Автоэксперт Шапарин рассказал о штрафах с камер за отсутствие ОСАГО
Путин поручил решить вопрос с автоматической системой выявления нарушений ПДД, которые раньше не фиксировались. Как и когда это будет работать
Владимир Путин поручил правительству, МВД и ЦБ, а также высшим должностным лицам субъектов Федерации до 1 ноября «принять меры по совершенствованию администрирования правонарушений, предусмотренных ст. 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечив применение работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи».
Что это означает для российских автомобилистов и как будет работать, Autonews.ru выяснил у профильных экспертов и представителей страхового сообщества.
Должна быть, но не запущена
Вопрос проверки наличия полисов автогражданской ответственности с помощью автоматических камер фотовидеофиксации обсуждается в России несколько лет, но инициатива пока так и не реализовали.
Предполагалось, что в экспериментальном режиме автоматическая проверка полисов ОСАГО запустится с 1 марта 2025 года, однако впоследствии эти сроки сдвинулись на 1 июля. При этом с 1 марта заработало другое нововведение: сотрудников ГАИ лишили права требовать полис автогражданки при регистрации машины.
Ожидалось, что в ходе эксперимента на наличие полиса ОСАГО будут проверять только транспортные средства, попавшиеся на других нарушениях ПДД: за «пойманное» камерой нарушение предлагалось выписывать штраф, а об отсутствии ОСАГО лишь уведомлять через «Госуслуги». Введение автоматических штрафов с камер за отсутствие ОСАГО в Российском союзе автостраховщиков (РСА) ожидали с 1 января 2026 года.
В МВД к проверке полисов ОСАГО камерами начали готовиться еще в 2024 году. Тогда был заключен контракт на усовершенствование системы «Паутина», объединяющей все комплексы фиксации нарушений ПДД. Однако работы ведутся до сих пор.
По мнению президента Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, в МВД не заинтересованы пускать в свою систему сторонних игроков и сопрягать ее с какими бы то ни было базами данных, поэтому модернизация может сильно затянуться.
Новые изменения
В поручении Путина от 15 мая профильным министерствам и ведомствам говорится о «принятии мер», которые должны обеспечить применение камер в отношении транспорта без полисов ОСАГО. Размытая формулировка допускает в том числе и вариант, при котором с 1 ноября 2025 года таких лиц начнут сразу же штрафовать с помощью камер.
«В целом ряде регионов уже заявили о технической готовности к этому. Допускаю, что вначале потребуется тестовый период, чтобы отладить систему обмена данными в реальных условиях и избежать негативной реакции от ошибочно выставленных штрафов», — прокомментировал Autonews.ru директор по развитию портфеля ОСАГО «Росгосстраха» Юрий Стрекалов.
Президент НАС Антон Шапарин подчеркнул, что вопрос внедрения штрафов за отсутствие полисов ОСАГО добрался до президентского уровня, но усомнился в том, что сами штрафы начнут выписывать с 1 ноября:
«Говорить про полноценный запуск с 1 ноября нельзя, потому что к этой дате должны быть представлены предложения, потом проведен эксперимент, займет довольно долгое время. Мы считаем, что использование системы фотовидеофиксации в данном случае, — это попытка решить накопившиеся проблемы в системе ОСАГО путем механического загона автовладельцев, которые теряют надежду на то, что ОСАГО позволит им привести машину в состояние, в котором она была до аварии», — пояснил эксперт.
В РСА заметили, что с 1 марта 2025 года полис ОСАГО стало не нужно предъявлять при регистрации автомобилей, а проверки полисов через камеры рассматривались как новый инструмент контроля. Предложенный на Госсовете вариант проверки наличия полисов ОСАГО через дорожные камеры там поддержали и подтвердили, что страховое сообщество готово продолжить использовать имеющиеся возможности для решения социальных вопросов.
«Стоит отметить, что после запуска проекта по проверке наличия ОСАГО через камеры в региональные бюджеты будут обеспечены дополнительные поступления от штрафов — это станет одним из дополнительных источников финансирования для регионов, средства также могут быть направлены на модернизацию парков общественного транспорта», — подчеркнули в РСА.
Будущие доработки
Генеральный директор Национальной страховой информационной системы (НСИС) Николай Галушин отметил, что прежде рассматривался промежуточный вариант отслеживания транспортных средств без страховок. Он выразил уверенность, что запуск полноценной системы более целесообразен, чем предварительные эксперименты.
Вместе с тем, для запуска штрафов с камер, по его словам, потребуются доработки информационных систем ГАИ, Минцифры и НСИС. После завершения этих работ станет возможной проверка целого комплекса нарушений.
«По каждому застрахованному ТС информация распределяется в Автоматизированной информационной системе (АИС) страхования по ряду идентификаторов, например, по государственному регистрационному знаку, VIN-номеру, по полису ОСАГО, периоду страхования. Поэтому через сопряжение информационных систем с АИС страхования можно получить данные не только по наличию действующего ОСАГО, но и по соответствию полиса цели использования транспортного средства, в том числе такси», — конкретизировал Галушин.
Юрий Стрекалов отметил, что никакого влияния на стоимость полисов для законопослушных владельцев автомобилей данное нововведение не окажет. Собеседник отметила, что в настоящее время от 10 до 15% автомобилистов выезжают на дороги, не обеспечив страховую защиту своей гражданской ответственности, а значит, в случае происшествия по их вине пострадавшим придется самостоятельно взыскивать компенсацию за ущерб.
Штрафы
Одновременно с поручением обеспечить наказание владельцев транспорта без ОСАГО с помощью камер президент Путин поручил обеспечить «возможность направления страховыми организациями части прибыли, дополнительно полученной при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в результате совершенствования администрирования правонарушений».
Эти средства будут тратиться на обновление парка общественного транспорта в субъектах Федерации, что говорит о заинтересованности властей нарастить сбор средств с нарушителей ПДД.
Эксперт Шапарин заметил, что внедрение проверки полисов ОСАГО — в большей степени является политическим шагом, направленным на рост поступлений в государственную казну.
«Если раньше страховые просто требовали внедрить контроль за наличием полисов ОСАГО в систему фотовидеофиксации, то сейчас они готовы меняться, а часть сверхприбылей направить на приобретение подвижного состава для общественного транспорта. Но непонятно, какую часть, все это будет на усмотрение правительства», — заметил он.
Напомним, что с 1 января 2025 года ряд штрафов за нарушения ПДД были повышены в полтора раза. Одновременно была снижена с 50% до 25% скидка при оплате. К слову, сейчас муссируется вопрос о возвращении 50-процентной скидки. Соответствующий законопроект готовится к внесению на рассмотрение Госдумы.
В соответствии с поправками в КоАП, вступившими в силу с 1 января, за повторную езду без полиса ОСАГО автомобилистов наказывают штрафом не в 800 руб., как было раньше, а от 3 до 5 тыс. руб. Сами полисы пока проверяются инспекторами вручную.
Читайте также:
Авторы Теги Александр Воронцов