Autonews.ru назвал все российские автомобильные бренды 2024 года

Россия остается страной с собственной автомобильной промышленностью. Многие отечественные бренды ушли в историю, но и сейчас в России существует семь марок, выпускающих пассажирские автомобили

История российских автомобилей

Днем рождения автомобиля считается 29 января 1886 года. Уже в летом 1896 года российские изобретатели и предприниматели Фрезе и Яковлев представили первый российский автомобиль. Правда, наладить его выпуск в заметных объемах тогда не удалось.

Это не помешало возникновению до 1917 года в Российской Империи собственной автомобильной промышленности. Самой успешной маркой стала «Руссо-Балт», правда и ее объемы производства суммарно исчисляются сотнями выпущенных за несколько лет машин. Важно отметить, что для начала XX века это были нормальные объемы производства.

Правила игры изменил Генри Форд, который первым в автомобильной промышленности применил конвейерный метод производства и вышел на привычные для современности объемы выпуска. Не случайно, именно на Форда ориентировалась уже советская автомобильная промышленность, создаваемая в период индустриализации.

В первые десятилетия советский автопром ориентировался преимущественно на выпуск грузовых автомобилей, которые были необходимы в том числе на стройках новых автомобильных фабрик. Буквально — были нужны машины для того, чтобы строить заводы по выпуску машин.

Первые легковые автомобили производились также в первую очередь для нужд государственных учреждений и в минимальном количестве поступали в частное пользование. Личные автомобили стали относительно массовым явлением только после Великой отечественной войны.

Первыми массовыми легковыми автомобилями стали послевоенные «Москвичи» и «Победы», а позже «Волги». Но настоящей революцией стало строительство Волжского автозавода.

Сборочный цех Волжского автомобильного завода имени 50-летия СССР,  март 1976 г. СССР. Куйбышевская область. Тольятти

На момент постройки Волжский автозавод стал крупнейшим предприятием по выпуску легковых автомобилей в мире. Другие концерны производили больше машин, но не на одном заводе, а сразу на нескольких.

Также развивалось производство «Москвичей», «Волг», а на Украине «Запорожцев», «Таврий» и ЛуАЗов. Микроавтобусы в СССР начали выпускать в Риге и Ереване.

С распадом Советского союза и падением плановой экономике уже российский автопром резко вырос в количестве выпускаемых машин и значительно потерял в их качестве: при СССР машины были дефицитом, и заводы любой ценой стали стремиться удовлетворить спрос. Это пагубно сказалось на имидже российских машин, восстанавливать который пришлось уже в XXI веке.

Начиная с конца 1990-х в Россию пришли мировые автопроизводители, которые стали открывать свои производства. Выпускаемые ими модели новыми стоили дороже моделей отечественных марок, но быстро стали насыщать и вторичный рынок, составляя там уже ценовую конкуренцию машинам Lada.

В итоге уже отечественным маркам пришлось подтягивать качество своей продукции до мирового уровня. К началу 2022 года на рынке хватало места и иномаркам российской сборки, и традиционным брендам. Однако из-за станционного давления иностранные производители ушли из России, а отечественный автопром столкнулся с необходимостью конкурировать уже с китайскими автомобилями.

Тем не менее, на начало 2024 года в России существует семь национальных автомобильных брендов, которые выпускают пассажирские автомобили, управлять которыми можно с водительским удостоверением категории «B». То есть легковые машины, не грузовики и не автобусы.

Lada

Lada Granta

  • Самый доступный автомобиль: Lada Granta
  • Цена: От 699 900 руб.

Бренд Lada принадлежит компании АвтоВАЗ, основным активом которой является Волжский автозавод. Также ею контролируются Ижевский автозавод, бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге и бывшее предприятие GM-AvtoVAZ в Тольятти.

В настоящий момент в производстве остаются три модельные линейки. Это семейство Lada Granta, самый доступный новый автомобиль на российском рынке, цена которого стартует с 699 900 руб. Даже в богатом исполнении такие автомобили стоят примерно 1 млн руб. Главным их недостатком можно считать то, что морально они уже устарели, а также отсутствие автоматической трансмиссии.

Более современной является Lada Vesta. Автоматическая трансмиссия вернется на эту модель только в марте 2024 года, но уже сейчас это самый современный отечественный автомобиль с просторным салоном, хорошей управляемостью и богатым списком опций.

Наконец, продолжается выпуск Lada Niva как в классической версии Legend, так и в варианте Travel — рестайлинговой версии Chevrolet Niva. В 2024 году этим машинам обещают новый 1,8-литровый мотор.

ГАЗ

ГАЗ «Соболь»

  • Самый доступный автомобиль: «Соболь»
  • Цена от 1,8 млн руб.

Старейшее производство пассажирских автомобилей в России в настоящий момент осуществляется на Горьковском автозаводе. Седаны «Волга» и «Чайка» там сейчас не выпускаются, зато делают микроавтобусы под именем «Соболь», которые вполне могут подойти на роль семейных автомобилей.

