Ремонт НПЗ, снижение объемов предложений, курс рубля — как эти факторы будут влиять на стоимость бензина уже в мае и какие цены водители увидят на АЗС

В ГИБДД отреагировали на хитрость водителей с ремнями безопасности Важные изменения для водителей 1 марта С 1 марта в России изменились ПДД. Как не попасть на новые штрафы Налог на роскошь 13 апреля Минпромторг опубликовал список облагаемых налогом на роскошь машин Техосмотр 27 января Техосмотр 2023: все, что нужно знать водителям

Май — традиционное время ухода российских нефтеперерабатывющих заводов (НПЗ) на плановый ремонт. На этом фоне объем предложений на рынке обычно снижается, что ведет к повышению оптовых цен на горючее. Эксперты и аналитики рассказали Autonews.ru, следует ли ждать роста стоимости бензина на АЗС к началу лета и какие еще факторы могут повлиять на стоимость горючего.

Весенние скачки цен

В России в 2022 году бензин при инфляции в 11,1% подорожал на 0,6%, а дизельное топливо — на 8,4%: значительного роста цен по итогам минувшего года удалось избежать. Однако, по данным аналитиков, в нынешнем году с февраля оптовые цены на топливо пошли вверх. Впрочем, это никак, как утверждает Росстат, не повлияло на средние потребительские цены на бензин, которые остаются практически прежними (50,91 руб. за один литр по данным на 25 апреля). Стоимость бензина марки Аи-92 чуть превышают 47 руб. за один литр. Средние цены бензина Аи-95 и Аи-98 — 51,41 руб. и 61,68 руб. за литр соответственно.

По словам доцента кафедры экономики РЭУ имени Плеханова Александра Тимофеева, этой весной уже были зафиксированы скачки цен на топливо от месяца к месяцу. По словам эксперта, такая ситуация «несколько необычна». Так, в марте нынешнего года по сравнению с февралем цены на бензин были снижены в 16 регионах на 2,5-2,9%, но в регионах где пошел сильный рост производства, цены наоборот выросли на 30-50%. В итоге, потребительские цены отличались от цен производителей в 0,2 раза.

Биржевые цены на бензин в апреле подскочили на 1,7-1,9%. Про словам Тимофеева, это в пределах того, что акцизы к концу года планово вырастут на 4%. Он напомнил, что с 2023 года для нефтяных компаний повышается налог на НДПИ и тем самым отчисления в бюджет будут на 30% больше. Кроме того Минфин сократил демпферные выплаты.

«Впрочем, сильно повышать цены на бензин значительно никто не даст, это только разгонит инфляцию. Да и высокие цены на бензин и машины приведут к отказу населения от машин в пользу общественного транспорта или просто станут меньше ездить», — подчеркнул эксперт.

👉 98-й и 100-й бензин: в какие машины его лучше не заливать

Автор исследования КРОС «Отраслевой ландшафт влияния» Петр Кирьян считает, что следует ожидать некоторой относительно небольшой корректировки цен, но не в мае, а позже, в течении 2023 года. По его словам, сейчас можно наблюдать восстановление оптовых цен (котировки) до значений начала 2022 года, и само по себе это не может заметно сказываться на ценниках на АЗС.

«Однако, в 2022 году правительство активно компенсировало нефтяным компаниям условные потери от поставок на внутренний рынок вместо поставок на экспорт — это так называемый механизм демпфера. Сейчас идет дискуссия о том, чтобы пересмотреть уровень цен для расчета компенсаций нефтяникам и вот это может приводить к корректировке цен», — пояснил он.

Запас прочности и скидки на топливо

В свою очередь, руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов резких скачков цен на бензин и дизель этой весной не ожидает. По его словам, запас прочности относительно текущих биржевых котировок у розничного сектора большой.

«Он настолько большой, что в настоящее время многие компании на АЗС снижают цены на топливо. Правда делают это они не явном виде, а с помощью всевозможных систем лояльности (например скидки для клиентов про заправке на определенную сумму). Таким образом, цены на топливо могут снижаться для водителя на 2-3 руб. Причем на некоторых АЗС скидки и вовсе могут доходить до 5 руб. Поэтому именно в мае какого-то серьезно роста цен я не жду, экономические предпосылки к этому отсутствуют», — объясняет Баженов.

