор автомобилей на рынке останется — ничего не должно исчезнуть, но кто-то из покупателей, кто рассматривал вариант покупки машины по параллельному импорту из Кореи или Китая, пойдет к официальному дилеру или обратится ко вторичному рынку — на нем выбор еще больше, есть все. Те, у кого есть деньги, по-прежнему будут «выбирать сердцем». Ничто не мешает привезти новейший Mercedes-Benz AMG-серии или M-серию BMW.
— Как новый утильсбор скажется на частных покупателях?
— Повышение утильсбора для частников будет способствовать общему повышению цен — так всегда происходит в отсутствие конкуренции. В данном случае, конкуренции официальным дилерам. Приведет ли повышение к открытию новых сборочных производств в России — вопрос. Как справедливо замечают некоторые комментаторы, десять лет назад не было таких заградительных тарифов, однако и выпуск машин на территории страны, и спрос на них, были намного выше. Так что одним утилем, видимо, ничего не решить.
— Что будет с автобизнесом в целом и вторичкой в частности?
— В бизнесе под удар попадут компании, которые специализируются на поставке автомобилей из-за рубежа под конкретных покупателей, так называемых «конечников». К примеру, мы дилерском направлении работаем с автомобилями, ввезенными импортерами, с полной уплатой всех сборов — хотя, как мы знаем, и для них сборы будут планомерно повышаться. Наш основной вид деятельности — машины с пробегом. Средний возраст таких машин — восемь лет. Они давно ввезены на территорию страны, и на их ценообразование влияет слишком много факторов, чтобы переживать о каком-то одном.
— Если все же говорить о реформе, предложенной Минпромторгом?
— Но предложение властей исключить разницу в тарифах для физических и юридических лиц серьезно затронет структуру автомобильного рынка. Сегодня физические лица имеют право на существенно меньшие платежи по сравнению с компаниями-дилерами. Такая мера направлена на борьбу с серым импортом и выравнивание условий для официального бизнеса. Изменение системы расчета утильсбора негативно отразится на импорте автомобилей с пробегом. Скорее всего, это повлечет рост стоимости ввозимых автомобилей, особенно тех, чьи владельцы рассчитывали на низкие сборы благодаря маленькому объему двигателя.
— На какие машины сильнее всего повлияет новый утильсбор?
— Автомобили, оснащенные мощными двигателями, станут главными жертвами нового подхода к утилизационному сбору. Если власти утвердят повышение тарифов, особенно дорогие спортивные и премиальные автомобили, чьи двигатели имеют высокую производительность, столкнутся с резким увеличением расходов на оформление документов.
— Например?
К таким машинам относятся BMW M-серии, Mercedes-Benz AMG, Porsche, Audi RS и другие люксовые марки. Помимо премиум-класса, изменение коснется бюджетных с высокими показателями производительности. Например, компактные городские автомобили с малым объемом двигателя, но большой мощностью (например, хетчбэки с турбированными моторами), также окажутся под давлением высоких платежей. Для электромобилей и гибридов последствия будут схожими. Электродвигатель способен выдавать высокий уровень мощности даже при небольших размерах самого мотора, что повысит ставку налога на транспортные средства с такими характеристиками.
Изменения в утильсборе приведут к снижению количества ввезенных подержанных автомобилей из-за рубежа, так как расходы на доставку и оформление возрастут. Это ухудшит положение компаний, занимающихся продажей таких автомобилей, и ударит по сегменту среднего класса, традиционно ориентированного на доступные подержанные авто. Таким образом, перспективы отечественного автопрома выглядят нестабильно. Рост налоговой нагрузки наряду с проблемами дефицита запчастей и компонентов создадут дополнительные трудности для участников рынка, включая автодилеров и автолюбителей.
Читайте также:
Авторы Теги Михаил Переходько