Читать также:
Минпромторг разрешил ввозить Ford, Mazda и Kia по параллельному импорту

«Соболи» бывают двух поколений. Оригинальную модель еще можно найти по цене от 1,75 млн руб. Ее же полноприводная версия обойдется примерно в 2,2 млн руб. Наконец, новинкой российского рынка является «Соболь NN». Это принципиально новая машина с существенно улучшенными потребительскими качествами. Правда, полный привод для нее пока не полагается, а самый доступный вариант микроавтобуса обойдется в 3 575 000 руб.

Sollers

Sollers ST6

  • Самый дешевый автомобиль: ST6
  • Цена от 2,4 млн руб.

Компания Sollers возникла в результате отделения «Северсталь-Авто» от металлургической компании «Северсталь». Долгие годы Sollers выпускал «УАЗы» и собирал на своих заводах иномарки, включая Ford. Fiat, Mazda, SsangYong и Toyota. После ухода всех этих иномарок с российского рынка, компания купила лицензии на выпуск моделей китайского концерна JAC под собственным брендом. Так появились автомобили с собственным именем Sollers.

Сейчас модельный ряд состоит из трех линеек. Это пикапы Sollers ST6 на базе JAC T6, легкие грузовички Argo, а также фургоны и микроавтобусы Atlant. Плюсом компании можно назвать тот факт, что она купила права на доработку и модернизацию автомобилей и активно осуществляет их локализацию, в том числе осваивая выпуск двигателей.

УАЗ

UAZ Hunter

  • Самая доступная модель: UAZ Hunter
  • Цена от: 1 430 00 руб.

Ульяновский автозавод исторически выпускает серьезные внедорожники, сначала модели ГАЗ, а затем и собственные разработки. Он входит в концерн Sollers, но сохранил собственную, историческую марку.

Сейчас это три модельные линейки. Самой старой, если считать с момента запуска в производство является линейка микроавтобусов, фургонов и небольших грузовиков, которые в среде автомобилистов более всего известны как «Буханки» и «Головастики».

Чуть новее семейство внедорожников UAZ Hunter, конструкция которых не сильно изменилась с 469-ой модели, дебютировавшей на УАЗе в начале 1970-х годов. Наконец, на вершине гаммы стоит более комфортабельный UAZ Patriot, но и он разрабатывался с конца 1980-х годом и уже может считаться устаревшим.

Aurus

Aurus Senat

  • Самая доступная модель: Senat
  • Цена от: 43 млн руб.

Российская марка Aurus создавалась с прицелом на государственный заказ для первых лиц страны. Однако почти с самого начала было объявлено, что как минимум не бронированные варианты автомобилей станут доступны и для свободной продажи.

Сейчас предлагаются седаны Senat и кроссоверы Komendant, в перспективе также возможно появление микроавтобусов Arsenal. Стоимость на Senat и Kommendant стартует примерно от 43 млн руб., но надо учесть, что такие машины создаются по индивидуальным заказам и их конечная цена может сильно превышать базовую.

Машины Aurus собираются на заводе в Татарстане, а их кузова сваривает прилегающий цех завода Sollers. Мощность производства — до 5 000 машин в год. Не так давно глава Минпромторга Денис Мантуров пообещал, что в будущем линейка Aurus будет расширена за счет более доступных моделей представительского и бизнес-класса.

«Москвич»

«Москвич 3»

  • Самая доступная модель: «Москвич-3»
  • Цена от: 2 120 000

Бренд «Москвич» был возрожден в 2022 году, но в машинам советского периода он теперь имеет очень далекое отношение. Фактически, под этой маркой выпускаются модели все того же китайского концерна JAC.

Более того, «Москвичи» выпускаются не на историческом заводе, а на бывшем предприятии Renault в Москве. Последнее в свое время расположилось в недостроенном здании завода двигателей «Москвича», стены и крышу которого в свое время успели возвести, но производство моторов где так и не запустили.

Сейчас модельный ряд представлен кроссовером «Москвич 3», электромобилем на его базе «Москвич 3е» и лифтбэком «Москвич 6».

Evolute

Evolute i-Pro

  • Самая доступная модель: i-Pro
  • Цена без учета скидок: от 2 990 000 руб.

Самая молодая российская марка электромобилей, к тому же еще и электрических. Выпускает их в Липецкой области компания «Моторинвест» на мощностях, когда-то построенных для сборки автомобилей Great Wall.

Из-за особенностей государственного регулирования в России поставки доступных электромобилей оказываются не выгодными, так как после уплаты всех сборов их цена все равно оказывается очень высокой. Решить проблему отчасти позволяет локальная сборка, и Evolute стал первым, кто реализовал подобную схему.

При этом в основе модельного ряда все равно лежат китайские автомобили Dongfeng. Но использование именно российской марки позволяет надеется на скорую локализацию таких машин.