👉 За оторванный на заправке пистолет могут лишить прав. Что нужно знать

Читать также:
Параллельный импорт авто оказался под угрозой. Как и цены на машины

Если смотреть на динамику биржевых цен, действительно может показаться, что они растут, полагает эксперт. Баженов подчеркнул, что отчасти этой действительно так, но рост происходит с очень низкой базой. Поэтому, по его словам, ошибочно полагать, что это может вызвать корреляцию внутренних розничных цен на топливо в сторону увеличения.

В свою очередь, ведущий аналитик компании «Алгоритм топливный интегратор» Виктор Костюков считает, что потенциал для роста цен имеется. Однако на сколько он может быть серьезным, эксперт прогнозировать не стал. По его словам к концу апреля оптовые цены наконец достигнуты максимума прошлого года. Так, в прошлом году пиковая стоимость 95-го бензина на бирже была в районе 54 — 55 тыс. за тонну.

«За последние две недели апреля мы подобрались к этим вершинам, до этого цены были намного ниже. Думаю, примерно на этих показателях рост и остановится. При этом надо понимать, что розницы эти корректировки пока не касались. Когда это произойдет, сказать пока сложно», — заметил эксперт.

Курс доллара

Начало апреля ознаменовалось снижением курса рубля относительно остальных мировых валют. По мнению ряда экспертов, это может также привести к изменению стоимости топлива. Как объяснил научный сотрудник Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, курс доллара влияет на рост цен на топливо, так как экспорт становится выгоднее внутреннего рынка. При этом эксперт подчеркнул, что в нынешних условиях рост экспорта мало вероятен. «Зато вероятно желания получить недополученную выгоду за счет населения. Но чтобы этого не допустить, есть антимонопольные службы», — заметил Журавлев.

Иного мнения придерживается автор исследования КРОС «Отраслевой ландшафт влияния» Петр Кирьян. По его словам, курс доллара не стоит рассматривать как серьезный аргумент в вопросе повышения стоимости топлива. Эксперт напомнил, что он был высоким во втором квартале 2022 года и к аномалиям в части цен на бензин или дизельное топливо это не приводило.

Ремонт заводов и перестройка экспорта

Еще один фактор, который может повлиять на стоимость топлива, — традиционный в весенне-летний период уход некоторых НПЗ на плановый ремонт. Соответственно это означает уменьшение объемов выпуска горючего. По словам Дмитрия Журавлева, из-за этого цены на горючее действительно могут пойти вверх. Однако такие изменения будут являться «кратковременным фактором». В случае долгосрочной тенденции, по мнению эксперта, в ситуацию должна будет вмещаться антимонопольная служба.

Григорий Баженов напомнил, что в весенне-осенний период традиционно увеличивается спрос из-за этого можно наблюдать положительную динамику в росте ценна топливо. Также на это частично влияет и то, что НПЗ в нашей стране в это время года встают на ремонт.

👉 История заправок: от цистерн с топливом до искусственного интеллекта

«Тут, безусловно, надо понимать, что все зависит о регионального базиса к региональному базису, но в общем и целом это влияет на средние цены и по всей России, если мы говорим об опте. Однако этот рост происходит с низкой базой. При этом товарных нефтепродуктов сегодня достаточно много, а их экспорт до конца так и не перестроен. Поэтому резкого скачка, который бы привел к необходимости корректировать розничные цены вверх, я не ожидаю», — прогнозирует эксперт.

Схожего мнения придерживается Александр Тимофеев. Он напомнил, что лето — сезон высокого спроса на горючее. Дело тут не только в поездках на дачи и автопутешествиях, но также стоит помнить о посевных работах и связанных с этим процессах. При этом количество предложений остается на обычном уровне. Одновременно, за границей из тех кто закупал топливо у России, запасы на лето подросли и там тоже сложился «боковик».

«Ряд аналитиков считает, что период низких цен закончился, и впереди только их рост, но стоит еще дождаться конца лета когда запасы у покупателей за рубежом поиссякнут и будет новая корректировка демпфера. Если эмбарго будет усиливаться и российские нефтяники будут терять экспортный доход, то опять пойдет выравнивание за счет внутреннего рынка, но запас есть, ведь разница биржевой и демпферной цены пока сократилась с 30% на 12%», — рассуждает эксперт.

Виктор Костюков согласился, что на май приходится большинство ремонтов НПЗ, поэтому нефтяники действительно могут «поджимать биржевые продажи». При этом он подчеркнул, что пока не понятно, как сильно это повлияет ли это на розничные цены прямо сейчас.

«Надо понимать, что нефтяники ограничены известным тезисом антимонопольщиков — цены могут расти, но в приделах инфляции. Сейчас годовая инфляция составляет 1,68%», — резюмировал он.