Покупка автомобилей из параллельного импорта теперь грозит потерей ₽844 тыс.

Россиян, выбирающих покупку автомобиля из параллельного импорта, теперь ждут новые риски. В ряде случаев кроме стоимости самой машины придется дополнительно оплатить существенный утильсбор. Кого это коснется

Автомобили ушедших брендов продолжают поступать в Россию по каналам параллельного и альтернативного импорта. Из-за повышения утилизационного сбора с 1 августа 2023 года оформление таких машин существенно подорожало. Чтобы избежать оттока клиентов, дилеры стали использовать другие схемы, в первую очередь с изначальным оформлением автомобилей на физлиц. Чем это теперь грозит покупателю разбирался Autonews.ru.

Государство попросит доплатить

Утилизационный сбор формально собирается с целью компенсации расходов на дальнейшую утилизацию автомобиля и собирается как новых, так и с подержанных транспортных средств, вводимых в эксплуатацию на территории России. Однако отечественным автопроизводителям государство этот утилизационный сбор в дальнейшем компенсирует. Таким образом, эта схема работает как мера поддержки российского автопрома.

С 1 августа 2023 года ставка утильсбора для импортных машин существенно выросла. Так, за каждую машину с объемом двигателя от 2 до 3 литров придется заплатить 844 тыс. руб., за транспортное средство с мотором объемом от 3 до 3,5 литров 970 тыс. руб, более 3,5 литров — 1,25 млн руб.

Однако в правилах есть лазейка. Если машину на территорию стран Таможенного союза ввозит физическое лицо, то для автомобилей с объемом двигателя до 3 литров, а также для электромобилей действует льготная ставка — всего 3400 руб.

У такой схемы, при этом, есть важные исключения, о которых покупатель в России может не знать. Поскольку поблажки положены только физическим лицам, государство нашло способ подстраховаться и исключить из их числа перекупщиков.

Так, 29 октября 2023 года вступили в силу очередные изменения в Постановление правительства, регулирующее правила уплаты утильсбора. Согласно изменениям, если автомобиль, купленный частным лицом за границей и оформленный им на себя в России, был им перепродан в течение 12 месяцев со дня первоначальной регистрации, это будет считаться коммерческой деятельностью.

В таком случае государство потребует от собственника доплатить разницу в ставке утильсбора для физических или юридических лиц.

За машину с объемом двигателя до 1 литра разница составит 77 800 рублей.

За машину с мотором объемом 1-2 литра — 302 600 руб.

За машину с двигателем объемом 2-3 литра — 841 400 руб.

За электромобиль — 356 600 руб.

Есть и еще одна ловушка. Та же доплата полагается для физического лица, если в течение 12 месяцев с момента регистрации автомобиля он ввез в страну и оформил на себя еще одну машину. В таком случае с точки зрения государства это также осуществляется не в личных, а в коммерческих целях.

Если не заплатить доначисленный сбор, то он перестанет считаться уплаченным, а это одно из оснований для признания электронного паспорта транспортного средства действительным. Действие ЭПТС окажется приостановленным, а эксплуатация автомобиля окажется невозможной.

Какие автомобили подвержены риску

После повышения утильсбора поставщики машин по параллельному импорту действительно стали адаптироваться и использовать альтернативные схему, признают участники рынка. Это позволило избежать снижения спроса, говорит управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк.

«Не могу сказать, что из-за нововведений спрос на автомобили изменился в худшую сторону — он остался прежним. У других игроков рынка ситуация может быть иной, но все так или иначе адаптируются к новшествам, чтобы не терять клиентов», — говорит Франк.

Читать также:
АвтоВАЗ возобновил производство Lada Granta с ABS

Использование альтернативных каналов поставки признает и руководитель китайского подразделения компании China Car Club Александр Сероштанов.

«Нововведения покупателей не отпугивают: бюджетные автомобили ввозить невыгодно уже давно, а в среднем ценовом сегменте и премиуме научились адаптироваться к ситуации. Перекупщики, салоны и юрилца научились работать с повышением утильсбора с 1 августа, используя различные схемы», — констатирует эксперт.

Таких схем существует по меньшей мере две. Первая — это покупка машины у физлиц в странах Таможенного союза, говорит учредитель компании «Автодегустатор» Арарат Мардоян.

«Такой вариант в основном применяется компаниями, которые ввозят машины через Белоруссию. У них есть специальные граждане, готовые оформлять машины на себя и перепродавать их российскому клиенту. Дилер в России при этом выступает организатором сделки, фактически посредником.

Но такой путь используется все реже. Представьте, что клиент приходит в салон за иномаркой премиум-класса ценой во много миллионов рублей, а менеджер предлагает ему забрать машину у непонятного физлица и год не иметь права на переоформление», — говорит Мардоян.

Потому, популярнее другая схема, рассказывает основатель компании Rucars Роман Рассудков.

Машина изначально оформляется на конечного покупателя, при этом всю работу по подбору, ввозу, прохождению таможни и оформлению документов берет на себя дилер — просто он действует не от своего имени, а от имени клиента. И по документам выглядит все так, словно покупатель сам ездил за покупкой в соседнюю страну и сам все оформлял.

Однако все продавцы признают, что в независимости от схемы в случае перепродажи в течение 12 месяцев именно владелец машины должен будет доплатить утильсбор.

«Перепродать машину, приобретенную по схеме параллельного импорта, в течение года можно, просто собственнику придется заплатить в казну недостающие сборы», — констатирует Франк.

Эксперты советуют проверять происхождение машины

Избежать рисков можно, если изначально знать о них и согласиться с правилами, говорят участники рынка. То есть покупать машину для себя, согласиться ездить на ней не менее одного полного года и отказаться от покупки еще одного автомобиля из параллельного импорта в течение 12 месяцев.

Таким образом, пострадать могут только те, кто игнорирует вышеперечисленные условия, но таковых меньшинство, считают продавцы.

«Мы даем выбор клиентам: купить по полной цене или заплатить меньше, но принять риски. От такой скидки почти никто не отказывается», — говорит Рассудков.

С ним согласна и Франк.

«Для некоторых покупателей последующая доплата разницы в утильсборе не станет сдерживающим фактором, а другим будет несложно подождать год и уже потом продать машину. Но обычно автовладельцы не меняют свои авто чаще раза в год, то есть такое нововведение затронуло немногих», — отмечает эксперт.

Тем не менее, очень важно проверять, на кого оформлена предлагаемая машина, как были уплачены все положенные пошлины, верно ли указаны данные об автомобиле.

Два источника Autonews.ru на рынке, пожелавшие не называть себя, чтобы не вызывать излишнего недовольства конкурентов, особо подчеркнули, что наибольшим рискам подвержен ввоз машин с оформлением через Киргизию.

«Там чиновники готовы оформлять автомобиль по заниженным ставкам, например, занижая его стоимость. Так выходит дешевле при расчете таможенной пошлины», — поясняет источник.

При этом такие «ошибки» в документах могут всплыть уже в России, при перепродаже автомобиля, предупреждают собеседники Autonews.ru.